Новости раздела

Верховный карт марийцев РТ: «Раньше в деревнях на одной половине жили православные, а на другой — некрещеные»

Марийские жрецы выбрали духовное правление: новый глава служил в полиции и хорошо знает Казань

Верховный карт марийцев РТ: «Раньше в деревнях на одной половине жили православные, а на другой — некрещеные»

Марийскую традиционную религию можно назвать самой незаметной среди традиционных конфессий Волго-Уральского региона. 1 апреля в Йошкар-Оле состоялось большое собрание глав и представителей общин из Марий Эл, Татарстана и Удмуртии. Такое же мероприятие любой другой конфессии освещалось бы СМИ и могло послужить поводом для написания экспертных колонок. Недостаток информации постарался компенсировать автор «Реального времени» Марк Шишкин в эксклюзивном материале.

Этническая религия, которая выдержала конкуренцию мировых

Люди со стороны называют эту религию марийским язычеством, в документах употребляется название марийская традиционная религия, но сами приверженцы именуют свою веру марий кумалтыш (т. е. марийское моление). Они поклоняются пантеону богов во главе с верховным небесным Ош Поро Кугу Юмо. Пересказывают древние мифы и стараются дать им современную интерпретацию. Для общественных молитв и жертвоприношений собираются в священных рощах — кусото. Паломничают к местам, связанным с героями и святыми марийской старины: на Чубылатову гору в Советском районе Кировской области, на могилу Акпатыра в Малмыжском районе, на курган Турек Суртана в Мари-Турекском районе.

Марийскому язычеству удалось сохранить позиции в тяжелой конкуренции с православным христианством и исламом, а затем пережить советский слом традиционного уклада жизни. Хотя в общественной жизни современной Марий Эл большим весом обладает Йошкар-Олинская епархия Русской православной церкви, а в православных храмах ведется богослужение на марийском языке, многие по-прежнему ходят молиться в рощу, а за советом идут к жрецу — карту. Организационное оформление марийской традиционной религии началось еще в 1991 году и завершилось в 2007 году, когда была создана централизованная религиозная организация. Собрание, состоявшееся на минувших выходных в Йошкар-Олинском общественно-политическом центре, было посвящено дальнейшему развитию организационной структуры.

Активисты религиозных общин из городов и сельской местности, представители государственной власти и национальной интеллигенции собрались для того, чтобы утвердить состав и выбрать председателя нового конфессионального органа

Духовное правление в помощь Александру Таныгину

Карты в белых шапках — теркупшах, в рубашках с традиционной вышивкой и в белых кафтанах — шобырах, активисты религиозных общин из городов и сельской местности, представители государственной власти и национальной интеллигенции собрались для того, чтобы утвердить состав и выбрать председателя нового конфессионального органа — Центрального духовного правления марийской традиционной религии. Благословил работу собрания верховный карт Марий Эл Александр Иванович Таныгин. Функции модератора взял на себя глава общины из Нового Торъяла и уважаемый карт Василий Гаврилович Блинов. Рядом с ними в президиуме находились лидеры общин из Татарстана и Удмуртии.

В новой организационной структуре религиозные и менеджерские функции распределены между духовным советом и духовным правлением. Участники совета — почитаемые верующими карты будут контролировать точное соблюдение обрядов, заниматься нравственным воспитанием, идеологией, согласованием и унификацией религиозных терминов. Главой совета и верховным картом по-прежнему остается Александр Иванович Таныгин, который является лидером марийской традиционной религии с 1998 года. В правлении будут сосредоточены задачи по организации молений, взаимодействию с государственной властью, все юридические вопросы.

«Цвет защитников природы — это цвет наших священных рощ»

Председателем Центрального духовного правления избрали Василия Федоровича Смирнова. Уроженец Сернурского района Марий Эл, где позиции язычества считаются наиболее прочными, майор милиции в отставке, незадолго до этого возглавил общину в Йошкар-Оле. После вступления в должность, он согласился ответить на несколько вопросов для «Реального времени».

— Василий Федорович, какие задачи на новом посту вы собираетесь решить в первую очередь?

— Задач много, будем решать параллельно. Нужно развивать отношения с марийскими общинами по всей Российской Федерации. Прежде всего, это Нижегородская и Кировская области, Татария, Башкирия и Удмуртия. Нужно заняться подготовкой кадров. У православных есть академии и семинарии, у мусульман медресе и исламский институт, а нам организовать свою подготовку священнослужителей только предстоит. Хорошие перспективы вижу у работы на экологическом направлении. Цвет защитников природы во всем мире зеленый, а это цвет наших священных рощ.

Василий Смирнов: «Хорошие перспективы вижу у работы на экологическом направлении. Цвет защитников природы во всем мире зеленый, а это цвет наших священных рощ»

– Планируете ли выстраивать отношения с православными и мусульманами?

— У нас многонациональное общество, где нужно знать и уважать обычаи друг друга. Например, я на память могу прочитать намаз и несколько православных молитв. Но нужно, чтобы наши марийские традиции тоже были хорошо известны.

— Можете рассказать о планах по сотрудничеству с марийцами Татарстана?

— Вы видели, что ваш представитель был у нас на почетном месте. Гости из Татарстана есть на всех наших мероприятиях. Вообще, для меня Казань — город не чужой. В 87-м году я познакомился там со своей женой. Она тоже из Марий Эл, но тогда работала на «Красном востоке». Татарскую эстраду я тоже слушаю и ТНВ иногда смотрю. Нам всегда есть с чего начать разговор. А о подробностях узнаете в свое время.

Верховный карт Татарстана приглашен в качестве арбитра

Олег Александрович Третьяков, верховный карт марийцев Татарстана и глава Национально-культурной автономии марийцев РТ был заметным участником дискуссий на прошедшем совещании. Он также согласился ответить на вопросы для «Реального времени» и рассказал о положении марийской традиционной религии в Татарстане.

— Олег Александрович, что поменяется после этого собрания для сторонников марийской традиционной религии в Татарстане?

— Для нас ничего не поменяется. Скорее наоборот, меня и моего коллегу из Удмуртии пригласили, чтобы в случае разногласий между общинами из Марий Эл, мы могли стать арбитрами. Кроме того, здесь я уяснил для себя некоторые нюансы регистрации религиозных организаций, которые пригодятся в будущем.

Олег Третьяков: «На съезде старые люди, у которых я сам хотел учиться, сказали: «Олег, у тебя нормально получается. Говорить можешь, литературу читаешь, зрение есть — будешь республиканским картом»

— Каким образом сейчас организована марийская религия у нас в республике?

— На сегодняшний день все религиозные группы действуют при Национально-культурной автономии марийцев Республики Татарстан. Сказать, что это общины, будет слишком громко. Всё-таки у нас намного меньше марийцев, чем здесь. Марийцы представлены в десяти районах республики, но в некоторых районах всего по одной марийской деревне. Но мы конечно же в будущем планируем регистрацию религиозной общины. Единственное ограничение заключается в том, что я являюсь учителем и директором школы. А еще на мне три детских садика в деревнях и ансамбль, с которым мы два дня как защитили звание народного. Есть еще лыжная секция, откуда выходят мастера спорта по лыжам и биатлону. Всё это обязывает меня быть светским человеком. Одно с другим нельзя путать.

— А как вы стали картом?

— Я родом из деревни Кулегаш Агрызского района. Всего у нас в районе восемь марийских деревень. Никогда не скрываю, что раньше изучал марксизм-ленинизм и был секретарем партийной организации. Моления стал проводить в 1997 году, когда был председателем СХПК (сельскохозяйственный производственный кооператив — прим. ред.). Первоначально делал это с опаской. В первый раз обратился к народу и нашел знающего пожилого человека. Но на следующий год он попросил освободить его от этой работы. «А кого же мы поставим?», — спросил я его, а он ответил: «Тебя и поставим». Я пытался объяснить, что я молодой, в партии был, атеизм изучал, на что он сказал: «Ну и что, я тоже парторгом был».

Так я стал картом сначала для своей деревни, потом для второй, третьей. Потом стал ездить проводить моления за 350 километров в Балтасинский район, за 250 километров в Закамье. Начинать на этом поприще — большое волнение и ответственность. А потом на съезде старые люди, у которых я сам хотел учиться, сказали: «Олег, у тебя нормально получается. Говорить можешь, литературу читаешь, зрение есть — будешь республиканским картом». Теперь уже то поколение ушло в мир иной, а нам работать.

Олег Третьяков: «В последний раз я приезжал с аргамаком в Марий Эл, когда мы регистрировали федеральную национально-культурную автономию. И у нас получилось пройти все этапы, и зарегистрировать ее первыми из всех финно-угров. Даже у башкир это пока что не получилось!»

— Есть ли в Татарстане священные рощи?

— В каждой деревне есть. У нас в Кулегаше три рощи. И во всех проходят моления и жертвоприношения. Я пять раз выходил на моление с аргамаком. У нас двухгодовалый необъезженный жеребец — самое высшее жертвоприношение. В последний раз я приезжал с аргамаком в Марий Эл, когда мы регистрировали федеральную национально-культурную автономию. И у нас получилось пройти все этапы, и зарегистрировать ее первыми из всех финно-угров. Даже у башкир это пока что не получилось! Хотя казалось бы, причем здесь религия и национально-культурная автономия? Когда регистрировали НКА в Татарстане, я тоже ездил на Чембулатову гору. Все дела нужно начинать с молитвы.

— Насколько религиозны современные марийцы и близки ли им древние обычаи?

— Раньше многие марийские деревни делились на две половины. На одной жили крещеные, православные, а на другой некрещеные, язычники. Имена и фамилии были разные. Жениться между собой запрещалось, поэтому невест воровали. Посреди деревни проходили драки между этими половинами. Даже у нас в районе эти кулачные бои были до 60-х годов. Но за период атеизма все перемешалось и переходить на религиозное мировоззрение непросто.

Когда я говорю с некоторыми собеседниками о вере, мне отвечают: «Я православный». Спрашиваю: «А когда ты в последний раз ходил в церковь?». Отвечают: «Меня там крестили» или «Нас там венчали». И это все? Но если расспросить: «А ходили ли вы ряжеными на Шорыкйол?» (это у нас как Новый год); «Катаетесь ли на санках и лыжах во время Уерня?» (наша марийская Масленица); «Потчуете ли предков во время Кугече?» (родительский праздник во время Пасхи), то выясняется, что во многих семьях все это строго соблюдают.

Чтобы убедиться, что нашему народу по-прежнему близки древние традиции, достаточно приехать на республиканский праздник Семык. В прошлом году Семык был в моей деревне, а в 2017 году в июне он состоится в Менделеевском районе, в Ильнети. Мы празднуем его с таким же размахом, как татары празднуют Сабантуй.

Марк Шишкин, фото автора

Новости партнеров

комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 05 апр
    Далеко пойдем......
    Ответить
    Анонимно 01 янв
    "Далеко пойдём" - куда?
    «Раньше в деревнях на одной половине жили православные, а на другой — некрещеные»
    Православные - это Язычники, Словящие Миръ Прави - Миръ Богов.
    Тех, кого сегодня называют православными, они стали православными 1943 года, а до этого: греко-византийская ортодоксальная церковь Христа; греко-римская; Константинопольская; Киевская; Московская, как угодно, но только не православная.
    Миръ Прави - Миръ Богов,
    Миръ Слави - Миръ Предков,
    Миръ Нави - Миръ Тьмы,
    МИръ Яви - ПроЯвленный Миръ людей, животных, растений - земной и небесно-звёздный.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    в такие моменты понимаешь, откуда у людей к началу двадцатого века накопилась такая ненависть к попам и прочим иже с ними
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Ух, сколько всего в одной фразе)))
    Хочется спросить - какой-такой момент, какая-ТАКАЯ ненависть "к попам и прочим иже с ними" и откуда она, и кто такие "иже с ними"?)
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Я отвечу: ненависти к сословию бездельников, паразитирующих на работающей части населения. В те времена это чувствовалось даже сильнее, т.к. жить физически было труднее, хлеб доставался трудом и потом, а рабочему классу - тяжелым трудом, даже жизнь служащих и та была гораздо сложнее, тогда как поп всегда кормился просто так, не работая. Эти гаврики - те же попы, те же хазраты - хотят продавать свой опиум для народа под вывеской этнического самоопределения. Это примерно как при продаже новой марки автомобилей - управляй мечтой, катайся на том, чего нет ни у кого, почуствуй себя избранным.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    21 век на дворе...
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    РВ - молодцы! Столько интересного и это все где-то рядом. А какие слова: карт, аргамак... Кстати, у русских раньше был праздник Семик, тоже в июне. Пляски, песни. Марийский Семык не связан ли с ним?
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Взрослые дядьки, а все ерундой занимаются.
    Этак до сих пор в набедренных повязках все бы бегали.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Каждый заморачивается по-своему) Есть толкиенисты, есть футбольные фанаты, у татар есть тенгрианцы. Не хлебом единым жив человек - люди ищут себя.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    У татар ещё мусульмане есть. Не вижу разницы между тенгрианством и исламом
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Не надо завидовать самобытности марийского народа
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    у каждого свое понятие о ерунде
    Ответить
    Анонимно 06 апр
    ну да!сам только видимо и выбежал откуда все народы лезут!
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Извините, так поздно я нашёл то, что я искал так давно.
    "Взрослые дядьки, а все ерундой занимаются.
    Этак до сих пор в набедренных повязках все бы бегали".
    Языческая Духовная Вера, это не христианство и не ислам, кои насильственно насаждались: Огнём, Мечом, Топором, сажали на Кол, Сжигали семьи в заколоченных домах.
    В Башкирии полковником Тевкелемым с 1736 по 1740 год было сожжено более 1500 деревень вместе с домами и жильцами - настоящий христианский фашизм.
    Башкирская деревня Сеянтус стала аналогом Хатыни больше чем сама Хатынь по приказу полковника-христианина Тевкелева и его карателей.
    Ну, скажи же ты мне, разве Язычники-Марийцы кому-нибудь причинили какой-либо ущерб и лично тебе?
    У тебя какая-то озлобленная злоба в оскале хищного волка.
    Чем тебе помешали Марийские Карты? и почему ты не замечаешь злодеяния христианских попов и епископов истребивших Коренной Народ.
    С уважением ко всем Коренным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин и Духовных Жрецов Тархъ-Тарии - Арий Арион Родич.
    Бейлѣтъ 19-го Дня, Осьмица, Лѣто 7526 от СМЗХ.
    Ответить
    Анонимно 30 дек
    Что такое Татары?
    Татары - это славянское невежество.
    Правильно НЕ татары, а Тархъ-Тары: дети и внуки Небесных Языческих Богов - Небесный Богъ Тархъ и небесная Богиня Тара (Таруса, Тария, Тарья, Дарья).
    Если кто-то захочет посмотреть карту Тархъ-Тарии, найдите на Яндекс "Тартария", кою нашёл на исторических картах западных картографов Академик Николай Викторович Левашов.
    Тархъ-Тария - это Духовная Языческая Страна Свободных Народов, а Россия - "Россия - тюрьма народов" - сказал Ленин,
    "Россия - кладбище народов" - сказал Сталин,
    "Россия - империя Зла" - сказал Рейган,
    "Прощай не мытая грязная Россия - срана господ, срана рабов" - написал М.Ю. Лермонтов.
    Джавахарлал Неру (जवाहरलाल नेहरू) говорил в отношении своей интеллигенции и английских колонизаторов:
    «Интеллигенция, воспитанная колонизаторами, является главным врагом собственного народа», но притом, что он сам был из числа интеллигенции. Он это сказал в отношении своих коллег-собратьев-сородичей.
    А что же думает по этому поводу наша интеллигенция в отношении своих коллег-сородичей? Рука руку моет?
    Почему никто не знает о существовании "Международная Декларация Организации Объединённых Наций о Правах Коренных Народов принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года".
    Этот Международный Документ надо знать каждому Коренному Народу, ибо это их Право!
    С уважением ко всем Коренным Арским Народам Старейшина Совета Старейшин и Духовных Жрецов Тархъ-Тарии - Арий арион Родич.
    Бейлѣтъ 19-го Дня, Осьмица, Лѣто 7526 от СМЗХ.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Очень рада за братьев марийцев. Пусть у них получится возрождение народа. Татары с марийцами всегда вместе!
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    да, мы всегда рады всем
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    весьма забавные наряды
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Столько мужчин, и одна женщина
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    как будто после бани)) калпаки такие
    Ответить
  • Анонимно 06 апр
    И эта этническая религия у них - от татар. Об этом говорит тот факт, что служитель культа у них называется по татарски - карт.
    Ответить
  • Анонимно 07 апр
    И все они - в пионерских панамках.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии