Новости

16:58 МСК
Все новости

Уязвленное самолюбие: что делать, если экс-сотрудник затаил обиду на работодателя

Уязвленное самолюбие: что делать, если экс-сотрудник затаил обиду на работодателя Фото: vse-temu.org

Как расстаться с сотрудником без взаимных претензий? Что делать начальнику, когда экс-работник решил ему отомстить? Можно ли избежать мести со стороны уволенных сотрудников? На эти и другие вопросы ответили опытные управленцы в еженедельном бизнес-задачнике «Реального времени».

Уволенный сотрудник затаил обиду на бывшего работодателя. А в запале бывший подчиненный может быть способен на многое: от форматирования жесткого диска до распространения секретов компании. Что делать с такими бывшими сотрудниками, и как компания может избежать подобной мести?

  • Наталья Сторожева

    Наталья Сторожева генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» (Москва)

    Таких историй, к сожалению, много. Буквально недавно в моей практике произошел случай: соискатель на вакансию категорийного менеджера пришел в российскую компанию по производству парфюмерии. Претендент с гордостью рассказал, что, уволившись из близкой по категории компании, легко скачал из программы 1С всю клиентскую базу, потому что на предыдущем месте работы был низкий уровень информационной безопасности. И сейчас готов интегрировать ее в базу своего нового места работы. Очевидно, он ждал, что это добавит ему ценности в глазах будущего работодателя и точно обеспечит новое рабочее место. Но реакция потенциального руководителя была абсолютно обратной. Он спросил: «Сколько вы планируете у нас проработать?». Соискатель ответил: «Достаточно долго». Тогда директор посмотрел его резюме и сказал: «Я вижу, что в одной компании вы проработали 1,5 года, до этого — максимум около двух лет в одной фирме. Я так понимаю, это средний срок вашей работы в каждой компании. И через два года от нас вы тоже уйдете. Мне сразу заблокировать вам доступ в 1С?».

    Такая реакция вполне естественна. Я хотела бы порекомендовать всем, кто каким-то образом обижен на работодателя (за недостаточную зарплату, ущемление прав, отсутствие карьерного роста и т. д.) ни в коем случае не мстить. И, если случились какие-то неприятные истории, не бравировать ими. Это негативно отражается на карьере, особенно в сферах, где конкуренция очень высокая и рынки узкие, а все специалисты друг друга знают.

  • Максим Головатов

    Максим Головатов директор казанского филиала «БКС Премьер»

    Если вы не довольны тем, как кто-либо из ваших подчиненных работает, лучше сообщить ему об этом сразу, а не за день до увольнения. Увольнение без предупреждения может быть воспринято человеком как несправедливое и недружелюбное действие, и он с большой вероятностью захочет вам насолить. Второе — у вас должна иметься веская доказательная база для увольнения, чтобы ваше решение было объективным, а не голословным. В идеале с первого дня работы каждого сотрудника должны фиксироваться все прогулы, опоздания, срывы дедлайнов, выговоры, объяснительные и т. д. Это пригодится, если обиженный сотрудник решит судиться из-за несправедливого, на его взгляд, увольнения. Третий и, пожалуй, самый важный момент — личный контакт. Человек, узнав об увольнении, как правило, вдается в эмоции. Ваша задача — увести его от эмоций к логике. Достаточно небольшой беседы, чтобы коротко обсудить с экс-сотрудником его будущее, ответить на его вопросы (не сомневайтесь, что они будут), объяснить по-человечески, что вас не устраивает, и почему компания решила расторгнуть трудовой договор, может быть, даже дать какие-то советы, указать не только на минусы в работе, но и на сильные качества и зоны роста. Четвертый момент касается непосредственно секретной информации. Целесообразно еще до объявления сотруднику о его увольнении ограничить ему доступ к корпоративным секретам и возможности их копирования и выноса. Также желательно, чтобы сотрудник службы безопасности или кадровой службы присутствовал при сборе вещей. Вообще, стоит превентивно озаботиться тем, чтобы ввести для сотрудников многоуровневую систему доступа к информации о бизнесе компании в четком соответствии с их должностными потребностями и функциями.

  • Альбина Ибрагимова

    Альбина Ибрагимова владелец компании «АИСТ Тур»

    С сотрудниками нужно вести себя порядочно. Если приходится уволить человека, то все законодательные процедуры должны быть обязательно соблюдены, чтобы никаких судебных разбирательств потом не было. Такие вопросы, как форматирование работниками дисков и распространение секретов компании, мы часто обсуждаем среди предпринимателей. Скорее всего тут уже ничего не сделаешь. Для большей безопасности у себя в агентстве внедрили CRM-программу. Следующим этапом будет установка видеонаблюдения в офисе. Так мы сможем лучше регулировать работу туристического агентства, чтобы обезопасить и себя, и клиентов, соблюдая при этом трудовое законодательство. Описанного в кейсе случая в моей практике никогда не было, потому что с людьми всегда обращаюсь, как хотела бы, чтобы обращались со мной. В прошлом году была ситуация, когда сотрудница ушла по собственному желанию и открыла свое туристическое агентство. Тогда она переманила часть наших клиентов. Правда, сейчас они обратно к нам вернулись.

  • Нурислам Шарифуллин

    Нурислам Шарифуллин владелец чайханы P.Love

    Мы изначально дефрагментируем бизнес-процессы и не замыкаем на одном сотруднике много всего. Таков один из принципов нашей компании. Во-вторых, вся наша работа построена на облачном сервисе, то есть копия рабочих документов сохраняется в облаке. Это не позволит сотруднику снести нужную информацию полностью. Считаю, неправильно, если сотрудник посвящен в секреты компании. Работник должен знать минимум, особенно, если вы в нем не уверены. У нас узкий рынок и квалифицированных специалистов в нашем сегменте немного. Мы все друг друга знаем. Поэтому, если человек повел себя некрасиво по отношению к нам, я вряд ли предоставлю ему хорошую рекомендацию для нового работодателя. Соответственно, вероятность того, что человека возьмут на работу будет минимальна.

  • Надежда Осокина

    Надежда Осокина основатель проекта Auto Detailing Business Consulting (Санкт-Петербург)

    Когда я стала владельцем автомоечного бизнеса, мне довелось столкнуться с местью со стороны сотрудника, работавшего у нас в качестве администратора. Как новичок в бизнесе, многое делала на коленке. В том числе вела клиентскую базу в таблице Excel. На уровне интуиции понимала, что она легко доступна и что ее спокойно могут украсть. Для подстраховки каждый день в конце работы стала копировать базу трижды: себе на флешку, на Яндекс.Диск и Dropbox. Как оказалось позже, я все делала не зря. В один прекрасный день узнала, что уволенный администратор скопировал базу себе на флешку, а оригинал стер. База впоследствии попала к нашим конкурентам, которые работали через дорогу от нас. Самое странное, что уволенный сотрудник не продал, а подарил эту базу. Нам повезло — конкуренты оказались недальновидными и базу никак не используют до сих пор. А благодаря копиям базу удалось вернуть без потерь. Для меня это был урок. Впоследствии мы установили программу учета, к которой доступ был максимально ограничен, и в случае чего ее можно было бы без труда восстановить. К счастью, технологии не стоят на месте сегодня нужную информацию можно хранить в облачных программах.

  • Сергей Маслехин

    Сергей Маслехин руководитель консалтинговой компании «Решение-верное»

    Нужно так выстраивать бизнес-процесс, чтобы конкурентам от «слитой» информации было ни жарко и ни холодно. На самом деле у компании не так уж и много тайн, о которых грамотный конкурент не знает. Клиенты, партнеры, манера работы — это все открытая информация. Для компании опасно, если конкурент узнает о предпринимаемых шагах на этапе установления сотрудничества и поиске клиента. Поэтому важно работать так, чтобы критерии выбора организации как партнера не зависели от ее внутренней информации. Для подстраховки можно заключить с сотрудниками соглашение о конфиденциальности. От трех до пяти лет после увольнения работника секретная информация не должна уходить на сторону. За каждый установленный факт передачи будет следовать штраф в размере не менее 100 тысяч рублей. Но проблема в том, что выявлять и доказывать факты слива информации чрезвычайно сложно.

    По поводу того, случалось ли со мной такое сказать ничего не могу. Даже, если факты передачи обо мне или о компании были, я не могу об этом знать мы не фиксируем такие вещи. С сотрудниками всегда стараемся расставаться по-человечески, потому что жизнь есть жизнь. Нужно с людьми разговаривать, объяснять свою позицию. Если есть понимание между сотрудником и работодателем, то договариваться легче.

  • Оксана Дубровина

    Оксана Дубровина административный директор PR-агентства «Гуров и партнеры» (Москва)

    Если вы боитесь распространения секретов компании, стоит подписать со всеми сотрудниками документ о неразглашении информации. Сам факт наличия такого документа является важным сдерживающим фактором от необдуманных поступков. Зачастую обиженные сотрудники начинают распространять негативные отзывы о предыдущем месте работы в Интернете. Такие ситуации не редкость. И далеко не всегда в этом виноват работодатель. К примеру, одного из наших клиентов бывший партнер по бизнесу обвинил в недобросовестности. Мы обратили внимание Роскомнадзора на то, что в тексте содержатся ложные обвинения, после чего материал был оперативно заблокирован. Есть несколько важных правил, которые позволяют эффективно управлять репутацией в сети Интернет. В первую очередь, необходимо наладить мониторинг появляющихся материалов. Здесь могут быть полезны бесплатные сервисы (например, Google Alerts). Но если ваша компания достаточно крупная и известная, лучше воспользоваться специализированными системами мониторинга или помощью профессионального digital-агентства. Чем раньше вы выявите негатив, тем легче отыграть ситуацию. Иногда для удаления материала достаточно позвонить автору поста. Часто, выкладывая публикации в Сеть, пользователи не думают о возможных последствиях. Телефонный разговор должен вестись без эмоций. Если ваша компания в чем-то виновата, можно попытаться разрешить проблему в офлайн. Удалить негатив также можно, обратившись к модераторам форума или блога. Риски способна минимизировать системная работа над продвижением в интернете. Наличие большого количества положительных материалов серьезно уменьшит ущерб от единичных негативных сообщений.

  • Ренат Миназов

    Ренат Миназов генеральный директор сети клиник «Инсайт»

    Конечно, подобное происходило и с нами. К увольнению любого сотрудника необходимо подойти тщательно и прежде чем разговаривать с ним об увольнение нужно под разными предлогами постараться заранее изъять у него всю необходимую документацию. Перед разговором с работником следует заменить все пароли доступа. И только после всего этого поговорить с человеком начистоту. Вообще при приеме на работу сотрудники обязательно должны подписывать контракт о неразглашении коммерческой тайны. Безопасность превыше всего.

  • Артур Абдульзянов

    Артур Абдульзянов генеральный директор производственного объединения «Зарница»

    Чтобы минимизировать риски такого непредсказуемого поведения уволенного сотрудника руководитель обязательно должен исполнить все свои обязательства по трудовому соглашению. Ну, а что касается мести — тут уже все зависит от работника, какой это человек. Люди никогда не скажут, что они безответственные, халатные, недобросовестные. Они могут жаловаться на что угодно: на соседа, ситуацию в стране, но ни за что не признают свою вину. С такими острыми ситуациями сталкиваться не приходилось. С нашей стороны мы выполняем все свои обязательства, а что у таких сотрудников на уме и как они себя ведут — это уже их дело. Если такие люди встречаются, я стараюсь на них не отвлекаться. Не нужно обращать внимания на эту черную энергию.

  • Булат Ибрагимов

    Булат Ибрагимов директор ТСК «Прокситерм»

    С нами такого не случалось. Но любому человеку обязательно нужно аргументированно объяснить причины увольнения. Обычно в качестве мести крадут клиентскую базу компании и потом ее продают. Но с этим уже ничего не поделать. Поэтому базу лучше всего вести в облаке, а не в скачиваемых программах, по типу Excel. Коммерческую тайну лучше разделить на несколько частей. Так ее никто целиком знать не будет. А уволенный сотрудник не сможет выдать информацию целиком.

Алина Губайдуллина
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 24 дек
    интересная ситуация
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Какие разные взгляды
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    очень занимательные мнения)
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    много полезного узнал, на будущее
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Лучше бы таких ситуаций не было
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии