Владимир Бусыгин: «Весной следующего года мы выходим на строительную площадку олефинового комплекса»
«Нижнекамскнефтехим» намерен продолжить реализацию проекта олефинового комплекса и запустить перспективные проекты по импортозамещению. Об этом и много другом топ-менеджеры ТАИФа рассказали на прошедшей накануне после собрания акционеров пресс-конференции, которая стала не только продолжением подведения результатов 2014 года, но и своего рода раскрытием планов на будущее. Вопросы Альберту Шигабутдинову, Владимиру Бусыгину и Азату Бикмурзину задавал и корреспондент «Реального времени».
Последствия по нулям
Первый вопрос прозвучал в адрес главы ТАИФа Альберта Шигабутдинова о том, как на предприятиях, входящих в ГК «ТАИФ», в том числе и НКНХ, может отразиться вступивший в силу в этом году «налоговый маневр»?
Ответ прозвучал однозначный — отрицательно. Причем в большей степени последствия будут для ТАИФ-НК как нефтеперерабатывающего предприятия. Компания уже почувствовала на себе действие налоговых поправок: как заметил Шигабутдинов, «уменьшились доходы, увеличилась цена сырья, цена реализуемой продукции. Что касается НКНХ, то последствия, так скажем, по нулям».
Вслед за этим от журналистов посыпались вопросы по перспективному развитию НКНХ. В первую очередь речь пошла о громком проекте, о начале реализации которого компания заявила в 2012 году. Изначально датой запуска олефинового комплекса, куда по первоначальному проекту входили производство этилена мощностью 1 млн тонн в год и 2 полимерных завода, которые смогли бы выпускать пластики на основе олефинов, был назван 2017 год.
Однако макроэкономическая ситуация, пресловутые антироссийские санкции заставили руководство НКНХ и ТАИФа пересмотреть детали проекта. Но Владимир Бусыгин заявил: «У нас есть твердая уверенность в том, что он будет в обязательном порядке выполнен и сделан. Над ним сейчас совместно работают специалисты НКНХ и руководители ГК «ТАИФ». У нас единственный вопрос остается в том, что мы решили заменить структуру выхода продуктов из мономеров, которые будут производится на этиленовом комплексе. К решению этой задачи подключены и мировые компании CB&I, Lummus, Toyo Engeneering, с которыми у НКНХ заключены соглашения по реализации этилена-миллионника».
— Сегодня мы тщательно отбираем те продукты, которые будут пользоваться спросом и будут конкурентоспособны как в РФ, так и в целом на мировом пространстве. Это одна из главных задач. Мы разговаривали сегодня с нашим президентом и определились, что весной следующего года выходим на строительную площадку для реализации этого проекта, — добавил Бусыгин.
Ответ председателя совета директоров НКНХ дополнил Альберт Шигабутдинов:
— Да, на площадку мы выходим несколько позже установленного ранее срока, поскольку проект усложнился, но работа над ним идет полным ходом.
«Есть целая программа по замещению других видов катализатора»
Получив исчерпывающий ответ, журналисты переключились на актуальную сегодня во всех сферах экономики России тему импортозамещения. А именно: какие планы на этот счет у нижнекамского нефтехимического предприятия?
Решением этого вопроса «Нижнекамскнефтехим» начал заниматься еще несколько лет назад. В прошлом году одним из результатов программы по уходу от импортозависимости стала катализаторная фабрика, главный продукт которой предназначен для соседних заводов, где выпускают изопрен и одноименный синтетический каучук.
Как заметил Азат Бикмурзин, только на одном виде катализатора предприятие останавливаться не собирается.
— Есть целая программа по замещению других видов катализатора. Как отметил Рустам Минниханов, в РФ сегодня 80% — импортные катализаторы, поэтому в этой сфере наша программа будет действовать. Причем мы будем выпускать этот материал не только для собственных нужд и нефтегазохимического комплекса республики и РФ, но планируем в дальнейшем производить катализаторы и для других сфер промышленности, в том числе и нефтепереработки.
Еще об одном достижении в этой сфере не преминул заметить Владимир Бусыгин:
— Мы выпускаем новые виды каучука для производства полистирола: и для ударопрочного, и для АБС-пластиков. И уже начали выпуск функционализированного дивинилстирольного (ДССК) каучука для шинной промышленности, который российские производители шин покупали у западной компании «Буне». Однако она в любое время с учетом санкций может внести какие-то ограничения на поставки этого вида каучука для шинной отрасли России. Сегодня шинники полностью удовлетворены нашим новым видом продукции — ДССК.
Слово снова взял глава «Нижнекамскнефтехима», добавив, что вторым этапом реализации программы импортозамещения после катализаторной фабрики станет запланированный на этот год запуск установки по выпуску альфа-олефинов:
— Это тоже импортозамещение, поскольку на ней мы будем получать такие продукты, как буден и гексен, которые мы пока закупаем за рубежом.
«Программа есть, и мы над ней работаем», — подытожил Бикмурзин.
Изменчивые цены
Неудивительным был вопрос одного из коллег, касающийся прогнозов цен на каучуки и пластики в текущем году. Дело в том, что ситуация с синтетическими каучуками, начавшаяся в 2011 году на мировом рынке, привела к кратному снижению их стоимости к концу 2014 года — в 4 (!) раза. В связи с чем НКНХ был вынужден сократить объемы их выпуска, сделав ставку на рост производства пластиков.
Разъяснил ситуацию Владимир Бусыгин, отметив: «Самый низ падения, особенно по изопреновому каучуку и по дивинильным каучукам, — это второй квартал. Уже в 3-м квартале мы видим повышение цен на полибутадиеновые и галобутиловые каучуки. Пока с учетом того, что цена на натуральные виды каучука держится на определенном уровне — $1,4 тыс. за тонну, — я думаю, что цены на изопреновый каучук будут примерно на этом же уровне до конца года».
«Что касается пластиков, — продолжил председатель совета директоров компании, — то я думаю, что уровень цен, который был в первом квартале и в начале второго квартала, будет удержан до конца 2015 года. Падения не будет».
Оптимизация затрат численности персонала не коснется
Под занавес пресс-конференции был задан вопрос о слухах, которые ходят в Нижнекамске о якобы массовом сокращении работников предприятия. На что глава НКНХ категорично заявил:
— Во-первых, мы являемся социально ориентированным предприятием и никогда не забывали об этом. У нас целая социальная программа по поддержке не только работников НКНХ, но и ветеранов, и спорт, и строительство. По вашему вопросу скажу так: нет, мы не предусматриваем сокращение персонала. У нас идет оптимизация затрат непроизводственного характера, в том числе меняются внутри предприятия структуры и происходит вывод на аутсорсинг ряда непрофильных для нас структур. Большую работу мы сделали, передав к концу прошлого года практически все наши общежития — а их ни много ни мало 32 — в город. Соответственно, УСР, которое занималось этой сферой, мы передали безвозмездно в город: эти люди перешли в управляющие компании. Никто не потерял работу, никто не пострадал: всем желающим было предложено трудоустройство или в УК, или на НКНХ. Также ваши коллеги, которые работали в ведомственных СМИ, перешли в созданное ООО «Нефтехим-медиа», и сейчас они работают, как 100%-ное дочернее предприятие НКНХ. Никому оно не продано, а принадлежит компании, имеет свой юридический адрес и возможность заниматься коммерческой деятельностью. Именно в таком направлении мы действуем и людей не сокращаем.
Вопросов у журналистов к топ-менеджерам нефтехимического гиганта РТ и России было еще немало, но время было исчерпано. Прощаясь, председатель совета директоров «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин предложил провести расширенную встречу с журналистами, чтобы подвести все итоги 2014 года.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.