Новости

10:51 МСК
Все новости

Туристическая спам-атака: татарстанцев напугали новым законом и большими скидками на путевки

Изменения условий работы турагентств и туроператоров некоторые компании решили использовать для конкурентной борьбы

Туристическая спам-атака: татарстанцев напугали новым законом и большими скидками на путевки Фото: deita.ru

Несмотря на то, что новый закон о туризме, вступающий в силу с Нового года, был принят еще в начале 2016-го, его текст снова будоражит рынок. Во-первых, до сих пор нет единой трактовки отдельных его положений, которые должны дополнительно регламентировать деятельность туроператоров и турагентств, а также обезопасить туристов. Во-вторых, введение нового закона некоторые игроки на рынке стали использовать как аргумент в борьбе с демпингующими конкурентами.

«Доверяйте тем, кто давно в туризме»

В преддверии новогодних праздников и периода горящих туров на эти дни клиенты туркомпаний стали получать странные сообщения в WhatsApp следующего содержания:

«Уважаемые туристы!!! Важная информация для вас!!! С Нового года вступает в силу закон о туризме, который накладывает дополнительные требования к турагентствам! Поэтому многие агентства, где делают вам максимальные скидки и продают туры по подозрительно низким ценам, — скорее всего, просто закроются после нового года! Будьте внимательны!!! Доверяйте тем, кто давно в туризме!»

Опрошенные «Реальным временем» эксперты рынка с такими сообщениями не сталкивались, но частично информацию в них подтверждают.

— Я о таких рассылках не слышал: мне-то ничего не присылали, но может быть и такое — люди понимают, что не потянут в новых условиях работы, но это же мошенничество чистой воды, — рассуждает Леонид Пресс, генеральный директор компании «СТЕН». — У нас есть МВД, прокуратура… Если туры дешевые относительно предложений всех других агентств, конечно, нужно понимать, что чудес не бывает. Может быть дешевле на 2—3%, но если дешевле на 20%, понятно, что такого не бывает.

Не исключено и то, что такие сообщения ряд компаний просто стали использовать в качестве борьбы со своими демпингующими конкурентами.

«Не смогут все подряд заниматься туроператорской деятельностью»

Новый закон о туризме, вступающий в действие с 1 января 2017 года, действительно несет ряд изменений, которые могут серьезно отразиться на бизнесе как туроператоров, так и турагентств. Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Теперь, вместо одного «компенсационного» фонда, туроператоры будут вносить средства в два — резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. При этом размер взносов будет разниться в зависимости от объемов работы туроператоров — от 50 (не более 10 тыс. туристов в год) до 500 тысяч рублей в год (более 500 тыс. туристов).

— Проблема была и в туроператорах, и в турагенствах: люди работали в качестве туроператора, имея 10 тысяч «уставника», — поясняет причины введения такой градации Леонид Пресс. — Бронировали все, не пошло — деньги собрали, разорились, банкроты. Сейчас не дадут заниматься туроператорской деятельностью в неограниченных масштабах, то есть будет соотноситься наличие собственных средств, их объем с теми обязательствами, которые несут туроператоры перед клиентами. Естественно, это каким-то образом защитит туристов. Кроме того, возникают фонды персональной ответственности, то есть сейчас не смогут все подряд заниматься туроператорской деятельностью.

Однако Сергей Пасечник, директор компании Companion SP, считает, что эти меры могут не оказать должного воздействия: «В туризме есть много причин невыполнения обязательств теми или иными составляющими туризма. Фактически делается двойное накопление капиталов. Возможно, это решит какие-то вопросы. Фактически вся дополнительная финансовая нагрузка ложится на туроператоров. Туроператоры зависят от страховых компаний, от банков, где получают банковскую гарантию, то есть за все эти вещи туроператоры платят деньги. Но при этом никто не может гарантировать, что завтра не лопнет эта страховая компания или не лопнет банк. И, как показала практика, эти деньги уже не возвращаются, потому что в данном случае рискуют операторы, вкладывая деньги в какую-то «подушку» в надежде, что она будет работать. В каких-то случаях она срабатывает, но далеко не во всех».

Турагентства заставят «обелиться»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагентств теперь появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом. В законе говорится, что турагент является исполнителем и несет ответственность по договору о реализации туристского продукта. Речь идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста, туроператору. Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия туриста. Однако в законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

— Безусловно, эти законодательные акты защищают интересы туристов, — считает Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристических агентств Татарстана и гендиректор турагентства «Персона Грата». — На сегодняшний день многие туристические агентства реально занимаются туроператорской деятельностью, и случись какая-нибудь форс-мажорная ситуация, они не смогут выплатить какой-то большой объем клиентам, они не страхуют свои риски. Это, безусловно, один из этапов, алгоритмов защиты интересов туристов от недобросовестных туркомпаний, которые не имеют права заниматься туроператорской деятельностью, но занимаются. Если говорить о турагентской деятельности, некоторые турагентства были нечисты на руку — заключали договоры от лица оператора, в договоре было прописано, кто оператор, брали деньги и исчезали. Операторам приходилось исполнять обязательства турагентства, которое заключило с туристом договор, даже не имея заявки. До 31 декабря будут вноситься дополнительные изменения по распоряжению правительства, и уже будет четко понятно. Пока именно в этом разделе есть разные трактовки. Мы сейчас ждем подзаконные акты и их трактовку, из этого будем исходить, как двигаться дальше.

Леонид Пресс считает, что такие меры позволят «обелить» туристический рынок, так как турагентский бизнес всю жизнь был «черным».

Ждать ли новых банкротств туроператоров?

По мнению Пресса, новый закон приведет к сокращению числа игроков на рынке: «Естественно, сократится количество агентств, останутся более профессиональные. Банкротств туроператоров ожидать можно (понимаете, процесс идет непрерывно). В основном у крупных московских туроператоров, которые работают на массовом рынке, у всех огромные долги. Они все кредитованы и перекредитованы в наших и заграничных банках, у них долги отелям, принимающим компаниям. Конечно, кто-то с этим не справится, потому что при их объемах от них потребуют увеличения фонда персональной ответственности, увеличения фингарантий — это дополнительные деньги, их надо где-то взять. Банкротства будут, но это будет касаться «массовиков». Но это нормальный процесс, без банкротств ни в одной отрасли не бывает.

Однако Рамиль Мифтахов с такой позицией не согласен: «Волну банкротств ждать не стоит, потому что тот объем, который сейчас продается, очень низок. Если вы посмотрите на банкротства, обычно они происходят на пике, когда собран большой объем средств, разрыв кассы большой, а сейчас очень маленький объем по сравнению с теми объемами, которые были, и вряд ли кто-то из операторов будет банкротиться».

Гуландам Зарипова, Дмитрий Семягин
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 15 дек
    ай-ай, нехорошо демпинговать
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    мне не страшно, я уже ничего не боюсь
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    А мне все-таки почему-то кажется, что банкротства все же могут быть - не волна, но точечно
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Мы вообще в принципе не знаем, что будет завтра, а когда касается бизнеса - ничего непонятно вдвойне
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Уважаемый господин Мифтахов, Обычно банкротства происходят не в пик сезона, а когда случается кассовый разрыв. Это касается и всех других отраслей. В пик сезона уходят мошенники. Как только крупного туроператора перестанут кредитовать, он не сможет выполнять свои обязательства.
    Простой подсчет показывает, что крупнейшие операторы из первой десятки отправляют в год в среднем двести тысяч туристов в год за рубеж. при средней стоимости тура на одного человека в 500 долларов объявленный объем будет 100 миллионов долларов. В фонд персональной ответственности нужно будет каждый год перечислять около 100 миллионов рублей "живых" денег. Кто-то их найдет, а кто-то нет.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Нашему народу уже ни чего не страшно.
    Ответить
  • Анонимно 16 дек
    Вообще зачем в век Интернета нужны туроператоры и турагентства. Зачем кроме -то дарить и доверять свои деньги, когда все можно по карте купить и забронировать самому?Ненужные посредники, точнее нужны только чиновникам и самим себе
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии