Новости

00:45 МСК
Все новости

Смешанные браки 100 лет назад: женитьба «вслепую», сословно-национальные противоречия и советская ассимиляция

Как татары относились к межконфессиональным бракам 100 лет назад. Часть 2

Смешанные браки 100 лет назад: женитьба «вслепую», сословно-национальные противоречия и советская ассимиляция Фото: Андрей Карелин (конец XIX века)/liveinternet.ru

Историк, колумнист «Реального времени» Лилия Габдрафикова продолжает знакомить наших читателей с таким явлением, как межконфессиональные браки, заключавшиеся перед революцией. В сегодняшней колонке, написанной в продолжение предыдущей публикации, она рассказывает о причинах такого необычного выбора татарских женихов и об изменении ситуации в первые годы советской власти.

В поисках жены-интеллектуалки

Вопрос о связи мусульман с русскими девушками поднимался неоднократно и в татарской прессе. Проблема обсуждалась в 1906 году на страницах газет «Вакыт», «Баянель-хак», «Казан мохбире». В «Вакыте» под псевдонимом Дэрвиш афэнде публиковался писатель и богослов Ризаэтдин Фахретдин, он был обеспокоен тем, что образованные татарские юноши выбирают себе в жен девушек другой веры.

«В результате дети в их семьях воспитываются в русском, польском и еврейском духе. Для того чтобы не допустить это, необходимо повышать образовательный уровень татарок», — считал Фахретдин.

По мнению купца Ахметзяна Сайдашева, издателя газеты «Баянель-хак», женитьба татар на русских женщинах ничем не грозила, а наоборот, могла способствовать дальнейшему распространению ислама. Совместная учеба русских и татарских девушек представлялась Сайдашеву большей опасностью. Он считал, что это может привести к падению религиозно-нравственных устоев мусульманок.

Продолжением темы стала статья Гафура Кулахметова «Мусульманские юноши и русские девушки» в газете «Казан мохбире». Автор не поддерживал ни Фахретдина, ни Сайдашева. Основная же мысль в статье Г. Кулахметова сводилась к тому, что среди татар мало равных браков, в первую очередь, по интеллектуальному развитию супругов.

На этом настаивал чуть позже и другой автор. Габделбари Баттал в статье, опубликованной в 1909 году в газете «Вакыт», писал о том, что после революции 1905 года увеличилось число смешанных браков между татарскими юношами и русскими девушками, а также польками, француженками, еврейками. Для противостояния этому явлению он предлагал организовать достойное образование и для татарок, которое было бы не хуже, чем у юношей.

Заключению счастливых семейных союзов иногда мешало то, что юноши и девушки не могли пообщаться друг с другом до свадьбы. Невеста и жених часто виделись впервые только на церемонии мусульманского бракосочетания — никахе, а порой и после него. Ситуация немного изменилась, когда появилась фотография. Молодым людям, особенно девушкам, иногда показывали портрет потенциального супруга. В некоторых случаях это могло повлиять и на принятие семьей окончательного решения о браке.

Габделбари Баттал (на фото — справа) писал о том, что после революции 1905 года увеличились смешанные браки между татарскими юношами и русскими девушками, а также польками, француженками, еврейками. Фото kalebtatar.ru

Однако никакая фотография не могла заменить живого общения. Поэтому некоторые будущие супруги узнавали друг друга через письма. Например, такую переписку вел со своей будущей женой богослов Муса Бигиев. Из-за таких моментов некоторые татарские юноши охотнее поддерживали отношения с более эмансипированными русскими девушками.

Ты выйдешь за меня и… за мою нацию?

Пожалуй, самым ярким художественным произведением, в основе которого проблема смешанных браков, является повесть Гаяза Исхаки «Он еще был не женат», написанная в 1916 году в Москве. Главный герой, Шамсетдин, влюбляется в русскую вдову Анну Васильевну. Сам юноша вырос в татарской деревне, но после окончания медресе переехал в Санкт-Петербург, где работает приказчиком в татарском магазине. Шамсетдин и Анна начинают жить вместе, молодым людям интересно вдвоем. При этом надо заметить, даже по названию произведения, герой не воспринимает сожительство как нормальный брак, ему кажется, что он когда-нибудь обязательно женится на татарской девушке и только тогда у него будет настоящая семья.

Однако через несколько лет у пары рождается первенец, и молодому человеку становится понятно, что отношения с Анной — это не временное явление. Между молодыми людьми нет ни психологических, ни интеллектуальных барьеров, но есть неизменная грань — это религия, вместе с ней возникает и вопрос о воспитании детей. Анна, которая старалась многие годы не выпячивать свою веру перед возлюбленным, все-таки привела детей в церковь и поступила по-своему — крестила их. Г. Исхаки описывает сложную душевную борьбу Шамсетдина: как в нем переплетаются любовь к собственным корням и к женщине другой веры. Он вдруг ощущает в себе неприятие ее культуры, а обожаемые дети оказываются далеки от него. Из-за своей постоянной занятости Шамсетдин не сумел научить дочерей разговаривать на татарском языке, молиться, как молится сам, понимать его мир.

Таким образом, писатель предупреждал о печальных последствиях просвещения и интеграции в русскую среду — в смешанных союзах страдали, в первую очередь, дети. Об этой проблеме Г. Исхаки заявлял и в прессе. Он призывал уделять больше внимания воспитанию молодежи, прежде всего, организации их культурного досуга.

Общественный деятель и издатель детского журнала «Ак юл» Фахрелислам Агиев на заре свой юности был увлечен русской девушкой Маргаритой, она была из семьи бедных дворян. С ней юноша был знаком с детских лет, так как рос будущий издатель в Пензенской губернии. Его родители — отец-мулла и мать-абыстай — очень переживали по этому поводу, но влюбленный парень был непреклонен. В итоге Ф. Агиев женился на другой девушке. Вспоминая о своей юношеской страсти, позже Агиев признавался, какое большое влияние оказало на него мнение писателя и историка Газиза Губайдуллина. Он сумел убедить романтично настроенного юношу в том, что Маргарита любит лишь одного Фахрелислама, но никогда не сумеет полюбить его народ, культуру и даже разговаривать о делах, например, о татарском журнале «Ак юл», в собственном доме ему придется на русском языке, чтобы не обидеть любимую непонятной ее слуху речью.

Как свой последний аргумент сын казанского купца Губайдуллин привел сословные противоречия между супругами. По его словам, сам он не решился бы жениться не только на русской аристократке Маргарите, но и не взял бы в жены дочь татарского мурзы-дворянина Марьям. Слишком разным было бы понимание устройства мира и собственного быта у супругов. Очевидно, для увлеченного идеями национального прогресса, развития татарской культуры Ф. Агиева слова Г. Губайдуллина показались более убедительными, нежели мольбы родителей. Через некоторое время он женился на Суфие Кулахметьевой, сестре писателя Гафура Кулахметова.

Первая татарская актриса С. Гиззатуллина-Волжская в 1920-е годы вышла замуж за В. Русинова из Ижевска. Фото tatar-inform.ru

Путь к советской идентичности

Основная часть татар избегала смешанных браков, стараясь сохранить свою религиозную и этническую идентичность. В городах, где преобладало русское население, например, в двух столицах, немалую роль в этом играли татары-мигранты. К примеру, представители второго поколения выросших в Санкт-Петербурге татар в конце XIX — начале XX века женились на девушках из национальной глубинки и таким образом отодвигали опасность ассимиляции. В целом, в конце XIX — в начале XX века смешанные семейные пары среди татар были редким явлением, хотя уже тогда вызывали тревогу у общественности. Такое отношение подкреплялось государственной политикой, проводниками которой были и мусульманское духовенство, и христианские священники. Настроения татарского мусульманского общества нашли отражение в художественной литературе начала XX века, где семья рассматривалась не только как союз двух любящих людей, но и как место сохранения культурных и религиозных традиций.

Однако время после 1917 года показало, насколько неустойчивы были эти представления о традиционном браке. Уже в годы советской власти, после отмены всех законодательных ограничений, было заключено немало смешанных союзов. Особенно они были характерны для образованных татар, которые являлись, как правило, выходцами из семей купцов, духовенства. Например, даже сын знаменитого богослова Муса Бигеева Ахмед в начале 1930-х годов взял в жены Татьяну Пастухову, девушку дворянско-купеческого происхождения. Самого религиозного деятеля в это время уже не было в СССР, он находился в эмиграции. Его жена, А. Камалова, была против этого брака, но А. Бигеев не стал слушать маму. У пары родились сыновья — Искандер и Борис, чуть позже супруги развелись.

Если браки мусульман с христианками встречались и до революции, то практически не было примеров браков татарских девушек из богатых купеческих семей с представителями не своей веры. Однако уже в первые годы советской власти стали нарушаться все религиозные запреты. Например, одна из дочерей московского купца А. Бурнашева вышла замуж за М. Луцкого, секретаря Ф.Э. Дзержинского, другая — за племянника М.И. Калинина. Первая татарская актриса С. Гиззатуллина-Волжская в 1920-е годы вышла замуж за В. Русинова из Ижевска. И таких примеров множество, татары охотно интегрировались в русско-советское общество (давали своим детям интернациональные имена, воспитывали их в том же духе) и принимали законы ассимиляции. Постепенно исчезли целые татарские селения. Особенно печальна участь татар, проживавших в бывшем Касимовском уезде Рязанской губернии, которые практически «растворились» в русской среде.

Лилия Габдрафикова
Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

комментарии 43

комментарии

  • Анонимно 14 дек
    здорово через театр воздействовать на умы, жаль только, что современную молодежь редко можно увидеть в театре
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Не часто, к сожалению, бываю в театрах, но молодых зрителей вижу не мало. Ирек.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    По всей видимости, вы давно не были в театре. Ринат
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Ну вот, опять она свое гнет
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Что же ей, ваше гнуть? :)
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    вообще эти специалисты с института истории какие то странные люди. какая то странная идеология у них. татар выставляют в невыгодном свете
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Вполне разумные и адекватные люди. И к Габдрафиковой как к специалисту претензий быть не должно.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Как всегда очень интересно и актуально на сегодняшний день.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Наверное интересна история потомков этих браков. Наверное теперь они все русские. А насчет традиции брать невест из глубинки-это интересно.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Правильно, надо брать своих татарок с "глубинки" из деревни.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Пока их "светская" городская жизнь не испортила.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Смешанные браки к добру не приведут. Видите сами, как люди забывают свою национальную идентичность, культуру, меняют веру в угоду обществу.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Только так мы можем возродить некогда могущую и передовую нацию. Мин татар! Ул татар! Бис татар!
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Ну начинается...
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Что-то, ошибки у Вас и в русских словах и в татарских. "Бис" это кто? :)
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    наверно, на бис просят выступить с комментом))
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    надо понимать излагаемую суть, а грамматика (если среднее образование было на чужбине). то простительно. а на "бис" выступать вам еще рано!
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    хорошо: Мин татар! Ул татар! Без татар! Якшы!!!
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Прежде чем писать от имени татар провокационные коменты, простое слово "без" ,хоть в словаре посмотрите. А то проваливаете задание на мелочах.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    какое, еще такое задание? поясните?
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Дорес сойлэйсен иптэш. Ин эйбэт кызлар-тата кызлар.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Очень актуальная статья.
    Более того, думаю она не потеряет свою актуальность никогда, пока есть и будет татарская нация. Сколько встречал семьи смешанные, они все когда нибудь разбиваются, либо держатся на "соломинке"... "Скрепляющим" этих союзов будет атеизм, сектантство, либо пофигизм и алкоголь, которые тоже до добра не доводят.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    А несмешанные браки совсем никогда не разбиваются?
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    К большому сожалению и такие случаи тоже есть и не мало. Проблема огромная, религиозные деятели и само общество должны сберечь те нравственные и религиозные основы, которые скрепляют союз женщины и мужчины. Желательно одной нации. Я толерантен, тем не менее для семьи и детей этой семьи, вижу в этом благо.
    Ответить
    Анонимно 14 дек
    Совершенно верно! муж и жена - союз из одной нации, залог семейного успеха! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Согласен, лучше когда жена и муж одной нации. Это благо и для семьи и для воспитания детей.
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Если образовательный уровень одинаковый, то и проблем быть не может, независимо от вероисповедания и национальности. Уровень уровня каждый определит по себе)
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Не хватает культуры у людей, неинтересные они, а представители других культур кажутся другими, но со временем всё встаёт на свои места и люди бескультурные так и пропадают для культуры и своей и чужой. Самим себе такие люди кажутся продвинутыми. Шутка такая есть : "Не урыс, не татар ике арада пропал".
    Ответить
  • Анонимно 14 дек
    Увеличение числа смешанных браков - вполне нормальная тенденция, не переживайте, друзья. И всякие разговоры о том, что разводы в смешанных семьях (именно когда муж и жена разных национальностей) происходят чаще, чем однонациональных, слишком натянуты. Сейчас более актуально (и то далеко не всегда) религиозная принадлежность. А русско-украинские браки или татаро-башкирские вообще смешанными уже можно не считать.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Если судить по родственникам, друзьям и знакомым, то число смешанных браков не увеличивается, а стремится к нулю. :)
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    вы либо не из наших, либо убежденный атеист-"татарин". Браки татар и башкир нормальное явление, семья остается и развивается в одной вере.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Если обобщать,то вырисовывается такое положение. Несчастливые браки не зависят от наций пар,но усложняют ментальное поле двоих. Если отбросить на обочину жизни- любовь на навсегда,то для облегчения существования желателен союз представителей одной наций?! Для большинства может быть. Для героев и романтиков можно и рискнуть,и жить в драйве.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Население страны и так долгое время жило в без божье - атеизме, как это у вас "жило в драйве". Времена героев и романтиков - легкомысленных и ветреных, "людей настроения" давно прошли. Сегодня с такими вступать в браке опасно, исход один и он печальный. С ними можно ходить на культурные мероприятия и не более! Успешный брак, взаимопонимание в семье, воспитание детей по правильным традициям и вера в единого Создателя - это и есть любовь!
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    "Герои" решили, что в обычных браках нет любви и романтики? Ну-ну, что называется доспорились до того, что земля не круглая
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Ипташляр-товарищи,речь не шла об обычных браках между соплеменниками(здесь есть место для любви и романтики на долгие годы и Слава Всевышнему!!!). Под героями и романтиками подразумевались люди,которые мало обращают ненужного внимания окружающей серости и живут любовью друг-другу долго,в достатке и в внимании(вне зависимости от расы,вероисповедания и сословий). И они уж точно не легкомыслены и ветрены.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    А-а-а, так это типа детей цветов что ли? Ну тогда - да, ну тогда - конечно! :)
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Приходилось бывать на праздничных мероприятиях в интернациональных семьях. Татары в одном углу танцуют и поют свои народные песни, а не татары в другом углу веселятся.
    Ответить
    Анонимно 15 дек
    Это также,как мононациональном, в одном углу танцуют представители жениха,а в другом- невесты. А что плохого(кроме наркотиков) в мировоззрении "детей цветов",странный сарказм(;
    Ответить
    Анонимно 16 дек
    Мировоззрение, основанное на наркотическом опьянении, и без наркотиков? Это как? Это типа алкоголизма без алкоголя? :)
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Заладил все о своем "странном сарказме". Что хорошего, когда на празднике нет единого тандема, а то выходит из такого веселья: члены семьи находятся в разных измерениях или (грубо) одни обкурились, а другие перепились.
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Видно хорошая у Вас семья с таким "правильным и воспитанным"(((
    Ответить
  • Анонимно 15 дек
    Да не наши это семьи, а семьи атеистов - безбожников.
    Ответить
  • Анонимно 02 янв
    Фахрелислам Агиев сам был из мурзинской семьи Агиевых, темниковских татар. Семья об этом знала, и женился он на Суфии Кулахметовой, а Кулахметовы тоже были из темниковских мурз. В Пензе до сих пор есть дом, принадлежавший прадеду Суфии - Хантемиру Бахтияровичу Кулахметову (1793-1854). Адрес в Пензе: ул.Бакунина, 4. Раньше это была Предтеченская улица. Этот квартал - от Красного моста (ранее Ново-Драгунский мост) и до пересечения с улицей Урицкого (ранее Казанской) иногда назывался до революции "Татарским кварталом". Здесь были усадьбы купца Сейфетдина Мишкина (дом 2 и дом 6), князей Тенишевых (д.12, уже снесли, в 2005 году, здесь рос будущий академик Эдгем Тенишев), Соборной мечети (д.10) имама Потиева и т.д.
    Поэтому довод "сына казанского купца Губайдуллина" о "сословных противоречиях между супругами" как-то не соответствует тогдашним реалиям. Может, сын купца Губайдуллина "и не взял бы в жены дочь татарского мурзы-дворянина Марьям", но сын мурзы Агиева все-таки женился на дочери мурзы Кулахметова.
    Фахрелислама Агиева в 1938 году расстреляли чекисты.
    Ирек Биккинин.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии