Новости раздела

Пьянство татар 100 лет назад: Курбан-байрам с рюмкой водки, нетрезвые шакирды и тлетворное влияние Запада

Проблема алкоголизма в татарском мусульманском обществе во второй половине XIX — начале XX века. Часть 1

Одной из российских проблем всегда было пьянство. Эта пагубная привычка не обошла стороной и татар, которые, казалось бы, традиционно исповедуют ислам. Известно, что шариат строго запрещает пить алкоголь. Причем потребление спиртных напитков российскими мусульманами — отнюдь не новое явление. Татары пили водку и 100 лет назад, и 200. Колумнист нашей интернет-газеты, историк Лилия Габдрафикова в своей новой авторской колонке «Реального времени» рассказывает об этом парадоксальном феномене.

Курбан-байрам под градусом

Алкоголь сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Однако данный вопрос всегда зависел от культурно-исторического контекста. В западной традиции — это идущее еще от древнегреческого Диониса и плавно перетекшее в церковное причащение вином — абсолютное принятие как части культуры, отдыха. Что касается ислама, то здесь гораздо сложнее. Официальные религиозные нормы категорически запрещают алкогольные напитки, но анализ повседневных норм мусульман дает крайне противоречивые сведения.

В этой связи любопытным представляется изучение повседневности татарского мусульманского общества во второй половине XIX — в начале XX века. Именно в данный период произошли значительные перемены в жизни всего российского сообщества, обострились существующие социальные проблемы. В новых условиях, когда материальные блага, а не традиции, стали определять направление жизни, наряду с заработками еще более актуальным стали и развлечения. Наиболее простым способом свободного времяпрепровождения в российской традиции оставалось употребление спиртных напитков. Получившая в пореформенное время наибольший размах трактирная культура включила в этот водоворот и татар-мусульман, проживавших в городах.

Хотя употребление спиртных напитков не было для поволжских мусульман новым явлением, оно имелось и раньше. Еще Карл Фукс в начале XIX века писал об этом: «…у татар есть сильное стремление к русским трактирам, где познакомились они с европейской роскошью и пьянством». «Усилилось это за последние 20 лет, — отмечал профессор в 1840-х, — татарские купцы и мещане почти ежедневно посещают трактиры и оставляют немалые суммы», — продолжал он.

Подтверждается это наблюдение и материалами Казанской татарской ратуши, где фигурировали дела, так или иначе связанные с нетрезвым состоянием горожан. Как подчеркивает историк Бахтияр Измайлов, в конце XVIII — середине XIX века «пьянству были подвержены в первую очередь маргинальные и беднейшие слои татарского общества». Среди любителей горячительных напитков из трактиров нередко встречались и несовершеннолетние.

Карл Фукс также отмечал, как во время мусульманского поста татары днем обходили трактиры стороной, а в сумерки уже шли туда толпами. При этом приходили в места общественного питания со своими гусями и утками потому, что избегали не халяльной еды. Таким образом, возникала интересная ситуация: пища употреблялась мусульманская, но при этом позволялись спиртные напитки.

Наиболее ярким примером синкретизма веры татар является дореволюционная традиция отмечать религиозные праздники, в особенности Курбан-байрам, со спиртными напитками. «Несмотря на запрещение религией, татары в праздничные дни не отказываются от спиртных напитков», — отмечали этнографы Губайдуллины. Причем, судя по имеющимся примерам, эта традиция в пореформенное время была распространена во всем Волго-Уральском регионе. Например, в ноябре 1880 года сорвалось одно из заседаний Стерлитамакской городской думы (Уфимская губерния). Произошло это по вине рассыльного-мусульманина, который почему-то пригласил не всех. Как он сам потом объяснял, «по случаю магометанского праздника Курбан-байрам был выпивши и забыл разнести, и все 12 повесток представил городскому голове после собрания на другой день». После Курбан-байрама 1894 года казанские мусульмане собрались в окружном суде, чтобы заслушать дело по обвинению местного жителя Нигматуллина, в пьяном состоянии избившего до смерти своего приятеля Галикова. Конфликт произошел во время празднования Курбан-байрама: вместе со своими семьями приятели отмечали за городом религиозный праздник. Но чрезмерное употребление горячительных напитков во время празднества стало причиной трагического исхода.

На избирательный подход татар к требованиям ислама обращали внимание и другие сторонние наблюдатели. Имея стандартные представления о мусульманской религии, они замечали, что запреты Пророка обходятся самыми разными путями. Например, Александр Дюма-отец, совершивший путешествие по России в 1858 году, в путевых очерках писал о том, как казанские татары свое пристрастие к спиртному прикрывают лечебными свойствами алкогольных напитков. Поэтому «в Казани над винными лавками можно увидеть вывески, где написано «бальзам» (аптека)», «Магомету нечего возразить: перед ним больной человек, а не пьяница», — иронично отметил писатель.

Наиболее простым способом свободного времяпрепровождения в российской традиции оставалось употребление спиртных напитков. Фото А. Бренинга из альбома Г. Фролова (vk.com/kazanhistory)

«Пьянство шакирдов — это уже тенденция»

О проблеме пьянства в татарском обществе во второй половине XIX века писали и сами татары. Например, в романе Загира Бигиева «Большие грехи», написанном в 1887—1889 годах, повествуется о том, как один из героев Габделгафур, сын сельского имама, шакирд казанского медресе, пристрастился к алкоголю. В результате он был отчислен из медресе. «К сожалению, пьянство шакирдов — это уже тенденция» — замечает автор романа. Употребление спиртных напитков было в обиходе не только у шакирдов, но и у самих мулл. В целом же, во всех татарских медресе во внутренних правилах оговаривался запрет спиртных напитков.

Подобный избирательный подход к канонам ислама, подстройка религии под свои запросы, вероятно, начались еще в давние времена. Ислам у татар всегда соседствовал с языческими представлениями, и в XIX веке, и в начале XX столетия они не были изжиты до конца. Их синкретизм проявлялся в различных суевериях, гаданиях, вере в гороскопы (регулярно печатались в татарских календарях) и т. д. То же самое было и в пищевом рационе, в нормах поведения. Усугублялось все это буржуазным развитием российского общества, актуализацией материальных вопросов, расширением сферы услуг и развлечений, распространением идей эпохи Просвещения, результатов научно-технического прогресса и т. д. Все эти явления способствовали ослаблению основ веры человека.

Сто грамм — не харам?

Любопытная эволюция взглядов на употребление спиртных напитков произошла у просветителя Каюма Насыри. В выпускаемом им татарском календаре от 1873 года говорится о том, что принятие алкогольных напитков в небольших дозах перед едой признается врачами полезным для организма. Через 16 лет, в календаре 1889 года, К. Насыри выступает резко против алкоголя, независимо от его дозы. Им подчеркивалось и то, что, несмотря на отдельные высказывания докторов о полезности спиртных напитков в малом количестве, лучше вовсе отказаться от них. Писал он и о вреде пива. Некоторые люди тогда считали, что пиво полезно из-за содержащихся в нем сахара и крахмала. Эти вещества, при необходимости, можно получить из других продуктов, утверждал просветитель.

Однако к рубежу XIX—XX века в Российской империи проблема алкоголизации населения лишь усилилась. О масштабности явления говорит то, что были специальные люди, занимающиеся лечением алкоголизма. В поле зрения казанского полицмейстера в 1900 году попал турецкий поданный, 62-летний Салих Алиев, который жил в Казани около 4 лет и лечил местных татар от алкогольной зависимости: «посредством молитв, написанных на бумажках, каковые кладет в стакан с водою и дает своим пациентам пить, произнося при этом молитвы из Алкорана». Целитель снимал квартиру в районе Сенной площади, рядом с домом Бадретдина Апанаева и за свои услуги брал иногда до 500 рублей.

Шакирды Казанского медресе Мухамадия. 1907 год. Фото facebook.com

В сборнике татарских народных пословиц, зафиксированных писателем Наки Исанбетом в первой половине XX столетия, приводится 326 пословиц на тему пьянства и спиртных напитков. Даже общее количество указывает на то, насколько прочно засела в повседневной жизни татар проблема алкоголизма. Конечно, необходимо отметить, что в данный сборник вошло и народное творчество более позднего, советского периода. Но подавляющее большинство пословиц возникло еще в дореволюционное время.

Наблюдавшееся на рубеже XIX—XX веков стремление к европейской жизни у татар проявлялось не только в безобидных явлениях вроде европейской одежды или домашних интерьеров, появления рационального подхода в организации коммерческих дел и т. д., но и в употреблении спиртных напитков. Поскольку в это время постоянно полемизировали между собой кадимисты и джадиды, то первые из них связывали вредные привычки молодежи с джадидами. Об этом кадимисты неоднократно говорили в своем журнале «Дин вэ магишат». Но на самом деле охватившие татарское общество европеизация и прогресс стали лишь оправданием старых пагубных привычек и значительно увеличили их масштабы. А появившееся в это время мусульманское реформаторство, наоборот, являлось реакцией на социальные проблемы данного времени.

Продолжение следует

Лилия Габдрафикова
Справка

Лилия Рамилевна Габдрафикова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий. Колумнист «Реального времени».
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX вв.» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России конца XIX — начала XX вв., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Новости партнеров

комментарии 46

комментарии

  • Анонимно 07 ноя
    ничоси. татары же не пьют, не курят и свинины не едят. ну, истинные татары
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Что значит истинные? Только 1% татар соблюдают религиозные нормы
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    очень актуальная статья! спасибо автору! всё в точку - про сегодняшний день...
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    Сейчас более 25% татар в исламе, дальше больше будут. шайтан отступает.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Хуже алкоголиков только религиозные фанатики.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Зачем бросаться в "шаблонные" крайности, религиозный человек любого вероисповедания всегда был и будет честнее безбожника-атеиста, по причине ответа в том мире за совершенные деяния-поступки этого мира!
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    Была проделана огромная работа конторы шайтана ( целых институтов с академиками, сыновьями шайтана ) по развращению и одурманиванию татарского и др. мусульманских народа и увода от родной культуры, языка и быта. Истинной веры во Всевышнего!
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    парадокс возник от того, что татары - в России. а наша страна полна таких парадоксов
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Лилия Габдрафикова не совсем правильно понимает суть этого явления у татар.
    Татары прекрасно понимали, что пить алкоголь-это грех. Но также понимали, что пить в небольших дозах и не постоянно-это не самый большой грех. Гораздо больший грех -это есть свинину, красть, сплетничать и т.д.
    Объяснение надо искать в социально-психологической сфере.
    Жить в обстановке окружающего всеобщего пьянства (и публичных домов) и воздерживаться очень тяжело, очень велик соблазн. Уверен (из личного опыта), что почти каждый татарин себе говорил, что вот немножко попробует, испытает, а потом бросит и будет отмаливать грехи.
    Также следует учитывать постоянный гнет в национальном аспекте.
    Также надо учитывать все возрастающее с каждым годом количество катаклизмов: войны, забор а армию (где относились как к второму сорту: вспомним рассказ Льва Толстого "После бала"), террор:убийства царей и других высокопоставленных лиц, потом 1905 год (про гражданскую войну и не говорю). Все это очень психологически давило. Пытались найти выход и в алкоголе.
    Но выяснялось печальное (зависимость от алкоголя и еще большее психологическое опустошение) и одновременно возрождающее: выход из психологических тупиков есть только в полной опоре на Аллаха.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Не смешите историю и ученых "пониманием" очевидности.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Смейся, паяц.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    А немного свинины - не такой уж грех, гораздо больший - много пить. Под вашу платформу все можно подвести.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    А Вам - возрождения)
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Это получается религия наших дедушек неправильная и опираться на гореф-гадэт глупость?
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    В этом и есть татарская толерантность - без фанатизма ко всему.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    но все таки на основе "наблюдателей" делать такие далеко идущие выводы не нужно, и сколько процентов татар употребляли спиртное? автор на малочисленных сообщениях пытается делать далеко идущие выводы. это все было в порядке исключения.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Это не было в порядке исключения. В начале ХХ века проблема обострилась. Достаточно вспомнить знаменитое письмо Ф.Амирхана Л.Толстому, в котором он спрашивал совета, что делать с массовым алкоголизмом среди татар.
    Документальные фонды духовного собрания в Уфе полны архивных дел о пьянстве имамов.
    Не надо приглаживать историю, идеализировать прошлое. Надо делать из него выводы
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    кому-то выгодно спаивать российский народ. ответов на вопрос множество.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Опять же Карл Фукс подробно описывает быт казанских татар
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    В Уфимской губернии, губернатор лично насильственно заливал в рот спиртное башкирским аксакалам, не знающим, что такое алкоголь.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Целиком и полностью согласна с вашим мнением. Главная мысль которой состоит в следующем: употребление "огненной воды" и пива татарами было явлением исключением из общего правила неупотребления оных. Моя 90-летняя еще живая тетя поведала, как, откуда в татарской деревне Оренбургской области повелась традиция пьянства. С открытием государственных магазинов и завозом обязательной продажи водки, вина требовали план реализации, сама работавшая продавщицей тетя сокрушалась: "Не выполняешь план -могла угодить по статье вредительство. На какие только ухищрения не шли вместе с председателем колхоза, чтобы выполнить план по реализации продажи водки и вина! После войны в наше мусульманское село поселилась семья кряшен, они стали продавать дешевый самогон, от них другие татары научились гнать самогон и использовать его в качестве валюты для расплаты с мужиками-мастерами дел, мужиков то в селе не осталось после Голодомора 19-23 годов, 29-33 годов, репрессий с раскулачиваниями, с отправкой в тюрьмы по доносам, на войне погибло с каждого двора по одному-двум мужикам, оставшиеся в живых солдатики пригли с опытом "100 грамм боевых спирта".
    Если до революции у татар пьянство было исключением из общего правила. То в советское время и сейчас стало традицией у татар - повальное употребление всеми слоями взрослого населения и молодежи "огненной воды" и вина, и исключение, словно белая ворона - не употребление водки, вина, пива.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    до революции - это XVI век. Вам это и прапрапрапра рассказать уже не смогут. Чисто физически, "не создавай себе кумира"
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    "которые, казалось бы, традиционно исповедуют ислам" - интересно было бы узнать, что исповедовали Татары до ислама.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    тенгрианство
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Как видите-ничто человеческое татарам не чуждо
    Ответить
    Анонимно 15 ноя
    это провокация против татар!
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    100 грамм - не харам))))
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    вы провокаторы в хорошем смысле слова
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Харам и 1 грамм.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    После прочтения статьи складывается ощущение, что татары все пили алкоголь. Ну это же неправда. Небольшая часть действительно употребляла, глядя на соседний народ. Но массового пьянства точно не было. Зачем так предвзято преподносить отдельные факты из жизни татар?
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    примите правду
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    "Реальное время", ждем продолжения
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Слава татарскому народу, являющемуся самым северным форпостом Ислама на Земле. Несмотря на самые жуткие условия для соблюдения Веры, достойно соблюдают Его. Только в последние годы открылись большие возможности. А людей без греха не бывает. Естественно, каждый пробовал алкоголь. Хоть в виде медовухи (бал-по татарски), хоть в виде кумыса, хоть в виде водки.
    Но каждый знал, что алкоголь -харам (запретное,грех). И просил Аллаха простить его грехи.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Персы и арабы тоже пили вино и складывали стихи о нем. И они жили (и до сих пор живут) в странах шариата. Даже слово "алкоголь" арабское. Так что все не без греха. А у нас в христианской пьющей стране, понятно, доля пьющих мусульман будет выше.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Общеизвестно, что до революции пьяниц татар или евреев нужно было поискать. Статья выпячивает то, что даже проблемой в масштабах народа не было.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    РВ спасибо за статью, а перед Лилией Габдрафиковой снимаю шляпу за смелость и столь интересную подачу. Ваши названия глав - это отдельный шедевр!
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Тимуру респект за интересные темы
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    для кого шедевр и пустая (без головного убора) голова.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Лилия Рамилевна, вам категорически не допустимо освещать харамные дела твоего народа, в плохой пример потомкам. Служители царской России и православная церковь, проводила массированную атаку на мусульман в быту и культуре, на работе, учебе и армии - ВЕЗДЕ. Наш татарский народ не весь, но устоял. Мне, близко знакомый имам говорит, лет 10-15 назад в мечети на пятничном намазе было 10-20 прихожан и то одни бабаи, а сегодня на ряду с мусульманами из Средней Азии, очень много молодежи и др. из татар. И с каждым годом число верующих растет. Иман, сила и вера в татарском народе все больше и больше имеет быть место. Вот о чем надо писать и рекламировать Лилия туганым!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Извините, но не могу с вами согласиться. Во-первых, это познавательная статья об истории народа, которая не имеет целью кого-то или что-то очернить. Второе, статья освещает очень серьёзную тему, которая актуальна и сегодня. Да, такой страницей истории особо не погордишься, но если проблему стараться не замечать или закрывать на нее глаза, то она всё равно никуда не исчезнет. Наоборот, об этом нужно говорить, чтобы отвадить хоть какое-то количество людей от алкоголя. В идеале, я бы вовсе запретил алкоголь - несколько моих родственников-татар ушли из жизни раньше времени из-за выпивки.
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    С вами не согласен! Смотрите глубже и найдите причину зла!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    И в чём же, по-вашему, причина?
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Вы же умный человек, сами признайтесь кто есть злодей!
    Ответить
    Анонимно 17 ноя
    Кому нужны были сильные ТАТАРЫ, с трезвым рассудком и убеждениям, независимыми от обстоятельств - самим татарам, их братьям и Создателю! А кому не нужны - шайтану!
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    В наши татарские и башкирские деревни НУР приходит, разгул и пьянство резко сократилось! Народ начал строить действующие мечети!
    Ответить
  • Анонимно 27 апр
    Найдя через мемориал братскую могилу деда . Приехав на 9 мая за почти 2000 км. Пройдя с портретом бессмертный полк, побывав на местах боев, пообщавшись с местными поисковиками, ветераном, военным комиссаром, посетив местный музей, испытав все моральные потрясения, вечером в гостинице перед портретом налил и поставил рюмку водки. Сотню раз поминал деда без спиртного. А тогда не смог. Пил бабайым или нет, не знаю. На фронте, стрелком был, может наркомовские принимал с боевыми товарищами. В поисках ответа нашел эту статью. Наверное, на том свете окончательно узнаю правильно ли тогда сделал.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии