Новости раздела

Касимовские татары: взгляд через века. Часть 1

Как под носом у Москвы татары образовали свое ханство

Совсем недавно в городе Касимов (Рязанская область) снова заработала Ханская мечеть и там впервые с 1938 года провели обряд никаха. Далеко не все знают, что буквально на подступах к Москве долгие годы существовало Касимовское ханство, на территории которого сформировалась особая разновидность татар — касимовские. Кто они такие? Какова история их происхождения? Чем они отличаются от других татар? Каково их положение? Ответы на эти вопросы дает казанский историк Булат Рахимзянов в своей авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

Что это за татары такие?

Татары Среднего Урала и Приуралья подразделяются на казанцев, мишарей и на некоторые другие этнические группы. Одну из них, самую западную, составляют касимовские татары.

Они занимают особое место в общности волго-уральских татар. Их история, традиционная материальная и духовная культура представляются весьма своеобразными. Они, испокон веков проживая в окружении русского народа в центре России и находясь в общении с другими группами татар, обрели много общих с ними черт, но не утратили своей самобытности, чувства национального самосознания.

Их традиционное вероисповедание — ислам (мусульмане-сунниты). Вера способствовала консолидации касимовских татар, благодаря религии они сохранили свою компактность в течение нескольких веков.

Численность касимовских татар, достигавшая в иные времена 6000, в наши дни составляет около 2000 человек. До начала XX века они жили преимущественно в городе Касимове (Рязанская область) и в 17 селах этого региона. Недалеко от этих мест, к юго-востоку, есть села и татар-мишарей. Сейчас большинство касимовских татар дисперсно расселено в центральных городах России (Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Казани), Средней Азии (Ташкенте, Самарканде), Казахстана (Алматы), Прибалтики (Рига, Таллин).

В своем материале будем основываться на исследованиях автора и книги историка Ф.Л. Шарифуллиной.

История образования

Формирование и развитие касимовских татар проходило на территории Мещерского края (область Рязани). Начало исторической судьбы данной группы относится к середине XV века, когда на территории Русского государства в условиях сложной политической обстановки образовалось татарское Касимовское ханство (1445 — середина XVI века, в трансформированном виде просуществовало до середины XVII века), вассальное Москве. Оно располагалось на Мещерской земле, центром которой являлся Городец Мещерский, впоследствии город Касимов (в тюркской версии — Хан-Кирман), от названия которого татары получили свое этническое наименование.

Начиная с 1445 года, после пленения московского великого князя Василия II в битве с сыновьями изгнанного золотоордынского хана Улуг-Мухаммада, на Руси появилась практика предоставления русских городов в управление татарам. Первоначально данный процесс с московской стороны не был добровольным. Действительно, одним из субъективных результатов феодальной войны на территории будущего Русского государства второй четверти XV века оказалось образование в 1445 году на землях Рязанского княжества Касимовского ханства. Касимовское ханство возникло в силу условий мирного договора между первым казанским ханом Улуг-Мухаммадом и московским великим князем Василием II, заключенным в 1445 году после поражения русских войск под Суздалем.

В Касимов, так же, как и в Казанское, Крымское, Астраханское ханства и Большую Орду, платился «выход» (дань) как с земель Московского, так и Рязанского великого княжества. Касимовское ханство являлось весьма существенной финансовой «обузой» для подданных русских княжеств. Его образование не было добровольной мерой со стороны Московского княжества. В первые годы своего существования оно было свидетельством поражения Москвы, кусочком татарской территории на русской земле.

Таким образом, первые казанские ханы Улуг-Мухаммад и его сын Махмуд успешно использовали благоприятно сложившуюся для них политическую конъюнктуру, образовав на Руси подвластное им государственное образование.

Два слоя населения Касимовского ханства

Особенности политического развития обусловили своеобразие этнической истории касимовских татар. Основу их податного (налогооблагаемого) населения составили финно-угорские и тюркские племенные объединения, обитавшие на землях Мещерского края еще до образования Касимовского ханства. В качестве правящей верхушки (высшей прослойки населения) выступили выходцы из Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, киргиз-кайсацких и ногайских орд, оседавшие на территории Касимовского ханства в течении XV—XVII веков.

XVIII — начало XIX веков явились переломным периодом в политической и социально-экономической жизни татар. В начале XVIII века Касимов был переведен из ведомства Посольского приказа в ведомство Приказа Казанского дворца. В 1719 году он вошел в состав Шацкой провинции Азовской губернии, позднее — Воронежской губернии. В 1796 году Касимов стал одним из уездных городов Рязанской губернии.

Упразднение Касимовского ханства создало благоприятные условия для более тесных экономических и культурных связей касимовских татар с русским и иными народами и с другими группами татар. В то же время сами касимовские татары постепенно лишились былых привилегий. Русское правительство с первой половины XVIII века издает ряд указов, направленных на ликвидацию мусульманского служилого землевладения. В 1715 году вышел царский указ, где отмечалось: «Если люди магометанской веры, за которыми есть русские крестьяне, примут православную христианскую веру, и за ними русским крестьянам быть по-прежнему, а которые не захотят, у тех русских крестьян с пашнями и со всеми угодьями отписать на государя».

Исламизация на фоне политики христианизации

Часть знати была вынуждена принять православную веру. В их числе представители таких известных фамилий, как Костровы, Ширинские, Тургеневы и др. Впоследствии они вошли в состав русского феодального класса, позднее — в число русской буржуазии. Остальные потеряли свои вотчины и поместья. Принявшие христианство татары быстро обрусели. Русские князья с татарскими фамилиями — Ингалычевы, Кудашевы, Колончаковы, Кугушевы и другие были известны в Касимове в конце XIX века.

Зависимым людям переход в православие давал возможность стать свободными. В документах XVII—XVIII веков имеются многочисленные дела с заявлениями подателей о крещении. В их числе челобитная «Крымского полонянника Муртазы», дело о находившейся у крымского татарина Байсукина польской пленной девке Агафье, челобитная новокрещеного ногайца (Баима) Ивана об исключении его из холопства от князя Прозоровского и т.д.

В архивных документах немало дел о вознаграждении крестившихся. К ним относятся дела татар Кутюша Шейдякова, Кудайната Урмаметьева, Кантемира Байтерякова о даче им по крещении разного жалованья и княжеского титула; челобитная крещеных касимовцев Степана Тебеева, Андрея Джинайдарова о даче им за принятие греческого закона по сукну английскому и по тафте; выписка о даче государева жалованья новокрещеным татарским мурзам — князю Шейдякову, Тупаеву, князю Тургеневу, князю Борису Куликову, Исупову и Мамаеву.

Интересно, что на фоне христианизации татар шел процесс усиления ислама. В Касимове, рядом с правителем, селились представители духовенства. Чем выше по социальной лестнице, тем заметнее было влияние ислама. Но за пределами города уже начинался финский мир (татары-мишаре), безмятежно пребывавший до XVIII века, когда мусульманство повело с ним упорную борьбу. Правобережное татарское население меньше поддавалось мусульманской пропаганде. Известен случай, когда муллу закидали камнями.

В последней четверти XIX века касимовская противомусульманская миссия потерпела крах. Протоирей П. Алфеев в своем отчете писал, что «не так легко воздействовать на татар, как это представлялось. По своей сплоченной обособленности и религиозному образованию касимовские татары не похожи на крымских и казанских татар». Духовенство пришло в Касимов со стороны, из губерний: Тамбовский, Пензенской, Казанской, Крыма. В Касимовском уезде образовались наследственные династии мусульманского духовенства. В 1863 году в Касимовском уезде было 8 мечетей.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов, иллюстрации предоставлены автором
Справка

Рахимзянов Булат Раимович — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—07 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV — XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Новости партнеров