Новости раздела

Стивен Стенли, Univation: «Мы тщательно рассмотрим предложение открыть завод здесь, в России»

Крупная компания Univation Technologies лицензирует производства полиэтилена и выпускает катализаторы практически 50 лет. Их технология UNIPOL PE Process занимает треть мирового рынка полиэтилена. В Казань президент компании Стивен Стенли прилетел из Хьюстона ради обсуждения вопросов дальнейшего сотрудничества с ГК «ТАИФ». Газете «Реальное время» удалось пообщаться с руководителем американского предприятия и узнать о ситуации на полиэтиленовом рынке России, о том, как адаптировать производства старых установок под требования рынка и в чем заключается высокий уровень подачи технологии.

Новые катализаторы для старых установок

— Г-н Стенли, с какими предприятия вы работаете сегодня в России?

— С теми, с кем начали работы много лет назад. Еще в 1977 году была продана лицензия для производства полиэтилена «Казаньоргсинтезу», а запущен завод был в 1983 году. Завод «Ставролен» в Буденновске купил лицензию у Univation в 1989, а запустил производство в 1992 году. На заводе «Лукойла» «Карпатнефтехим» производство было запущено в 1996 году, а продали мы им лицензию в 1992. Мы работаем на постоянной основе, на самом деле, с достаточно большим числом компаний на протяжении уже нескольких десятилетий. Мы предоставляем техническую поддержку и обеспечиваем их полиэтиленовым катализатором.

— И продукция столь давно введенных производств остается востребованной и сейчас?

— Установки строятся на очень долгий период. Тогда как лицензиат, безусловно, заинтересован в технологии, все время отвечающей требованиям времени. С самого момента нашего основания, с 1968 года, мы сохраняем лидерство в индустрии, потому что поддерживаем продукцию своего клиента на современном уровне.

— За счет чего?

— Газофазная технология производства полиэтилена UNIPOL обеспечивает гибкость по использованию катализаторов. Значительную часть своей выручки компания направляет на новые разработки, которые при низких затратах применимы даже на самых старых реакторах UNIPOL для производства полиэтилена. И если вы посмотрите на установки 1983 года, они и сегодня могут выпускать современную продукцию.

В нашей компании есть такое понятие, как попадание в качество. Это значит, что при смене катализатора и переходе с одного полимера на другой, количество продукции с незначительными несоответствиями по характеристикам будет минимальное. Это важно в ходе постоянной рутинной эксплуатации.

Univation поддерживает высокий уровень подачи технологии. Мы обеспечиваем сопровождение на протяжении всего жизненного цикла производства: от проектирования до ежедневной работы установок.

— В 2004 году Univation продала «Казаньоргсинтез» лицензию на расширенный выпуск полиэтилена. Какие еще проекты объединяют два химических предприятия?

— Сейчас мы ведем переговоры по увеличению мощности работы ректора В производства полиэтилена низкого давления. Но этот проект еще находится на начальном этапе обсуждения, пока вопрос упирается в наличие этиленового сырья.

Лидеры рынка и требования к лицензиарам

— Какова география присутствия компании сегодня в мире в целом?

— У нас есть установки производства полиэтилена по всему миру. В эксплуатации находится 145 производственных линий с реакторами общим объемом выработки — 40 млн тонн в год. Основная сфера лицензирования Univation — полиэтилен высокого давления и линейный полиэтилен низкого давления. Здесь наши лицензии охватывают треть мировых производственных мощностей. А если добавить сюда технологию переключения производства с линейного полиэтилена на полиэтилен низкого давления и наоборот, то общая наша доля достигает 50%. Это делает нас ведущим мировым лицензиаром производства полиэтилена.

— Какие еще компании лидируют на рынке производства полиэтилена?

— С течением временем ситуация, конечно, меняется. Такие компании как Mitsui, LyondellBasell Industries, Chevron Phillips Chemicals, NOVA Chemicals и INEOS также являются лицензиарами технологий производства полиэтилена. Эти компании и Univation являются крупнейшими игроками лицензирования технологии производства полиэтилена. И каждая из перечисленных достаточно избирательна в продаже своих лицензий.

— Каким же критериям должен соответствовать лицензиар?

— Один из самых ключевых показателей — оценка капиталовложений проекта, который лицензируется. И здесь отличие Univation в том, что у нас наименьшие капитальные затраты на производство полиэтилена высокого давления и линейного полиэтилена низкого давления по сравнению с другими компаниями. Следующий критерий — наличие сырья, этилена. Это соответственно привязывает производство к достаточно дорогим установкам крекинга этана для получения этилена. Поэтому для таких производств одним из главных становится вопрос надежности, иначе они рискуют попасть на очень большую сумму.

Мы продаем лицензию на технологию UNIPOL на протяжении 50 лет. И мы достигли показателей, когда наши установленные мощности по производству полиэтилена в три раза превышают данные наших конкурентов. Это подтверждает то, что технологические риски при реализации нашей технологии очень низкие.

Следующий момент. На рынке наметилась общая тенденция увеличения масштаба установок крекинга этана, которые уже могут достигать 1,5 млн тонн в год. То есть сегодня клиенты ищут лицензии на крупномасштабные производства с использованием одного реактора. У Univation есть множество лицензированных реакторов, где мощность только одного достигает 650 тыс. тонн в год с минимальными технологическими рисками. Это значительно превышает показатели других игроков.

— Известно, что ваша компания совместно с Linde будет модернизировать технологию производства полиэтилена UNIPOL. В чем заключается ваше сотрудничество с немецким холдингом?

— Linde уже несколько десятилетий ведет поставки технологии UNIPOL. Linde создает мощные установки крекинга этана для производства этилена, являющегося сырьем для технологии производства полиэтилена UNIPOL. Мы находимся в постоянном поиске, как снизить капиталовложения и сократить период выполнения работ, начиная от проектирования и завершая запуском.

«Всегда сохраняем политику конфиденциальности»

— У вашей компании с большой историей в прошлом году произошло нерядовое событие — изменилась бизнес-структура. Компания стала 100% дочкой химического гиганта Dow Chemical. Как в связи с этим изменилась стратегия в мире и, в частности, в России?

— Мы являемся самостоятельным юридическим лицом и всегда сохраняем политику конфиденциальности, от головной компании в том числе, в отношении наших лицензиатов. До момента закрытия сделки, май 2015 года, Univation было совместное предприятие. В совете директоров были и Dow Chemical, и ExxonMobil (принадлежало 50% компании — прим. ред.). Разработкой и одобрением стратегических решений компании на протяжении многих лет занимался именно Dow Chemical, поэтому после разделения кардинального изменения стратегии не произошло. С другой стороны на компанию влияют рыночные тенденции. Поэтому изменение стратегии происходит постоянно — для увеличения прибыли и улучшения позиций среди конкурентов.

— К какой доле рынка вы стремитесь?

— У нас нет какого-то фиксированного уровня, к которому мы стремимся. И никогда не будем идти к каким-то конкретным показателям только ради увеличения доли рынка, жертвуя устоявшимися принципами работы.

Сложности совместных предприятий

— К вам поступило предложение, открыть в ОЭЗ «Алабуга» завод по изготовлению катализаторов. А до этого вы рассматривали с логистической точки зрения возможность запустить в России производство?

— Это интересная идея. Однако у совместных предприятий есть свои сложности. Да, чаще они используются, чтобы выйти на новый рынок. Но также они используется и в том случае, когда партнер не планирует оставаться в бизнесе надолго. Поэтому мы в компании Univation должны тщательно взвешивать идеи проектов по созданию совместных предприятий со стратегической, финансовой точек зрения и насколько это вписывается в концепцию видения своего будущего. Однако во время встречи с ТАИФом прозвучал ряд важных причин, почему мы должны изучить эту идею серьезно, поэтому мы тщательно рассмотрим предложение, открыть завод здесь в России.

— В 2013 году в России чаще говорили о стагнации полиэтиленового рынка, в 2014 году речь шла уже о реальном снижении спроса. Какие сейчас проявляются тенденции?

— Внутреннее потребление в России растет, но растет достаточно медленно. Другой важный момент — увеличение экспорта за счет роста производства.

В России более дешевые ресурсы. Это позволяет запустить производство и получать добавленную стоимость, а поставки полиэтилена направить туда, где спрос действительно очень велик — в Китай.

Анна Саушина, Альсина Газизова, фото Михаила Медведева
ПромышленностьНефтехимияЭкономикаИнвестиции

Новости партнеров