Новости раздела

iMulla: татарстанцам предложили пригласить имама одним кликом

Мулла на заказ, исповеди онлайн и непревзойденный е-батюшка

Принятый на прошлой неделе пакет законов Озерова-Яровой предписывает проводить религиозные обряды только в стенах специализированных заведений. Однако до сегодняшнего дня священнослужители не только проводили их на дому, но даже предлагали свои услуги через интернет. К примеру, сейчас в татарской прессе активно обсуждается запущенный в Москве интернет-проект под говорящим названием iMulla — сервис, где мусульманские священнослужители выкладывают свои анкеты, а пользователи заказывают их для проведения обряда в режиме онлайн. «Реальное время» решило выяснить, какие еще существуют интернет-ресурсы, которые позволяют взаимодействовать простому смертному с духовенством.

Мулла в режиме онлайн

Представители духовенства, которые издревле считались просвещенной частью населения, стараются и сейчас идти в ногу со временем, активно пользуясь возможностями интернета. К примеру, в Москве заработал ресурс iMulla («Аймулла»), который позволяет пользователю выбрать и пригласить на дом муллу для проведения обряда кликом мышки.

В целом iMulla устроен очень просто. На главной странице можно обнаружить две большие кнопки — «Пригласить муллу» и «Найти муллу». Нажав на кнопку «Найти муллу», мы обнаружили список из 21 анкеты, в которых указано, какие обряды и в каких регионах готов проводить священнослужитель, график его работы, возраст, место работы и место обучения, дополнительные данные. В случае, если пользователь решил пригласить муллу, он может заказать звонок либо заполнить заявку на сайте с указанием информации о себе, необходимого обряда, местом и временем его проведения. В случае, если человек не знает, какого муллу выбрать, система может сделать это за него. Отметим, что большая часть анкет принадлежит московским священнослужителям и проект пока по большей части ориентирован на москвичей.

Как рассказал «Реальному времени» Ринат Аляутдинов, о создании такого проекта он начал задумываться давно, еще в 2009 году во времена работы имамом мечети на Поклонной горе. Необходимость же была продиктована тем, что люди зачастую не могут найти муллу, к услугам которого обращались, только потому, что у них не сохраняется номер телефона.

— Простому человеку, который почитает традиции, но не практикует мусульманство, легче всего заказать муллу из мечети. Но бывает так, что мулла берет заказ, но сам туда не едет, кого-то отправляет. Таким образом, возникало много ситуаций, связанных с отсутствием квалифицированных имамов. Порой они отправляют студентов, которые выполняют обряды, и люди остаются недовольными. Таким образом, возникает недовольство официальным духовенством. Мы же, предлагая такой сервис, поднимаем качество и уровень обслуживания официального духовенства, — говорит Ринат Аляутдинов.

Добавим, что на сайте есть раздел «Права и обязанности муллы», в которых указывается, как должен вести себя мулла, читать молитвы, общаться с людьми. При этом отмечается, что устанавливать тарифы за услуги и требовать деньги запрещено, то есть заказчик должен наградить муллу сам, исходя из своего материального благосостояния.

Оценить муллу лайком

Отметим, что Ринат Аляутдинов — автор еще одного проекта: imedrese — интернет-медресе, где пользователи могут получить начальное религиозное образование. По словам Аляутдинова, в рамках этого ресурса получают образования порядка 3,5 тыс. человек не только из России, но и из Европы, США и бывших советских республик. Планируется, что в будущем проекты imedrese и iMulla будут объединены под одним брендом iM. В частности, выпускники imedrese смогут заявлять о себе и своих услугах на страницах iMulla.

По словам автора проекта, кроме оказания религиозных услуг священнослужители могут предлагать еще и репетиторство. Аляутдинов отмечает, что не всегда выпускники религиозных вузов, молодые хазраты, получают должность в мечети, но они могут давать частные уроки по основам ислама на дому. Так молодые специалисты могут получить известность и получить приглашения на проведение обрядов, например, в Москве. Однако зарегистрироваться на сайте iMulla может не любой желающий священнослужитель — для этого он обязательно должен иметь рекомендации от зарегистрированных на сайте товарищей.

Как уверяет Аляутдинов, iMulla создавался на чистом энтузиазме без помощи от спонсоров. Имен разработчиков сайта Аляудинов раскрывать не стал. Отметив лишь, что это проект, который реализуют молодые имамы. Планируется, что к ноябрю начнется процесс по разработке мобильного приложения для iPhone, Android и Microsoft.

— Это очень удобный сервис для муллы, а также для заказчика, потому что он точно знает, кто к нему приходит. Более того, он может поставить лайк или, наоборот, оставить комментарий, который будет отражаться в личном кабинете муллы. Он будет знать, что ему сделали замечание заказчики, и администрация соответственно знает об этом, и он может быть удален из сервиса. Мы создали площадку конкуренции для улучшения качества услуг, оказываемых населению, — рассказывает Аляутдинов.

В будущем разработчики планируют подключить к работе и священнослужителей из кавказских регионов. Но пока этот вопрос остается на стадии обсуждения. При этом проект получил поддержку официального духовенства Татарстана, Москвы и Уфы. Отметим, татарстанские священнослужители также отличаются продвинутостью в вопросах пользования интернетом. Так, во время последней встречи Камиля Самигуллина на ифтаре с представителями татарстанских СМИ, гендиректор ИА «Татар-информ» Шамиль Садыков назвал председателя ДУМ РТ из-за его любви к соцсетям и иным интернет-сервисам ай-муфтием (i-муфтием). Впрочем, иногда любовь к гаджетам становится объектом иронии тех же СМИ: например, фотография, которая была сделана во время открытия мечети в Балтасинском районе и на которой запечатлены священнослужители, дружно уткнувшиеся в телефоны, была опубликована с надписью о том, что духовенство тоже страдает от фаббинга, то есть копания в гаджетах.

Исповеди на «Е-батюшке», или Советы от протоиереев

По словам Аляутдинова, проект iMulla — исключительно его детище, и при его создании он не ориентировался на многочисленные религиозные интернет-ресурсы, в том числе и православные.

— У православных такого сервиса нет. У них есть «онлайн батюшка», где можно задать вопрос. У нас есть подобный проект, он еще в разработке, называется «Имам онлайн». Страничка висит, но пока не работает, потому что мы пока не наладили работу «Аймуллы», — отмечает Аляутдинов.

Отметим, что для тех, кто исповедует православную религию, тоже создано немало сайтов, где можно получить совет от батюшки или даже исповедаться. Например, упомянутый сервис «Батюшка-онлайн», созданный по инициативе Симбирской епархии, даже получил одобрение патриарха Кирилла (по крайней мере, так указано на сайте ресурса). В разделе «Участники» размещены данные о 24 священнослужителях, среди которых находятся и публицисты, музыканты, юристы. Часть из них работает в США или в Европе. Именно эти специалисты отвечают на вопросы пользователей, которые по большей части просят протоиереев и митрополитом сделать за них сложный выбор — стоит ли ехать на рабочую поездку в Африку или нужно ли делать операцию. Стоит отметить, что ответы священнослужителей, если и не решают всех проблем верующих, по крайней мере, звучат довольно адекватно и мудро. При желании можно скачать на телефон мобильное приложение.

Вместе с тем в просторах интернета есть немало довольно странных и даже дискредитирующих ресурсов. Пожалуй, самой популярной практикой таких сайтов является ведение исповеди онлайн. Например, на портале «Молитесь.ру» можно оставить свое признание, которое смогут прочитать и другие пользователи. Правда, судить о том, насколько серьезны такие исповеди, сказать сложно, потому что среди них есть и молитвы о работе, и молитвы о сдаче экзамена в ГАИ, и молитвы от избавления долгов и просьбы о возвращении бывшей девушки.

Еще один религиозный проект, вызвавший резонанс, — портал «Е-батюшка». На главной странице сайта на фоне голубого неба представлена заявка на исповедь — нужно лишь написать имя грешника и рассказать о сути греха. В завершение по желанию нужно поставить галочку в окне «Я хочу получить благоговение». Впоследствии выяснилось, что создателем проекта был 19-летний краснодарский программист Денис Небесный. «На серьезность я не претендовал. Возникла идея, которая тут же была воплощена за один день. Зарегистрировал домен, хостинг, написал несколько текстов и модифицировал стандартную тему оформления WordPress. Более ничего. Сама идея возникла, наверное, из-за желания показать коммерциализацию нынешней церкви, но при этом я не могу сказать, что являюсь идеологическим противником или что-то вроде этого — мне это не нужно», — комментировал Небесный. По его словам, большая часть пользователей поняла ироничность проекта, тем не менее программист все же получил две-три серьезные исповеди.

Из-за того, что на волне успеха «Е-батюшки» возникло еще немало таких же сайтов, представители церкви даже были вынуждены дать пояснения, что можно, к примеру, подготовиться к исповеди, общаясь по Skype, но отпускать грехи в интернете нельзя.

«Получается, мы запрещаем выполнять обряды дома. А кто тогда будет их дома выполнять?»

Отметим, что несмотря на все достоинства проекта, его существование может быть оказаться под угрозой из-за принятого на днях пакета законов Озерова-Яровой, который вообще ставит под сомнение проведение обрядов на дому. Однако, по мнению Рината Аляутдинова, такие запреты напротив могут привести к тому, что традиционный ислам начнет терять свое влияние, тогда как люди все равно не откажутся от проведения домашних обрядов.

— Мы будем всегда опираться на конституцию нашей страны. Пока конституция говорит, что религия отделена от государства. Поэтому принятие таких правил, положений противоконститутционно. Я так считаю. Испокон веков наши предки выполняли некие обряды дома, так как не было мечетей. Мы думаем, что невозможно контролировать выполнение обрядов на дому или даже в мечетях. Только путем открытого распространения наших ценностей можно защитить и ислам, и наше государство. Наш сервис как раз предлагает открытое распространение ислама внутри нашей страны. Получается, мы запрещаем выполнять обряды дома. А кто тогда будет их дома выполнять? В основном, в деревнях, да и в городе практически все обряды выполняются только дома. Очень редко в городах никахи проводят. Мы должны быть везде — работать открыто и официально, доступно. Если они несут ерунду, какие-то противозаконные вещи, это очень быстро выявляет сам заказчик, — рассуждает Аляутдинов.

Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров