Новости раздела

Читатели «Реального времени»: «Когда же мы научимся спокойно вести диалоги?»

Дискуссия вокруг установки памятного знака Екатерине II в Казани собрала около 400 комментариев читателей и 16 публикаций

Объявление конкурса на создание памятного знака «Тергезү (Возрождение)» в честь визита императрицы Екатерины II в Казань в 1767 году стало предметом жаркой полемики сторонников и противников монумента на страницах интернет-газеты «Реальное время». В живой дискуссии участвовали не только ученые, историки, чиновники, но и наши читатели. Представляем подборку наиболее ярких реплик представителей разных сторон.

Петру не нашлось места, а Екатерине?

Громкий общественный спор, как это часто бывает, разгорелся из-за небольшой новости о появлении положения конкурса на создание памятного знака визита в Казани императрицы Екатерины II, который может быть скульптурой, скульптурной композицией или абстракцией. В состав жюри наряду с чиновниками городской администрации вошли и помощники президента РТ Наталия Фишман и Олеся Балтусова.

«В 2005 году уже пытались установить памятник Петру I, был скандал, в итоге отказались от идеи. Но похоже, история ничему не учит. Балтусова и Фишман тогда еще маленькие были, не помнят», — сразу же оставили свой комментарий бдительные читатели.

Они напомнили, что во время празднования 1000-летия Казани была жаркая полемика об установке памятника Петра I на улице Петербургской. В итоге вместо него появился памятник историку, автору теории этногенеза Льву Гумилеву.

Чья идея и почему устарела

Продолжая дискуссию, комментаторы написали о том, что идея установки Екатерине принадлежит известному (ныне покойному) архитектору Сайяру Айдарову:

  • идея была академика Айдарова 2006 года — ее просто «слизали» из архивов, но сейчас эта версия устарела безнадежно. Памятник Жириновскому — понятнее, чем эта бредовая затея — молодые татары не уступят! А кто авторы конкурса? Фамилий нету — секрет?
  • не на месте идея Айдарова Сайяра — Ситдиковича 2005 года — путаники-энтузиасты — читайте историю, и правильно ставьте такие символы, в правильных местах...

Всего 400 комментариев собрали 16 материалы в нашем сюжете. Предлагаем читателям самые интересные из них.

Ху из мистер Батырша?

Следующая публикация одного из наших первых колумнистов Альфрида Бустанова вынесла на свет вопрос, памятника кому не хватает в Казани. Целая дискуссия развернулась вокруг личности Батырши (Габдулла Галиев), идеолога и предводителя Башкирского восстания (1755-1756). К слову, оппонента другой российской царицы Елизаветы Петровны.

  • нам памятник Екатерине II не нужен, а память о татарском борце с царским самодержавием за ИСЛАМ и НАРОД — «БАТЫРШЕ» — Габдулле Галиеве увековечить НЕОБХОДИМО!
  • Батырше? Это тому мишарину, поднявшему башкирское восстание? А потом писавшему любезные письма Елизавете? Ну-ну.
  • Вы там были и все эти сказки видели? и наконец каким пыткам подвергался мулла Батырша, ему отрезали уши и язык, вырвали ноздри. И разве мог этот человек сам добровольно под пытками с личного согласия писать письма. Семью Батырши насильно крестили. Какой вы противный и ненавистный не «мишарин», слов нет!!!
    Фото baltach.info (Батырша (Габдулла Галиев). Художник М. Вафин, 1991)
  • а я думал, что Батырша башкир, а он-то из мишарей происходит.
  • Какая вам разница, он Великий герой братских татаро-башкирских народов! А татары не «мишари» его, Батыршу сдали царской охранке.
  • Хөрмәтле милләттәш! Нам не только памятник Батырше, а фильм нужен наподобие «Храброго сердца» Мела Гибсона. Прекрасный сюжет!
  • Правильно и фильмы многосерийные поставим про подвиг Великого Батыршы и предательства «своих»!
  • Надо выбрать другую кандидатуру, менее скандальную, чтобы прийти к какому-то компромиссу
  • Увековечить память герою татарского народа «Батырше», но не в образе идола.

Кого еще не увековечили?

Достаточно полемичной получилась колонка нашего автора, доктора исторических наук Радика Салихова. Он сделал достаточно основательный экскурс в историю взаимоотношений татарской общины с российской царицей. Не все были согласны с колонкой ученого.

  • Мнение Салихова не есть мнение народа. Его мнение это прислужничество.
  • Даже Салават пел в 90-е годы народную песню про кандалы Екатерины.
  • «Эби-патша» — это название, идущее от «служилой» группы татар, но не всего народа
  • возражаю, обзываться стыдно и не надо. Салихов работник и ученый — добросовестный, почитайте его работы и статьи.
  • эби патша — гордость России, благодетель татарского народа, достойна памятника!!!


Исторические скелеты в шкафу

Публикация также инициировала обсуждение, память кого еще в Татарстане не увековечили. «Поставьте памятник Цветаевой, она, кстати, тоже из Татарстана», — пишет один из читателей. «Она не из Татарстана, она умерла тут. А сама из Москвы», — отвечает другой, говоря о том, что поэтесса была эвакуирована в Чистополь во время Великой Отечественной войны.

Далее читатели стали составлять список своих претендентов на памятник — от средневекового поэта Мухамедъяра и просветителей Насыри и Марджани до авторов атомного проекта и Завойского. Но настоящая полемика разразилась под предложением главного редактора «Казанских историй» Любови Агеевой — поставить памятник и Екатерине, и защитникам Казани. Она невольно вновь подняла тему еще одного исторического скелета из шкафа — увековечивания памяти татарских защитников города в 1552 году, которая обсуждается в кругах интеллигенции с 90-х.

  • Памятник защитникам Казани реально нужен. Он исправит несправедливость и разрядит ситуацию. Те, кто защищал родную землю, заслуживают памяти не меньше, а больше, чем те, кто ее пытался отобрать.
  • Конечно памятник защитникам Казани 1552 г. надо поставить.
  • Они действительно защищали родную землю, а не «перебежчика» последнего хана Казани Едигера. Но не все так просто и однозначно… Было бы восстановлением исторической справедливости поставить в Казани памятник воссоздателю империи Чингиз-хана, основателю нового государства, известного ныне под названием Российская Федерация, Казанскому хану чингизиду Шах-Али.
  • Полностью с вами согласен! Это историческая память ТРАГЕДИИ татарского народа!
  • Татары составили значительную часть политической, культурной и научной элиты России. Татары изменили генофонд славян, финно-угров и других народов бывшей империи Чингиз-хана, а ныне России…Трагедия, когда народ исчезает бесследно — т.е. не оставив никаких «следов». Если народ живет, развивается, имеет планы на будущее, то это не трагедия, а сама ЖИЗНЬ.
  • Когда же мы научимся правильно принимать решения? Когда же мы научимся спокойно вести диалоги? Может, Екатерина и поможет нам в этом?
  • Нужен мемориал нашим предкам, погибшим при беспримерной защите Казани. Но главный памятник их великим деяниям это мы сами.
  • Извините, но у Вас небольшая мания величия.

В ходе дискуссии вспомнили, что в Казани нет памятников казанским ханам. «Памятники казанским ханам находятся в Казанском Кремле. Извините, но Вам надо «оторваться» от компьютерной клавиатуры и сходить в Казанский Кремль. Тогда Вы увидите, как много сделано для увековечивания татарской истории. В том числе и ханских времен», — пишет в ответ читатель. «Нужен пантеон наших ханов, чтобы и стар и млад поклонились нашим правителям, которых незаслуженно забыли», — парирует другой.

Кто за всеми стоит: версии, интриги, расследования

Почвой для размышления наших читателей стало письмо Форума татарской молодежи, который высказался против установки памятника Екатерине. Один из читателей даже задался вопросами для размышления:

  • Когда появляются такого рода письма — нужно всегда понимать, кому это выгодно?
    Если т.н. татмолодежь идет вдруг и неожиданно против Метшина, значит, надо «спросить» с куратора от власти (кто курирует эту самую татмолодежь).
    Этот человек точно знает:
    1. Почему появилось письмо.
    2. Почему оно появилось вдруг.
    3. Почему в письме фигурируют в качестве контры только власти Казани (Метшин).
    4. Почему письмо появилось именно от татмолодежи.
    5. Еще с десяток почему.
  • десять лет назад был вариант ставить бронзовую копию скульптора Александра Опекушина 1886 года, которую мы реставрировали для Третьяковки — тогда еще не поняли замысел. А тут явились готовые скульпторы для «казанского шедевра», а для этого понадобился конкурс, и вовсе не «симметричный», а ангажированный, только авторов так и не узнали — кто затеял этот ураган протестов.

Впереди жюри

Возникла путаница вокруг места размещения будущего памятного знака. Часть ньюсмейкеров ( муфтий Камиль Самигуллин и вице-мэр Казани Евгения Лодвигова) отчетливо заявили СМИ, что они против памятника Екатерине в Старо-Татарской слободе. В то время как памятник предлагается разместить на берегу напротив Кабана, некоторые активисты Форума татарской молодежи успели даже обвинить редакцию «Реального времени» в намеренном введении в заблуждение общественности, так как газета не разъясняет, где будет памятный знак.

В итоге корреспонденты газеты обратились за помощью к краеведам и историкам, и появились две колонки наших авторов — Льва Жаржевского и Нияза Халита.

Некоторую ясность в ситуацию с памятным знаком внесла в итоге главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Как она заявила «Реальному времени», организаторы конкурса сознательно не захотели устанавливать монумент в Старо-Татарской слободе. К тому же, как она заявила «Реальному времени», комиссия готова рассмотреть и другие предложения по локации памятника.

А пока на конкурс поступило 10 заявок, и впереди будет еще много интересного.

Арслан Минвалеев

Новости партнеров