Новости раздела

Эльмира Беззаметнова: «У каждого ребенка своя изюминка. Наша задача — ее найти»

Учительница начальных классов из казанской гимназии — о том, важны ли оценки, надо ли делать с детьми уроки и чему должна учить школа

Эльмира Беззаметнова: «У каждого ребенка своя изюминка. Наша задача — ее найти»
Фото: Динар Фатыхов

Завтра в школах по всей стране прозвучит первый звонок. В честь Дня знаний мы пригласили стать героиней сегодняшнего портрета учительницу начальных классов Эльмиру Фаридовну Беззаметнову. 36 лет она не только становится для маленьких людей проводником в мир знаний — наша героиня учит их дружить, думать, задавать вопросы себе и миру, быть ответственными и открытыми. В наступающем учебном году учительница выпускает четвертый класс в казанской гимназии №125. А еще руководит методическим объединением учителей начальных классов Советского района Казани. Мы поговорили с Эльмирой Фаридовной о ее работе, о том, как изменились сегодняшние дети и родители. И о том, за что она беззаветно любит эту сложную, ответственную профессию, которой нужно отдавать столько любви и внутреннего тепла.

«А за мной малыши идут гуськом. Как утята за мамой-уткой»

Эльмира хотела работать в школе с самого детства. Училась с огромным удовольствием: в школу не шла, а бежала, во время каникул считала дни, чтобы вернуться в родной класс. На переменках и в продленке с подружками играли «в школу»: заводили тетрадки, ставили огромные пятерки на страницах — за неимением красной пасты использовали мамину помаду…

Девочка росла в рабочей семье — родители трудились на заводе СК имени Кирова. С уроками особо не помогали — в те годы не принято было контролировать каждый шаг ребенка. Эльмира Фаридовна сейчас вспоминает, как тщательно сама собирала тетрадки, как аккуратно раскладывала их, как любила делать уроки…

— Я не знаю, откуда во мне это все было. У нас ведь не было в роду учителей — просто все это мне очень нравилось. Еще с детства я очень любила читать. Помню, как пошла записываться в детскую библиотеку на нашей улице — а мне было только 6 лет, и библиотекарь попросила прийти с родителями. Я папу привела, чтобы он меня записал. А потом не вылезала из библиотеки: читала запоем. Это была моя болезнь… — вспоминает Эльмира Фаридовна.

Девочку очень тянуло к работе с малышами: на выездных заводских дачах в Ташевке она в 14 лет устроилась работать нянечкой с самыми маленькими детьми — трех- и четырехгодовалыми. Помогала с ними управляться — развлекать, кормить и даже мыть в банный день.

Пошла записываться в детскую библиотеку на нашей улице — а мне было только 6 лет, и библиотекарь попросила прийти с родителями. Я папу привела, чтобы он меня записал. А потом не вылезала из библиотеки: читала запоем.

— Я до сих пор помню банные дни: сворачиваю для каждого комплект— полотенчико, белье, кофточку, шорты или платьице, все заворачиваю аккуратно и складываю в большой таз. И иду в баню. А за мной малыши идут гуськом. Как утята за мамой-уткой, — рассказывает наша героиня.

«Педагоги вложили в нас активность, позитив и правильное отношение к жизни»

К восьмому классу у девушки оформилось желание стать воспитательницей в детском саду. Окончив школу, она успела поработать нянечкой в своем родном детском садике, собрала документы и отправилась в Казанское педагогическое училище №1. Но там ее огорошили: на это отделение документы принимали только у выпускников 10-го класса. Эльмира поступила на отделение, где готовили учителей начальных классов.

Наша героиня до сих пор помнит, какие замечательные у нее были педагоги и как тщательно они вводили молодых людей в профессию.

— Я всех по именам помню. И до сих пор прихожу к ним, навещаю тех, кто еще работает. Анфиса Григорьевна Залялова еще при мне была председателем профкома. Я так рада, что сегодня она стоит во главе колледжа! Возвращаясь к своей учебе, скажу: нам очень серьезно давали методику преподавания, мы оттуда вышли совсем еще молодыми, но хорошо подготовленными ребятами. А еще в училище наши педагоги вложили в нас активность, позитив и правильное отношение к жизни, — вспоминает Эльмира Фаридовна.

А ведь когда наша героиня поступила в училище, ей еще и 15 лет не было! В современном мире, когда человек официально считается ребенком чуть ли не до 21 года, это звучит удивительно. Но это факт. Девочка была подготовлена, «закалена» жизнью в обычной советской семье: лето проводила в заводских лагерях, работала в них сама, росла самостоятельной, ведь с раннего детства некому было над ней трястись, как над хрустальной вазой.

Кстати, и в училище она тоже не пропускала ни одного лета: ездила и на практику в пионерлагеря ТАССР, работала в студенческих отрядах (ребята ездили собирать помидоры в Астраханскую область). В студотряде активная и ответственная Эльмира быстро «продвинулась по карьерной лестнице»: выросла от бойца до комиссара, а оканчивала училище уже в статусе командира.

— Я до сих пор вспоминаю эту нашу работу: это был Володарский район, лагерь «Коминтерн». Мы там со всем Татарстаном перезнакомились: были и лениногорские ребята, и буинские, и альметьевские, из разных вузов и ссузов. Это была такая жизнь, которую вспоминаешь только добрым словом. Она дала нам закалку и прививку оптимизма, — улыбается Эльмира Фаридовна.

Это была такая жизнь, которую вспоминаешь только добрым словом. Она дала нам закалку и прививку оптимизма.

«Судьба — это дорога, по которой вы идете»

По окончании училища в 1988 году девушка решила, что хочет уехать работать из города в район. Она говорит, что завидовала деревенским девушкам — рассказам об их жизни на свежем воздухе, гостинцам, которые присылали родители… Потому и попросилась во время распределения работать в Нармонке в Лаишевском районе — а вслед за ней и две ее однокурсницы. 18-летней учительнице дали 1-й класс. Она до сих пор с умилением вспоминает тот год, что проработала там: молодых учительниц любили деревенские бабушки, старались чем-то угостить, подкормить, постоянно приглашали в гости. Поддерживала молодых коллег своим авторитетом и директор Светлана Александровна Солягина, отнесшаяся к девочкам со всей душой и во всем им помогавшая.

— А еще у меня была странная мечта: я хотела выйти замуж непременно за деревенского парня. Не знаю, почему такое желание сложилось, но мне казалось, что это будет хорошо и правильно, — признается Эльмира Фаридовна.

Мечта, кстати, исполнилась совершенно неожиданным образом: когда девушке уже было 19 лет, она поехала в гости на свадьбу в Нижегородскую область, в деревню под Арзамасом. Там и познакомилась с будущим мужем — причем он и на свадьбе-то не гулял. Просто хозяева для надежности попросили Николая проводить девушку до станции на обратном пути. Молодые люди обменялись адресами прямо перед поездом — и началась переписка. Меньше чем через год, увидевшись «вживую» всего трижды, сыграли свадьбу. В этом году Беззаметновы отметили 35-летие своего союза.

Вот так причудливо тасовалась колода. И причудливо в этой колоде всплывали люди, которые сыграли большую роль в жизни нашей героини.

— Я и детям в классе всегда привожу такую метафору: ваша судьба — это дорога, по которой вы идете. На эту дорогу выходят люди. Кто-то идет рядом с тобой, в ногу. Кто-то шагает неподалеку, рядом. Те, с кем тебе не по пути, уходят в лес. По твоей дороге идут только те, кто тебе нужен, необходим, кто сыграет в твоей жизни роль, — рассказывает Эльмира Фаридовна.

В 1989 году 19-летняя учительница вернулась в Казань и пришла работать в школу №125 Советского района. В ту самую, где работает и сейчас. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

В 1989 году 19-летняя учительница вернулась в Казань и пришла работать в школу №125 Советского района. В ту самую, где работает и сейчас. Правда, не все 35 лет Эльмира Фаридовна провела здесь безотрывно: после замужества они с Николаем шесть лет жили и работали в Арзамасе, у него на родине.

— Это были особые годы моей жизни, я их очень люблю, — вспоминает учительница. — Это небольшой, спокойный, очень православный город. Там было много трепетного: я работала в лицее и училась в педагогическом институте — ходила на лекции через замечательный дендрарий по тропинке прямо с работы…

В конце 1990-х семья переехала в Казань. Эльмира Фаридовна несколько лет поработала в школе №161, которая как раз тогда открывалась — там ей уже доверили должность завуча по начальной школе. Но сама она признается: не любит руководящие должности и административную работу. Все же она прежде всего учительница. Хотя обязанности свои выполняла исправно.

В 2000-м наша героиня вновь вернулась в гимназию №125 — здесь и остается по сей день.

«Для меня оценки не главное при взаимодействии с классом»

На учителе начальных классов лежит задача, ответственность которой невозможно переоценить: работать с детьми в возрасте от 7 до 10 лет, как раз когда у них формируется связная, глобальная картина мира, развиваются моральные императивы и строится коммуникативная модель.

Провожая в школу ребенка словами «Иди за пятерками», мы не задумываемся над тем, а за чем же он действительно идет. Конечно, в первую очередь за знаниями. Но оценки, особенно в начальной школе, — это еще далеко не все. Эльмира Фаридовна уверена: пока человек еще только учится коммуницировать и жить в социуме, пока у него формируются причинно-следственные связи, очень важно развивать в нем навыки дружбы, взаимодействия, общения. В общем, то, что мы сегодня называем модным словом «софт скилс», учителя начальных классов целенаправленно развивают в наших детях уже много десятков лет.

— Я всегда говорю, что не делаю акцент на учебе. Для меня оценки как таковые не самое важное во взаимодействии с классом. Потому что у всех у нас ресурс разный, и каждый ребенок работает и развивается в своем темпе. Мы просто работаем. А вот что для меня критически важно — так это чтобы между ними формировалась дружба. Чтобы каждый мой ребенок учился общению. Взаимодействию. И главное — уважению. Ко всему: начиная от вещей, заканчивая уважением к родине и миру. Вы знаете, когда с ними разговариваешь на серьезные темы, они иногда такие глубокие мысли озвучивают, что я сама поражаюсь. И очень приятно становится и радостно за них, — рассказывает Эльмира Фаридовна.

Эльмира Фаридовна показывает постер на доске, который заготовила для своего 4-го класса на завтрашний праздник. Она признается: совершенно случайно нашла эту картинку в Сети, и оказалось, что на ней отражено практически все, что учительница говорит детям: «Учиться надо не ради оценок», «Тебя учат тоже люди», «Цель обучения — тренировка интеллекта», «То, что ты изучаешь, не абсолютная истина, а лишь модель»…

Эльмира Фаридовна показывает постер на доске, который заготовила для своего 4-го класса на завтрашний праздник. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

А еще важным и нужным качеством учителя был и остается оптимизм. Наша героиня делится своим секретом:

— Утром надо улыбнуться в зеркало — и все, и настроение появилось, и идешь на работу. Мы же несем свое настроение детям. Значит, надо нести радость!

«Дети всегда остаются детьми»

Начальная школа сильно изменилась за последние тридцать лет — и в первую очередь потому, что изменились дети, их сознание и мир вокруг. Эльмира Фаридовна подтверждает общую тенденцию: сегодняшний ребенок менее сосредоточенный, ему чаще нужна смена деятельности. «Клиповое мышление» — яркая примета сегодняшнего дня. Но учительница не видит в этом ничего особенно страшного: зная об этой особенности, она разнообразит учебные процессы на уроках, меняет вид деятельности детей, проводит разминки и физкультминутки — делает все, чтобы не наступило утомление от монотонной деятельности и дети оставались активными и включенными в работу.

— Вокруг современных детей больше информации и больше возможностей. Но дети всегда остаются детьми, суть их не меняется. Они так же, как и дети 30 лет назад, готовы, как губка, впитывать знания. Их нужно только правильно направлять, — объясняет учительница.

А чтобы не мешать «губке» впитывать знания, Эльмира Фаридовна умеет сделать так, чтобы ни один ребенок не пользовался телефоном даже во время переменок. Просто в течение учебного дня мобильник выключен, дети постоянно заняты. Включается телефон, только если действительно возникает необходимость подключить технологию к процессу обучения: нужно считать куар-код, смонтировать картинку или что-то в этом роде.

А еще детей нужно стимулировать, показывать им, за что ими можно гордиться, за что их можно любить. Это позволяет воспитать в маленьком человеке уверенность в себе. Эльмира Фаридовна говорит:

— Я люблю их всех и даю им это понять. Вы сейчас спросите у детей из моего класса, кто мой любимый ученик. Каждый ответит: «Я». 1 сентября у меня будут готовы ручки, которые я заказала. На каждой написано: «Самому любимому ученику» или «Самой любимой ученице». У каждого из них будет такая ручка.

Я говорю это детям, их родителям и скажу это вам: не бывает плохих людей. Бывают недолюбленные. Бывают попавшие не в ту среду. Но все априори хорошие.

Мы спрашиваем: неужели это в принципе возможно — любить детей вне зависимости от того, какие они? Ведь даже семилетка может качественно измотать нервы взрослому человеку, не все дети одинаково хорошо воспитанны и обладают благодушным характером. Эльмира Фаридовна безапелляционно отвечает:

— Я говорю это детям, их родителям и скажу это вам: не бывает плохих людей. Бывают недолюбленные. Бывают попавшие не в ту среду. Но все априори хорошие. Людям нужно помогать. И именно из этой точки зрения я всегда исхожу. И детям всегда говорю: «У всех нас есть «тараканы», даже у меня. У кого-то они пушистые, у кого-то лохматые, у кого-то колючие, у кого-то цветные». Они смеются и пытаются определить, а какие «тараканы» у них…

Учительница неоднократно повторяет слово «уважение». Она уверена: к ребенку надо подходить с позиции уважения. Конечно, есть дети разные, но если они чувствуют к себе уважение — найти с ними общий язык будет уже легче.

— У каждого ребенка своя изюминка. Наша задача — ее найти. Я анализировала 36 лет своей работы недавно. И пришла к выводу, что сначала относилась к ученикам как к абстрактным маленьким людям, которых нужно уважать. Когда у меня появились свои дети, я это уважение еще и через материнский фильтр пропускала. А сейчас уже с точки зрения бабушки смотрю: как будто они мои внуки, и здесь уже совсем другое уважение. Я ведь тоже трансформируюсь с возрастом…

«Мы можем делать что-то только в связке. Ребенок, родители и я»

Есть всеобщее мнение о том, что человека воспитывает семья, а школа нужна прежде всего для социализации. Мы спрашиваем у учительницы: а она как думает, что первично? Она задумчиво отвечает, что никогда не делит этот треугольник, участвующий в воспитании, — учитель, родитель и ребенок:

— На первом собрании, когда я встречаюсь с родителями, всегда говорю им, что мы можем что-то делать только в связке. Ребенок, родители и я. Благодарна судьбе, что родители у меня всегда хорошие. Они ко мне прислушиваются — понимают, что я хочу помочь их детям. И помогают мне в этом.

Правда, семьи бывают разные, и иногда случаются разногласия между тем, что транслирует ребенку учитель, и тем, что говорят родители. В этом, как признается Эльмира Фаридовна, возникает сложность — конечно, лучше, если воспитание в семье и в школе идет в одном направлении. Но жаловаться и добавлять в ситуацию негатива учительница не будет — все-таки работа с детьми предполагает тактичный, спокойный подход.

Можно не каждый день проверять тетрадки. Главное — чтобы ребенок знал, что вам это важно и что вы гордитесь его успехами.

Бывают и неблагополучные семьи — но дети не виноваты в том, что в таких растут. Ребенок, которому грозит беда, обычно дает об этом знать своим поведением, реакциями, внешним видом. Учительница старается все-таки «достучаться» до родителей, говорит с ними, объясняет, что видит и чем это чревато. Бывает, что получается.

Учитель начальных классов работает в тесной связке с родителями. И вот они-то изменились за последние тридцать лет, по свидетельству нашей героини. Эльмира Фаридовна признается: у современных родителей вовлеченность в общественную жизнь ниже, чем у старших поколений, а инфантильность в среднем выше.

Много копий ломается вокруг того, должны родители делать с детьми домашние задания в начальной школе или нет. Эльмира Фаридовна признается: со своими собственными детьми этого не делала. Они справлялись сами. А родителям своих учеников объясняет:

— Не нужно, чтобы вы делали каждый предмет с ними. Просто ребенок должен знать, что вам это небезынтересно. Что его успехи и занятия для вас важны. Это самое важное! Можно не каждый день проверять тетрадки. Главное — чтобы ребенок знал, что вам это важно и что вы гордитесь его успехами.

«7 лет назад они мне это написали, а видели бы вы их сейчас — такие солидные, серьезные!»

Учительница повторяет, как благодарна судьбе за то, что на ее пути встречаются креативные, творческие люди, во взаимодействии с которыми рождаются удивительные идеи. Например, в 2016-м Эльмира Фаридовна познакомилась с заслуженным учителем РТ, кандидатом педагогических наук Гузэль Мансуровной Султановой, которая как раз тогда разрабатывала рабочие тетради по проектной деятельности для учеников 1—2-х классов. Активность и большой опыт нашей героини привлекли внимание доцента — и вместе, в соавторстве, они разработали тетради для 3-х и 4-х классов. Эти тетради помогают развивать в детях как раз те самые «софт скилс». Сегодня по ним работают многие педагоги в татарстанских школах.

Можно не каждый день проверять тетрадки. Главное — чтобы ребенок знал, что вам это важно и что вы гордитесь его успехами. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

— По ним учились те мои дети, которые сейчас перешли в 8-й класс — мой предыдущий выпуск. И знаете, их очень хвалят учителя. Это дети, которые умеют себя преподнести, умеют рассуждать, которые работают самостоятельно, и в их мышлении развита системность, — рассказывает Эльмира Фаридовна. — Я за них спокойна: они все делают сами, им не нужно указки или пинка. Они замечательные. И знаете, тот класс, с которым я работаю сейчас, — им предстоит выпуститься в среднюю школу в следующем году — они растут такими же!

У Эльмиры Беззаметновой множество заслуг, наград, благодарностей и достижений: она победительница гранта «Наш лучший учитель», обладательница нагрудных знаков «За заслуги в образовании» Минобрнауки РТ и «Почетный наставник РТ». За 36 лет работы она добилась безоговорочного признания: к ней стремятся отдать детей очень многие, а она разводит руками: при всем желании класс не безразмерный…

Учительница показывает альбом, который в 2017 году сделали ей на день рождения ее первоклашки вместе с родителями: тут и открытки, и добрые пожелания, и рисунки. Это своеобразный ответ на традицию, которую она ввела в своем классе: на день рождения каждого ребенка весь класс рисует для него подарок на листах бумаги, все это собирается в альбом, подписывается и дарится.

— Я вчера нашла этот альбом, перечитала все эти пожелания — и так растрогалась, что даже плакала. Это очень трогательно, — улыбается учительница. — Они 7 лет назад мне это рисовали, а видели бы вы их сейчас: такие солидные, серьезные!

Эльмира Фаридовна вспоминает своих учеников разных лет, которые, добившись успехов, приходили к своей первой учительнице, чтобы сказать ей спасибо. Например, Руслан Садриев, который прошел начальную школу у нашей героини, а в 6-м классе ушел в татаро-турецкий лицей. Он участвовал в передаче «Умники и умницы», победил, поступил в МГИМО. И когда учился на 2-м курсе, пришел в гимназию к Эльмире Фаридовне, чтобы рассказать о своих успехах и обнять первую учительницу.

Или, например, Динара Сайфутдинова, режиссер театра на Булаке, тоже ученица нашей героини. Учительница ею очень гордится. Но отмечает отдельно: любит, помнит и с радостью обнимает при встрече каждого своего ученика. Успехи есть у всех — просто для каждого они свои.

«Я вчера нашла этот альбом, перечитала все эти пожелания — и так растрогалась, что даже плакала. Это очень трогательно», — улыбается учительница. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

— Мне кажется, сейчас какой-то эмоциональный кешбэк ко мне возвращается. Возврат того, что я вложила в людей за 36 лет работы, — признается Эльмира Фаридовна. — Куда бы я ни пошла — меня обязательно кто-нибудь начнет благодарить. Я могу и сама не помнить этих людей, но оказывается, что я в их жизни какую-то важную роль сыграла.

«Недавно я поняла, что учить — это моя миссия»

В июне Николай и Эльмира Беззаметновы отпраздновали коралловую свадьбу — вот уже 35 лет супруги идут рука об руку по жизни, «загаданный» брак оказался счастливым. Они вырастили двоих детей: сын — бизнесмен, кандидат технических наук. Дочка — медсестра Перинатального центра РКБ.

— К сожалению, я еще не стала бабушкой — а ведь так хочу ею быть! У моих подружек уже есть внуки, кто-то уже даже четырежды бабушки, я тоже хочу, — мечтает наша героиня.

Впрочем, у нее множество увлечений: Эльмира Фаридовна танцует зумбу (а когда было больше времени, ходила еще и на латинские танцы, и на йогу), поет в учительском ансамбле «Элегия», обожает свой сад — выращивает удивительные цветы. Говорит, что, оставаясь наедине со своими цветами, забывает обо всем, расслабляется, сосредоточивается только на уходе за ними — и таким образом полноценно отдыхает. А еще признается: очень любит путешествия, смену «декораций» вокруг себя.

Мечтаю о том, чтобы у каждого ребенка была возможность себя реализовать. И чтобы возможности у всех были одинаковые, в какой школе бы дети ни учились

Своей работе наша героиня предана, она не представляет себя без нее:

— Я очень люблю свое дело. Прихожу сюда с радостью, это моя любимая работа. А недавно я поняла, что учить — это моя миссия. Я ведь большая фаталистка, верю в судьбу, в то, что мне это предначертано.

Мы идем по тихим коридорам школы в казанском спальном микрорайоне. Это обычная гимназия, такая же, как сотни других, не относящаяся к числу «звездных», не новая. Здесь нет бассейна и дизайнерского ремонта. Но тут не меньше, чем в топовых казанских школах, любят своих учеников. Здесь работают высококлассные педагоги — такие как Эльмира Фаридовна Беззаметнова. Беззаветно преданные своей профессии и понимающие: не место красит человека, а человек место. Завтра сюда придут сотни маленьких людей — чтобы получить знания и научиться быть человеком среди людей.

Встретит своих четвероклашек и наша героиня. Прощаясь с нами в школьном дворе, она говорит:

— Мечтаю о том, чтобы у каждого ребенка была возможность себя реализовать. И чтобы возможности у всех были одинаковые, в какой школе бы дети ни учились.

Это обычная гимназия, такая же, как сотни других, не относящаяся к числу «звездных», не новая. Здесь нет бассейна и дизайнерского ремонта. Но тут не меньше, чем в топовых казанских школах, любят своих учеников. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru
Людмила Губаева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоОбразование Татарстан

Новости партнеров

Рекомендуем