«Может, прибегнуть к симметричному решению: знак в честь Екатерины II и памятник татарским защитникам Казани»
Главред «Казанских историй» попыталась разрешить споры, разгоревшиеся вокруг установки памятника Екатерине Великой в Казани

Объявленный конкурс на создание памятного знака на Набережной озера Кабан, который должен «содержать образ Екатерины II», вызвал бурную реакцию общественности. Против установки памятника высказывались как известные в Казани личности, так и многочисленные анонимы в комментариях. Также Всемирный форум татарской молодежи адресовал мэрии Казани открытое письмо, в котором попросил приостановить конкурс. Специально для читателей «Реального времени» в своей авторской колонке главред газеты «Казанские истории» Любовь Агеева поведала о том, почему памятнику — быть, и рассказала о том, каким управленцем была Екатерина Великая. А для того, чтобы прекратить все споры, предложила простое решение проблемы.
«Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех...»
В апреле 2016 года мы получили еще одно доказательство того, как легко разделить людей, сделать их позиции непримиримыми. Увы, у нас в стране нет практики спокойных общественных дискуссий на темы, которые задевают разные интересы людей, тем более национальные. Сразу или скандал — или баррикады. Пусть даже и не на улицах — в головах.
Небольшое пояснение для читателей «Реального времени», которые остались в стороне от бурного обмена мнениями по поводу постановления мэрии Казани о творческом конкурсе на памятный знак «Тергезү («Возрождение»). Намерение у тех, кто принимал решение о памятном знаке, было наверняка самое благое. Наверняка они не ожидали, что последует за сообщением о конкурсе. Прочитаем, однако, внимательнее начало этого постановления:
«В целях увековечения памяти исторического события 1767 года в Казани — указа Императрицы Екатерины II, разрешающего татарским купцам строить каменные мечети и оказавшее огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России, отражения самобытности и благоустройства города…»
Как я понимаю, предлагается увековечить вовсе не Екатерину, а память исторического события 1767 года — подписание указа императрицы, оказавшего огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России.
«Предлагается увековечить вовсе не Екатерину, а память исторического события 1767 года — подписание указа императрицы, оказавшего огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России». В. Боровиковский. Портрет Екатерины II (portret-zakaz.ru)
Почему этот памятный знак нежелателен?
Однако председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин прочитал постановление по-другому, став с помощью моих коллег-журналистов инициатором дискуссии в СМИ.
– Когда мы поняли, что этот вопрос волнует многих, мы решили, что мы должны донести до тех, кто инициировал этот конкурс, аргументы, почему этот памятный знак нежелателен, — рассказал он корреспонденту одной из республиканских газет.
Он подчеркивает, что не является сторонником установки монументов вообще, отдавая предпочтение свободным пространствам. Но когда речь заходит о памятниках, Табрис Яруллин считает, что это все-таки та область, где несправедливость проявляется наиболее отчетливо: несмотря на то, что власти неоднократно говорили о необходимости увековечить имя того или иного татарского деятеля, на деле каждый раз повторяется одна и та же ситуация — оказывается, что на установку памятника не хватает финансирования.
Позднее на сайте Всемирного форума татарской молодежи появилось письмо, правда, без указания адресата, но в СМИ сообщалось, что оно — для президента Рустама Минниханова, где были сформулированы другие доводы, кроме финансовых.
Жесткое противостояние решению мэрии Казани установить в городе памятный знак в честь указа Екатерины Великой меня лично удивило. Никак не ожидала, что эта российская императрица вызовет такое неприятие.
Вспоминаются возражения против появления на Петербургской улице памятника Петру I. Правда, массовых выступлений не помню, были протесты авторитетных представителей общественности, и они были приняты во внимание. Скорее всего по принципу «Как бы чего не вышло». Негоже было перед большим праздником ссорить татар и русских. По счастью, наша власть, и в лице Минтимера Шаймиева, и в лице Рустама Минниханова, в таких вопросах всегда ведет себя весьма аккуратно.
«Вспоминаются возражения против появления на Петербургской улице памятника Петру I. Правда, массовых выступлений не помню, были протесты авторитетных представителей общественности, и они были приняты во внимание». Фото ruchess.ru
Помню и то, что часть горожан такого решения не поняла и не приняла. Это хорошо видно по комментариям к публикациям в одной из республиканских газет о памятном знаке, вокруг которого сыр-бор. Один из них:
«Петр I созданием Адмиралтейства и Суконной слободы сделал для развития Казани так много, что, не установив ему памятник, казанцы покрыли себя позором, как неблагодарные люди».
Страшное петровское «окно в Европу» и добрые дела Екатерины II
Фигура этого российского самодержца (Петра I — прим.ред.) в исторической памяти людей соткана из противоречий. Время их существенным образом сгладило, и сегодня чаще вспоминается позитивное, а не то, какими страшными мерами Петр «прорубал окно в Европу».
Екатерине Великой в этом смысле повезло. Вспоминая ее, мы чаще воспроизводим в памяти ее добрые дела. Она разделяла стремления своего предшественника сделать Российскую империю европейской державой, что было вполне естественно для немецкой принцессы, волею судьбы, а точнее – русской царицы Елизаветы Петровны, оказавшейся на царском престоле. Заняв его в 1762 году, уроженка крошечного провинциального немецкого княжества царствовала более 30 лет.
С именем Екатерины II связаны многие важные события в истории России, впечатляющие реформы и грандиозные военные победы. Это было в истории России время просвещенного абсолютизма.
Да, она потопила в крови Пугачевское восстание, способствовала укреплению крепостничества, сурово подавляла инакомыслие. Но, по ее глубокому убеждению, «нужно просвещать нацию, которой должно управлять». И можно привести не один пример такой политики.
Рост населения во время ее царствования в значительной мере был результатом присоединения к России территорий, на которых проживало почти 7 миллионов человек. Но это укрепило империю, ее авторитет в мире.
Еще в школе мы узнали о том, что София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская пришла к власти через государственный переворот, ценой убийства мужа — Петра III. Но на российском троне это было привычное событие.
С именем Екатерины II связаны многие важные события в истории России, впечатляющие реформы и грандиозные военные победы. Это было в истории России время просвещенного абсолютизма.
Она оставила потомкам «польский», «еврейский» и прочие национальные вопросы, однако бесспорны заслуги Екатерины в поддержке мусульман. Об этом написано много и подробно, в том числе в «Казанских историях». Вряд ли стоит повторять…
Так думала я до вчерашнего дня, пока не поговорила об этом со своими студентами. Как оказалось, у них самые обрывочные представления о Екатерине Великой, впрочем, как об истории нашего государства вообще.
«В Интернете в основном представлены мнения против знака памяти Екатерины Великой»
Отвечая на вопрос, что полезного сделала императрица для татар, они первым делом вспомнили котов, которых она получила в подарок от Казани. Потом про каменные мечети, которые она разрешила строить. И это было все, что студенты знают.
В моей журналистской деятельности есть опыт проведения дискуссий на болезненные национальные темы. Привычка с тех лет — в спорных ситуациях обращаться за комментарием к авторитетной фигуре другой, чем у меня, национальности. На этот раз узнала мнение известного казанского историка, профессора Булата Файзрахмановича Султанбекова. Вот что он сказал:
– Екатерина Великая, единственная из российских императоров, заслуживает такой знак внимания в Казани. Она по-настоящему понимала, что такое национальный вопрос, и в годы своего правления никогда не решала его силой давления, как делать до и после нее. Эта позиция заслуживает уважения, и я не разделяю мнения тех, кто выступает против памятного знака в ее честь.
Важно отметить, что в интернете, в частности, после публикаций в нескольких газетах в основном представлены мнения против знака памяти Екатерины Великой. Их много. Однако не потому, что в Казани сторонников такой точки зрения больше. Скорее всего других решение казанской мэрии никак не задело. Например, мои студенты задумались об этом только после моей настойчивой просьбы.
Посмотрим, каковы доводы тех, кто возражает. Авторы некоторых комментариев оценивают, что называется, в принципе.
Булат Султанбеков: "Екатерина Великая, единственная из российских императоров, заслуживает такой знак внимания в Казани. Она по-настоящему понимала, что такое национальный вопрос, и в годы своего правления никогда не решала его силой давления, как делать до и после нее. Эта позиция заслуживает уважения". Фото archive.gov.tatarstan.ru
Приведу два таких поста:
«Никому из политических деятелей не надо ставить памятники! Пожалуйста, пусть ставят поэтам, театральным деятелям, артистам, научным деятелям, ученым. Но не политикам».
«Царистский режим для нас — это режим актов геноцида, уничтожения нашей государственности и дискриминации… Выступая против любой дискриминации по национальному, религиозному и прочим признакам, мы имеем моральное право выступать против увековечивания памяти деятелей режима, который был построен на дискриминации...»
Доказательства от противного
Некоторые предъявили обвинения в виде обвинительного заключения:
— Именно Екатерина устроила геноцид ногайцев своим именным указом. А это братский народ, который дал татарам царицу Нурсултан и Сююмбике и мн.др.
– Именно Екатерина потопила в крови Пугачевское восстание. Вместо того, чтобы бороться с причиной, она боролась со следствием.
– Именно Екатерина использовала татар для дальнейшей экспансии в Среднюю Азию (где эта территория, спрашивается). То есть это был чисто прагматичный подход — привлечь на свою сторону татарское духовенство (им стали платить жалование), оставшуюся элиту, чтобы выйти на богатые рынки Средней Азии и Казахстана.
– Именно Екатерина среди всех остальных императоров и императриц славится большим списком фаворитов (а это, извините, аморально).
– Именно Екатерина захватив Крым, сделала многое, чтобы начался массовый исход крымских татар в Турцию.
– Именно Екатерина пришла к власти путем государственного переворота, дав группе заговорщиков убить своего мужа.
Воспользуемся этим списком, как примером, и приведем доказательства от противного:
— Именно Екатерина II в 1773 году инициировала принятие закона о терпимости всех вероисповеданий. В частности, она запрещала православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий.
– Именно Екатерина в 1763 году подписала Указ, разрешающий татарским купцам свободно торговать на всей территории Российской империи, тем самым уравняв их в правах с русским купечеством.
– Именно Екатерина позволила мусульманам возводить каменные мечети (правда, некоторые авторы комментариев считают это решение унизительным).
– Именно Екатерина отменила указ императрицы Анны Иоанновны об основании Конторы новокрещенских дел, которой было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418. Как известно, глава этой конторы архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич стал для татар фигурой нарицательной. Он был выслан из Казанской губернии в другую епархию, и политика насильственного крещения была прекращена.
– Именно личное участие Екатерины позволило издать в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге, впервые в России, полный арабский текст Корана.
– Именно Екатерина привлекала мусульман в состав Уложенной комиссии, которая должна была сделать Россию государством, живущим по законам. Уложенная комиссия, которая работала в 1767-1768 годах, свою миссию не выполнила. Однако ей удалось обратить внимание общества на проблемы мусульман России.
«3 сентября 1767 года Екатерина подписала указ, которым были увеличены средства на содержание Казанской мужской гимназии. Скорее всего, это произошло потому, что она узнала о бедственном положении учебного заведения от своих приближенных». Фото pastvu.com
Увидев, как мало в Казани каменных домов, Екатерина указом от 4 июня 1767 года установила правило «для спосшествования к устроению каменных домов в Казани». 3 сентября 1767 года Екатерина подписала указ, которым были увеличены средства на содержание Казанской мужской гимназии. Скорее всего, это произошло потому, что она узнала о бедственном положении учебного заведения от своих приближенных, которые побывали в гимназии и имели беседу с ее директором Фон-Каницем.
Н. Загоскин пишет, что узнав о прекращении в гимназии театральных зрелищ, которые прежде здесь постоянно устраивались, императрица выразила сожаление и поручила губернатору Квашнину-Самарину «содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколь возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости».
Памятник Екатерине Великой — важный маркер общественного пространства Казани
Мне понравился комментарий Рустама Батрова, первого заместителя муфтия Татарстана: «Общественное пространство предназначено для того, чтобы маркировать их кодами, которые для нас важны. Если мы будем убирать из общественного пространства те маркеры, которые в наших интересах, которые нужны татарам, Татарстану, казанцам, будут появляться другие маркеры»
Как оказалось, у него лично «к Екатерине как правителю нашего государства очень комплиментарное отношение». В этом смысле представляется не только возможным, но и необходимым установка памятного знака (совсем не обязательно в виде скульптуры, тем более что форма будущего памятника организаторами конкурса не уточнена) – как важногой маркера общественного пространства Казани.
В конечном итоге этот знак будет напоминать нам не только о российской императрице Екатерине II, но и о важных вехах в истории татарской нации.
«По мнению Булата Файзрахмановича, лучшее место для памятного знака в честь Екатерины — Болгар, поскольку заботами мусульман она прониклась, скорее всего, не в Казани, где могла наблюдать не только почтение к царственной особе, но и лизоблюдство, но именно на месте древнего поселения». Фото bolgar.photokzn.ru
Где установить «еще одно свидетельство иной веры»?
Есть вопрос, где его поставить. Не думаю, что предложенный вариант — в Татарской слободе, на улице Марселя Салимжанова (набережная Кабана) — самый удачный. Судя по всему, людей больше всего настроило против памятного знака именно место его установки.
Хотя могу припомнить, как однажды профессор Булат Султанбеков рассказал мне об истории улицы Екатерининской в татарской части города (ныне улица Габдуллы Тукая). Название улицы – от приходской церкви великомученицы Екатерины. Но жители слободы звали ее Эби-патши урамы, а саму царицу – Эби-патша Екатерина, добрая бабушка Екатерина.
В Интернете высказываются пожелания о том, где можно было установить памятный знак. Есть предложения считать таковым копию кареты возле Качаловского театра и галеру «Тверь», которую планируется восстановить. Это объекты для туристов, а памятный знак, о котором идет речь — для нас, жителей Татарстана.
По мнению Булата Файзрахмановича, лучшее место для памятного знака в честь Екатерины — Болгар, поскольку заботами мусульман она прониклась, скорее всего, не в Казани, где могла наблюдать не только почтение к царственной особе, но и лизоблюдство, но именно на месте древнего поселения.
Вслед за Петром Великим, который первым приказал сохранить его для потомков, она позаботилась о дальнейшей судьбе древнего города, приказав впредь придерживаться указа своего предшественника о сохранении архитектурных памятников.
Историки наверняка могут определить, в каком месте произошла историческая встреча императрицы с паломниками-мусульманами.
Но предвижу раскол и по поводу этого предложения. Радикально настроенные татары с трудом смирились с присутствием в Болгаре православной церкви, а тут еще одно свидетельство иной веры.
Как же в таком случае быть? Что ставить во главу угла?
«В письме, отправленном ею из Казани Вольтеру, она писала о своих впечатлениях по поводу театральных представлений в Казанской гимназии. По ее мнению, это одно из средств «слить разноплеменное население». Фото school-collection.edu.ru (Морис Кантен де Латур. Портрет Вольтера. 1736 г. )
Ответ на это вопрос мне дала сама Екатерина Великая. В письме, отправленном ею из Казани Вольтеру, она писала о своих впечатлениях по поводу театральных представлений в Казанской гимназии. По ее мнению, это одно из средств «слить разноплеменное население».
«Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь я в Азии, — писала Екатерина. — В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою. Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех…
Это почти то же, что сотворить, устроить, сохранить целый мир!»
Это главная задача в разноязыкой России на все времена — сохранить «целый мир», дав народам платье, «которое бы годилось для всех...»
«Симметричное решение» может унять острые дискуссии на национальные темы
На мой взгляд, памятный знак в честь Екатерины II — совсем не повод для раздора. Но для этого полезно искать в нашем совместном историческом прошлом не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет.
И еще: я поддерживаю мнение Булата Султанбекова — вернуться к идее памятника татарским воинам, защищавшим Казань в далеком 1552 году. Много на сей счет было дискуссий, но окончательного решения до сих пор не принято. И не потому, что русские возражают.
На мой взгляд, при появлении такого памятника спадет острота дискуссий на национальные темы, ведь на сегодня это главный раздражитель.
У нас есть опыт симметричных решений — строительство мечети Кул Шариф и реставрация Благовещенского собора в Кремле; восстановления собора Казанской иконы Божией матери и создание Болгарской исламской академии.
Может, и здесь прибегнуть к симметричному решению: памятный знак в честь Екатерины Великой и памятник защитникам Казани?
комментарии
Извините, но Вам надо "оторваться" от компьютерной клавиатуры и сходить в Казанский Кремль.
Тогда Вы увидите как много сделано для увековечивании татарской истории.
В том числе и ханских времен.
Уже мир стал русским. Понимаю там содержание узкое, т.е. направлено только где русские, но тем не менее, громко заявляют: русский мир. После всего этого, я тоже пересмотрел свое отношение, всегда выступал в защиту российского... и мое уважение начало уменьшаться. Не надо так кичиться господа. Стало похожим на какой то нехороший диагноз.
Но что считать "кумиром"?
Деньги?
Для многих это действительно "кумир" и ему поклоняются...
Отменить деньги, так как им многие поклоняются?
Но что взамен?Книга для многих советских людей была "кумиром".
Книги собирали, лелеяли и даже читали...
Сегодня для многих "кумир" это комфорт, красота или даже они сами - считают себя лучше, чем другие, больше знающими, могущими учить других.
Не сотвори себе кумира и прежде всего из самого себя для себя...
Они действительно защищали родную землю, а не "перебежчика" последнего хана Казани Едигера.
Но не все так просто и однозначно.
Последний хан Казани Едигер (в добровольном крещении Симеон) в 1550 г. участвовал в составе войск молодого Ивана 1У и многоопытного чингизида Шах-Али в осаде Казани.
Никаких законных прав (по Ясе Чингиз-хана) на казанский престол Едигер не имел.
В тоже время чингизид Шах-Али три раза законно занимал ханский престол Казани.
И в 1552 г. чингизид Шах-Али пытался восстановить справедливость и вновь занять Казанский ханский престол, который был передан предателями законов Чингис-хана крымскими ханами Едигеру.
Казанский хан чингизид Шах-Али внес определяющий вклад в объединение Казанского ханства и Московского царства и тем самым заложил основы возрождения империи Чингиз-хана и Золотой Орды, заложил основы государственности современной Российской Федерации.
Недаром при нем (да и после него) сохранялась татарская резиденция в Московском Кремле.
Если подойти не предвзято и не догматически, то заслуги чингизида Шах-Али перед Россией значительно больше, чем заслуги немецкой принцессы и российской императрицы Екатерины II, которая также несомненно внесла "положительный вклад" в российскую историю.
Было бы восстановлением исторической справедливости поставить в Казани памятник воссоздателю империи Чингиз-хана, основателю нового государства, известного ныне под названием Российская федерация Казанскому хану чингизиду Шах-Али.
Татары изменили генофонд славян,фино-угоров и других народов бывшей империи Чингиз-хана, а ныне России.
Если это считать трагедией, то как назвать историю североамериканских индейцев, имеющих общих предков с современными татарами?
Как тогда назвать историю российских славян, которые вообще исчезли, превратившись в "русских"?
Трагедия, когда народ исчезает бесследно - т.е. не оставив никаких "следов".
Если народ живет, развивается, имеет планы на будущее, то это не трагедия, а сама ЖИЗНЬ.
Середина 16 века.
Татарский народ, разбросанный по территории разрушенной ханом Тамерланом и временем Золотой орды принимает непростое решение - как жить дальше.
Крымское ханство решило (нарушив все заветы Чингиз-хана) стать вассалом Турецкой империи.
Казанское ханство (где победу одержал чингизид Шах-Али) решило объединиться с другим "осколком" Золотой Орды - Московским царством, и попытаться возродить традиции империи Чингиз-хана и Золотой Орды.
И "где" теперь Крымское ханство и "где" Республика Татарстан?
Крымское ханство исчезло с арены мировой истории...
А Республика Татарстан один из ярких и динамично развивающихся лидеров Российской федерации.
Так кто же принял "правильное" решение в далеком (и в то же время таком близком) 1552 году?
В том числе и ИМАН.
Не судите, да не судимы будете...
Ищите среди "своих"...
А лучше продолжайте заниматься творчеством.
Решение о результатах Вашего творчества все-равно будут приниматься не Вами, а Вашими "коллегами", а затем управленцами-руководителями, по современному "менеджерами".
Очень интересно!
Пожалуйста, поподробнее.
Или речь идет о "духовных потомках"?
Имам Кул Шариф погиб как герой - не предав своих взглядов и воззрений.
В отличие от хана Едигера, который присягал "на верность" то Казани, то Москве.
Интересно, что в 1551 г. казанцы на курултае также выбрали казанским ханом молодого, неопытного московского православного царя Ивана 1У, как чуть позднее выбрали казанским ханом и его вассала.
Это не страшно.
Весна.
У погибших молодых воинов Едигера не могло быть детей.
Детей оставили победители - оставшиеся в живых воины чингизида Шах-Али, который принял правильное решение восстанавливать традиции империи Чингиз-хана и Золотой орды.
Вы потомок чингизида Шах-Али и его великих воинов.
А мемориал погибшим предкам надо конечно же обязательно воздвигнуть.
Как и требуют законы Чингис-хана, тюркские, славянские и русские традиции.
На всякий случай напомню (весна все же, некоторые могут и забыть) - у многих современных русских предками являются и чингизиды, и сеиды (арабы, потомки пророка Муххамеда), и тюрки и славяне.
Или у Вас обострение весенней болезни.
Татары, как и все люди, есть умные, а есть и "другие".
Умные татары хранят память о людях, сделавших им добро.
"Другие" "татары" - "Иваны не помнящие родства".
Поддерживаю идею - памятник всем "правителям и вождям" народов России - каганам, ханам, царям, императорам, секретарям, 1-м секретарям, генеральным секретарям и т.д. и т.п..
Особенно понравилась идея советских вождей посадить за общий стол.
И не для поклонения, а для сохранения памяти и назидания.
Однако. Заслуги не могут перекрывать преступления, это неэквивалентно. Можно таким способом оправдать Сталина и Берию.
К тому же торг здесь не уместен. Памятник защитникам Казани - это совершенно иной вопрос, и татарский народ имеет полное моральное право на него без всяких уступок.Именно его установка, без всяких торгов и уступок - было бы символом сосуществования разной исторической памяти в федеративной стране.
Вопрос с памятником Екатерине (или ее указам) лежит в совершенно иной логической плоскости. Во-первых, ставить памятник в честь того, что что-то разрешили или сняли запрет - нелогично и некоторым образом уничижительно. Во-вторых, знаков, связанных с пребыванием Екатерины, пространств, напоминающих нам о ней - предостаточно. В-третьих - нужны ли нам вообще монументальные памятники, посвященные отдельным личностям?
Любовь Агеева, как человек сопричастный к становлению новейшей государственности Татарстана, наверное не могла заметить и одного важного аргумента. А именно того, что в основу государственности Татарстана заложен принцип мультикультурализма. И любой исторический акт государственной дискриминации по национальному и религиозному признаку должен осуждаться. А это именно то, что относиться к каждому российскому самодержцу. Поэтому увековечение памяти российским самодержцам на государственном уровне - шаг против ценностей Татарстана.
Очень.
Рассуждая так, неминуемо можно сделать вывод, что в многоконфесиональном и многонациональном государстве любое действие властей об увековечивании исторической памяти неминуемо кого-то "дискриминирует" по национальному и религиозному признаку.
Каковой вывод и делается относительно памятника "российским самодержцам".
По этой логике все правители во все времена обязательно кого да нибудь "дискриминировали" и следовательно были "плохими".
Но тут же, вернее в первых же строках одобряется другой памятник, который по логике автора Airat Faizrakhman также должен "дискриминировать" другие этносы и конфессии.
Полное противоречие формальной логике.
Но появляются "избранные", которые считают, что они вправе определять, что является дискриминацией, так как этот "процесс" становится чисто субъективным.
По логике комментатора Airat Faizrakhman даже написание имени латиницей является дискриминацией представителей тех этносов и конфессий, которые проживают в Татарстане и предпочитают использовать арабскую графику.
Но это же не так.
Несмотря на то, что в РТ на государственном уровне используется только кириллица.
Господин Airat Faizrakhman мог бы использовать тюркские руны, которые использовали его пра-пра-пра-пра...деды.
Или арабскую графику, которую использовали пра-пра..деды).
Или кириллицу, которую использовали деды и отцы.
Но господин Airat Faizrakhman предпочел "латиницу", которую ввели для тюркских народов СССР диктаторы-террористы, сторонники перманентной Мировой "пролетарской" революции в 1928-1938 гг.
Уверен, ни один адекватный житель РТ не в обиде на него за это.
И со словом "мультикультурализм", пришедшим из Западной Европы, заимствованым из "западной" культуры, и дискриминированым событиями последних лет в Германии, Франции, Дании и других странах ЕС, обращаться надо очень осторожно.
Слово "мультикультурализм" очень не нравится некоторым людям, предпочитающим слово "монокультурализм".
Поэтому не надо никаких анти-логичных, долгих, противоречивых рассуждений.
Из комментария господина Airat Faizrakhman следует (если "выжать" всю "воду"), что он "за" памятник воинам павшим при защите Казани в 1552 г. и "против" памятника Екатерины II, издавшей указ о веротерпимости.
Кстати такие указы о веротерпимости издавали и каганы Хазарского каганата, и Чингиз-хан, и ханы Золотой Орды.
Веротерпимости посвящены и многие страницы (аяты) великой книги - Корана.
Памятник воинам павшим в честном бою обороняя Казань должен быть в Казани.
Это дань памяти воинам.
И этот памятник никого не "дискриминирует".
Но и памятник Екатерине II должен быть - из песни слов не выкинешь...
Иначе историческая память казанцев будет "мягко говоря" очень однобокой...
Это помню, а это не помню...
P.S. Сталина и Берию никто не оправдывает.
Но дома "сталинки" стоят как "памятники" главнокомандующему Красной армией.
Господин Airat Faizrakhman, снесем все "сталинки"?
С такой логикой можно далеко зайти...
"Недоучка" Императорского Казанского университета Володя Ульянов был "похлеще" всех вместе взятых ханов Монгольской империи, Золотоордынской империи, российских царей и императоров в плане пролития крови и отнятия жизни.
В том числе и татарской.
Что будем делать господин Airat Faizrakhman?
Снесем все памятники кровавому диктатору Ульянову по кличке "Ленин", как он снес все памятники российским правителям и государственным деятелям, включая и тех кто имел татарские гены и "корни", вел родословную от татарских, в том числе и казанских, ханов?
По Вашей "логике" - надо снести, просто необходимо снести...
Чем памятник кровавому диктатору Ульянову-Ленину на площади Свободы "лучше" памятника царю-освободителю Александру II, который стоял на Ивановской площади и который был снесен по приказу Вашего (подозреваю, но не уверен) кумира (против памятников убийцы миллионов людей Вы же не выступаете "против")?
Ваша "абсолютная", "безоговорочная", не терпящая возражений "логика" заставляет думать, что у Вас есть "кумиры", на которых Вы "равняетесь".
Господин Airat Faizrakhman, кто Ваши "кумиры"?
Похоже, что "ученые-историки"...
Именно "ученые", и именно "историки" могут "глубокомысленно" рассуждать только в одной парадигме, и не терпеть никаких возражений...
При смене парадигмы, меняются и их убеждения и взгляды...
Историки...
Советские историки как "дважды два" доказали, что в Alma mater, изгнавшего из своих стен своего бесноватого студента, надо установить памятник "изгнаннику".
И установили - один кумир разместился внутри исторического здания Казанского университета, давшего мировой науке десятки гениев, другой кумир "обосновался" снаружи.
Капиталистические историки начала 21 века "доказали" обратное - из холла кумира-Ленина надо убрать.
И убрали...
Но напротив исторического здания Казанского университета, где свершилась не одна бескровная научная революция, так и красуется один из кумиров - молодой Володя Ульянов презрительно нахмурив брови снисходительно смотрит на Alma mater, научные школы которой кровавый диктатор безжалостно разрушил...
И как друг Айрата в фэйсбуке могу сказать, что и имя латиницей в комментарии из-за привязки к социальной сети, где его читают и татарские диаспоры, не знающие русский язык
Какое щедрое предложение от г-жи Агеевой. А вы попробуйте в русской части России что-либо построить, например мечеть, либо открыть национальную школу, шум-гам "понаехали". А тут то чего не живется спокойно? Вам же говорят уважьте местную культуру, ценности мусульманской религии. Ан нет. Давайте МЫ ВАМ РАЗРЕШИМ чтить свою историю, но при этом поставьте памятник нашим императорам (за ваши деньги). Какой цинизм!!!!
Сердобольные попы почему-то не покаялись публично, за прегрешения своих предков, нигде нет об этом исторических данных. Настоящий шовинизм.
Коль у тебя хроническое, уже и голоса посещали...
Чешется уже давно и очень сильно...
Надо уже даже не "чесать", а лечить.
А кое где уже только и хирургия поможет...
"Любовь не любовь..." когда русские всегда смотрят на других свысока и пренебрежительно... Как можно добиться любви к себе, когда он сам не любит, а позволяет только его любить... При этом даже уважения другим не выказывает.
Вы пройдитесь по окрестностям руси, найдете ли искренно любящего вас. Даже украинцы (а ведь они тоже славяне) стали лютыми врагами для вас.
И что с того, что где-то, когда-то распутная екатерина-2 в пьяном угаре обмолвилась в постели очередного фаворита...