Туфан Имамутдинов: «Театр не может быть неизменным, он должен стать зеркалом общества»
Поиск своего пути в 90 лет, рэп-опера и сплочение коллектива. Главреж Тинчуринского — о театре и о себе в театре
Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина продолжает свой юбилейный 90-й театральный сезон. К этому приурочен целый ряд мероприятий, постановка новых спектаклей, обновление технического оснащения и капитальный ремонт самого здания театра. Всего в течение юбилейного сезона планируют поставить пять-шесть новых спектаклей. О некоторых из них и о своем видении развития театра «Реальному времени» рассказал главный режиссер Татарского государственного театра имени Карима Тинчурина Туфан Имамутдинов.
«Туфан тогда и Туфан сегодня — отличаются»
На пост главного режиссера театра имени Карима Тинчурина Туфан Имамутдинов был назначен в августе 2021 года. Как признался «Реальному времени», он сейчас сильно отличается от того, каким был в первый год своей работы. Внушительный возраст театра и его история обязывают:
— В первый год работы было больше моих собственных импульсов к обновлению по отношению к театру, чем сейчас. Когда начинаешь слишком уважать пространство, в котором ты работаешь, ты начинаешь его просто обслуживать. Ты как будто обслуживаешь этот пиетет, то есть уважение к театру с историей и его зрителю. Тут есть опасность, что сам режиссер может потеряться. Второй год моей работы проходил под знаком тех привычных форм, в которых существовал этот театр, с привычной драматургией, мне нужно было просто внести свою режиссерскую концепцию. Разница между первым годом моей работы и вторым годом ощущалась. Сейчас пошел третий год.
«Дань уважения к старшему поколению»
По словам Туфана Имамутдинова один из примеров такой дани истории и ветеранам театра стала новая постановка, приуроченная непосредственно к юбилею. Она называется «Ай, былбылым» («И в cтарости, и в радости!»). В спектакле заняты артисты старшего поколения.
Комедия рассказывает о буднях дома престарелых, где происходят и грустные, и веселые события. Автор пьесы Шамиль Фархутдинов, режиссер Туфан Имамутдинов. В спектакле заняты десять артистов, самому старшему из них — 76 лет, самому молодому — 20 лет.
— Это дань уважения актерам старшего поколения. К тем людям, которые нас и довели до 90-летнего юбилея. Мы знаем, что в истории было много любительских театров, которые так и не смогли перерасти этот уровень. В итоге они исчезли, а Тинчуринский театр смог его преодолеть. В спектакле затрагивается тема, которая меня самого очень волнует, — признался режиссер.
По его словам, речь идет не только о старости, но и о том, что представителей старшего поколения сейчас становится в разы больше, чем молодого: «Это связано с проблемами демографии, которые существуют во всем мире — молодежи мало, а стариков много. И когда чего-то становится много, то ты теряешь к этому уважение. Мне кажется, и к старикам стали относиться как-то пренебрежительно. Можно сказать, этот спектакль — предупреждение, что старость неизбежна, она настигнет каждого. Кроме того, здесь еще есть и история нашего города. В спектакле на месте старого парка со столетними дубами хотят построить молодежный центр».
Я и сам помню центр Казани с вековыми деревьями, и все это в итоге вырубили, я всегда думал, зачем же это делают, будет же совершенно другой холодный город без зелени..
«Остановка — это смерть»
Тинчуринский театр продолжает развиваться и искать новые формы, заверил режиссер.
«Мне кажется, что раньше театр был более определен в том смысле, что жанры спектаклей были однотипными, как мне казалось, и существование артистов тоже было однотипным. Но так как я начал приглашать и других режиссеров, с другими подходами и методами работы, другим видением театра — у актеров и у зрителей появилась возможность более широко, спектрально посмотреть на театр в нынешнем формате».
Как рассказал Туфан Имамутдинов, в репертуаре появились минималистические спектакли, где на сцене нет совершенно никаких декораций. Или, наоборот, глобальные постановки с большими декорациями:
«У нас расширилась палитра на вкус и цвет. Это не только комедии, это и драмы, и трагедии, и детские, и танцевальные спектакли. Для зрителя есть выбор и этот выбор расширился. Остановка — это смерть. Если человек живой, то он всегда должен находиться в движении. Или же быть живым трупом, то есть определиться и угасать. Доживать так сказать. То же самое может произойти и с театром».
Театр не может быть неизменным, потому что он существует в социальном пространстве. Он должен стать как в Гамлете — «зеркалом общества».
Так как творческий коллектив работает за бюджетные деньги, он понимает, что должен выдать необходимый результат: спектакль должно посмотреть определенное количество зрителей, он должен прожить какой-то срок, объясняет Имамутдинов. В этом случае, по его словам, невозможно говорить просто об экспериментах: «Результат для театра часто материальный, но есть и нематериальная составляющая. Материальная часть зависит напрямую от того, сколько зрителей придет на спектакли. Нематериальная имеет другие цели. К примеру, мы ставим небольшую пьесу и делаем это для того, чтобы раскрепостить молодых артистов. Или же в спектакле используем и молодых артистов, и зрелых, чтобы они друг друга наконец-то поняли, не относились друг к другу агрессивно. И здесь цель — примирение, чтобы коллектив жил мирно».
«Главная задача, которую я сам перед собой поставил, это объединение коллектива»
Режиссер уверен — любое пространство чему-то учит, а любая ситуация происходит не зря. Поэтому воспринимает свою работу, как получение опыта.
— Изначально, когда я пришел в театр, здесь чувствовалась разобщенность коллектива. Театр был разделен на тех, кто «за» и кто «против». Я для себя поставил главную задачу — объединить коллектив. Если он разобщен, если каждый начинает гнуть свою линию и строить козни, в коллективе становится душно существовать. Это очень сильно чувствуется, нельзя не вынести это на поверхность. Все это знают, — пояснил он.
Туфан Имамутдинов считает, что сейчас наметился большой прогресс в отношениях между актерами. А этому предшествовала серьезная работа, которая продолжается и сейчас. «Я, как режиссер, поработал практически со всеми в коллективе. Можно сказать, что нет такого артиста, который бы не был занят в спектакле. Нет любимчиков. Думаю, это очень важно. Коллектив в театре до такой степени друг к другу притерт, взаимоотношения до такой степени выстроены, что переломить их можно только работой, а еще лучше успехом. Например, я собираюсь поставить какой-либо спектакль. Я знаю, что среди актеров есть такие, которые друг друга просто не переносят. Я как режиссер должен знать их личностные отношения. Я, наоборот, ставлю их в дуэт, они как бы сходятся в пространстве. Не играть они не могут, потому что их назначают на роль, это их работа. Бывает разное. Вплоть до того, что во время репетиций возникают конфликтные ситуации. Но мне кажется, все в итоге решается посредством работы, а если еще спектакль имеет успех, тогда личные взаимоотношения сдвигаются на второй, третий план».
Рэп-опера и символическая постановка к 90-летию
Режиссер рассказал и о планах на будущее. Сейчас обсуждается вопрос постановки необычной оперы, подобной в Татарстане еще ни разу не делали.
— Мы хотим создать совместный проект с легендарной рэп-группой «Иттифак». Это будет необычный формат — рэп-опера. С участием, конечно, не только самих солистов и музыкантов группы, а также и наших актеров, у нас есть ребята, которые отлично читают рэп. Сейчас Ильгиз Зайниев пишет пьесу для этого спектакля. Сама группа «Иттифак», несмотря на то что выпустила всего один полноценный альбом, который прогремел, безусловно является легендой. Мы думаем, что это привлечет новую публику в наш театр.
Кроме того, в планах главного режиссера поставить спектакль по произведению Рабита Батуллы. Это будет символическая постановка, считает Туфан Имамутдинов:
— Была такая реальная история. Когда в Поволжье были голодные годы, Карима Тинчурина и его жену пригласили в Среднюю Азию, чтобы он там создал труппу и ставил спектакли. А он взял и повез туда всех своих артистов. В итоге получается так, что их вагон отцепляют и они остаются посередине пустыни. Никто не знает, что делать. Потом актрисы начали ходить по деревням, играя роль абыстай, читали Коран и так зарабатывали на хлеб, в прямом смысле этого слова. Это и трагично, и комично.
Это может оказаться очень символично для нашего театра — актеры Тинчуринского находятся на перепутье и ищут свой путь в 90-летнюю годовщину театра.
Кроме того, в театре планируют «замахнуться» на мировую классику. «Пока думаем, что это может быть. Хотелось бы делать это не только для себя, но и чтобы зрители сюда ходили», говорит режиссер.
«Если появится человек лучше тебя, надо уходить»
Режиссер не строит долгосрочных планов на будущее и не может сказать, надолго ли он задержится в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
— У каждого человека есть определенный цикл. Если я почувствую, что этот мой цикл завершен, я его закрою. Как было в ТЮЗе, когда я понял, что я сделал все, что мог. Я уходил в никуда. В то время был период в течение года, когда я был вне театров, у меня не было постоянного места работы. Только потом меня пригласили в Тинчуринский. Если я почувствую, что сделал все, что мог для этого пространства, я приму решение уйти. Потому что, когда понимаешь, что появился человек, который лучше справится с этой работой, чем ты, надо эту работу ему отдать, кстати по исламу так и положено. Мне кажется это верно.
Если бы все это знали и понимали, то все в мире было бы намного проще.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.