Новости раздела

Что происходит с северными народами России

В новом выпуске «Книжной полки» обсуждаем с антропологом и фольклористом Ольгой Христофоровой ее книгу «Мифы северных народов России»

Что происходит с северными народами России
Фото: Предоставлено realnoevremya.ru Ольгой Христофоровой

В издательстве МИФ в серии «Мифы от и до. Россия» вышла книга антрополога, фольклориста, доктора филологических наук Ольги Христофоровой «Мифы северных народов России». В своей работе она разбирает восприятие мира этих народов, создание Вселенной, что есть человек и почему люди умирают. У древних людей были объяснения на каждое событие в окружающем мире. Конечно же, не научное. Это сказания и легенды. Но часть из них дошла и до сегодняшних дней. Обо всем этом литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова поговорила с Ольгой Христофоровой в новом выпуске «Книжной полки». А также они обсудили проблему вымирания коренных народов.

В книге «Мифы северных народов России» Ольга Христофорова рассказывает не обо всех народах севера, а только о тех, кто проживает на территории Сибири и Дальнего Востока. Без народов так называемого Русского Севера. Дело в том, что народы Сибири и Дальнего Востока — это большая историко-культурная область. А те же карелы или вепсы входят в другую культурную группу. К тому же народы Сибири и Дальнего Востока находились в Российской Империи на особых условиях. К примеру, они платили налог пушниной, а сами народы сохраняли образ жизни охотников, рыболовов и скотоводов. В отличие от жителей Северо-Запада России, которые к этому времени были уже земледельцами. А это совсем другой тип устройства жизни, а значит, и мифологии.

realnoevremya.ru / Екатерина Петрова

Еще одно важное различие между народами Русского Севера и народами Сибири и Дальнего Востока заключается в том, что первые раньше оказались в орбите христианской цивилизации. Они были христианизированными земледельцами. На Дальнем Востоке в это время тоже были миссионеры, которые крестили местных жителей. Но в большинстве своем народы этого региона оставались приверженцами своих традиционных верований, в частности шаманских практик и ритуалов.

Антрополог, фольклорист, доктор филологических наук Ольга Христофорова:
— Я считаю, что карелы и вепсы — это очень большая орбита финно-угорских народов. Финно-угры и их мифология — это целая отдельная вселенная. О них нужно писать отдельную книгу. В моей книге тоже есть народы этой группы. Это обские угры, ханты и манси. Мифология тесно связана с образом жизни людей. А охотники и рыболовы Западной Сибири гораздо ближе по своим верованиям и ритуалам к соседям алтайской языковой семьи, к самодийцам, которые по языку уральцы, но относятся к другой историко-культурной группе. Получается, что в этой книге речь идет не о Русском Севере, а о территории за Уралом.

realnoevremya.ru/Екатерина Петрова

Ольга Христофорова сконцентрировалась на народах, которые еще недавно придерживались шаманских традиций и промысловых обычаев. Всего этого нет на Северо-Западе России. Хотя есть мнение, что шаманские практики были распространены гораздо шире. Их следы можно найти в мифологии народов Севера, в финской и скандинавской мифологиях.

Среди тех народов, которые Ольга Христофорова разбирает в своей книге, практически все относятся к группе малочисленных. В России в список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока входит 40 этносов, компактно проживающих в 28 субъектах РФ. На 2006 год их численность составила 302 тыс. человек. Самый крупный народ — это ненцы, их 44,6 тысячи. А самый малочисленный — кереки. Их осталось всего 23 человека, по данным на 2021 год. При этом лингвисты считают, что если меньше ста тысяч человек говорит на определенном языке, то этот язык уже под угрозой. Таким образом, культуры и языки северных народов Сибири и Дальнего Востока находятся на грани исчезновения.

Из книги Ольги Христофоровой «Мифы северных народов России» realnoevremya.ru/Екатерина Петрова

В советское время языки коренных северных народов России были под неофициальным запретом. В интернатах и школах говорили и преподавали на русском языке, на родных языках говорить запрещали. Еще нужно учитывать тот момент, что к началу XX века у многих из этих народов не было своей письменности. Советские лингвисты в 1920—1930-е годы сделали грамматику и выпустили буквари. Но, к примеру, кеты получили свою письменность только в 1990-е годы. Причем сделала это одна из представительниц этого народа.

Проблема не только в численности людей, но и в том, что не все говорят на родном языке. Народность может включать в себя тысячу человек, а носителями языка будут только двадцать. И в основном это старшее поколение, которое уйдет и не передаст язык своим внукам и правнукам. Многие молодые представители коренных народов предпочитают говорить на русском, поскольку это язык межнационального общения.

предоставлено realnoevremya.ru Ольгой Христофоровой

Антрополог, фольклорист, доктор филологических наук Ольга Христофорова:
— Если в одном поселке живут нганасаны, эвенки, долганы и русские, то, скорее всего, все они будут говорить на русском. Потому что их языки относятся к совершенно разным языковым семьям и им между собой нужно найти какой-то общий язык. И этим языком чаще всего оказывается русский.

Ольга Христофорова рассказывает, что для предотвращения этого процесса в школах начали преподавать языки коренных народов, появились детские кружки с изучением родного языка, проводятся разные культурные активности. Местные власти пытаются поддерживать эти инициативы, выдают гранты и стипендии на развитие своей культуры и традиционного типа природопользования. Основное для сохранения языка — это образ жизни и тип хозяйства. К примеру, ненцы продолжают кочевать по тундре с оленями, именно поэтому у них и сохраняется родной язык. Они живут в своей среде, любят свой язык и говорят на нем. Да и в целом им не нужен другой язык, потому что они существуют моноэтнично.

Из книги Ольги Христофоровой «Мифы северных народов России» realnoevremya.ru/Екатерина Петрова

Еще сохранением языка занимаются лингвисты. Они пытаются записать мифы и сказки у еще живущих носителей языков, как можно лучше зафиксировать их и составить грамматику и лексические словари. «Но эти усилия мало чем могут помочь по сравнению с тем, что в реальности происходит с народами и их желанием говорить на родном языке», — подытожила Ольга Христофорова.

Кроме этого, в выпуске «Книжной полки» Ольга Христофорова рассказала о шаманских практиках и что они представляют из себя сегодня, а также о магической роли шаманского бубна для северных народов России.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала«Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова
Справка

Ольга Христофорова — антрополог, фольклорист, доктор филологических наук, директор Центра типологии и семиотики фольклора, профессор РГГУ и ведущий научный сотрудник РАНХиГС. Специалист в области мифологии, ритуалов, магии и шаманизма. Автор пяти монографий и 250 научных статей.

ОбществоКультура

Новости партнеров