«Мы — дети сорок первого года»: знания есть надежда
Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 54-я
Смотрим спектакль «Мы — дети сорок первого года» по повести Мухамета Магдеева, выполненного в формате студенческой пары (с вероятным обсуждением в финале). Истинный советский театр на основе выдающегося произведения, созданного на излете оттепели, в котором ощущения страшного времени переданы через драму и юмор.
Холодная зима в Арске
Спектакль труппа представила к праздничным датам — 2 мая 2012 года. Ее основа — повесть 1968 года, опубликованная в журнале «Казан утлары» в 1969-м, а потом дважды переведенная на русский языке.
Ее автор, Мухаммет Магдеев, истории о подростках из педагогического училища в годы Великой Отечественной войны, писал, явно вспоминая свой опыт обучения в Арском педучилище. В него он попал 13-летним подростком в октябре 1944-го и пробыл там до 1947-го.
До 1960-го он сам, не считая службы на Балтийском флоте, работал педагогом — работал пионервожатым, потом преподавал историю. После истфака КГПИ вновь вернулся в школу. И лишь потом учился в аспирантуре на кафедре татарской литературы, впрочем, продолжая преподавательскую деятельность уже в вузе.
Публиковаться он начал с рассказов под названием «Этюды». По сути, повесть «Мы — дети сорок первого года» — его первое публичное большое произведение. Вскоре его принимают в Союз писателей СССР, у него выходит сборник «Атадан бала яшь кала». Магдеев — один из представителей литературы оттепели в ТАССР: «А сегодня первое сентября — и третья по счету военная осень. Мы, повесив за спину немудреные пожитки, явились сюда на учебу; но только кто ж это придумал? Кто разлучил нас, подростков, с колхозными, упрямо сопящими быками, кто лишил нас знакомого запаха дегтя, жнивья и вспаханной земли, кто оторвал нас от голубоватых, за пашнею, лесов и от самой пашни, укутанной в синий дымок костра, в котором подгорела печеная картошка?».
А далее начинается история про систему кровообращения черного таракана, и сквозь школьный юмор нутром чуешь холод и голод.
Будущие педагоги
В 2021-м за повесть взялось «Татаркино», сделав камерный фильм, причем снимался он прямо в деревне Губурчак Арского района, где писатель родился, а также в местном училище совхоза «Урняк». Сценарий писала Альфира Магдеева, жена брата Мухаммета Сунгатовича. В частности, там появляется образ будущего автора повести в лице актера театра имени Кариева Булата Гатауллина.
В Тинчуринском спектакль ставил главный режиссер Рашид Загидуллин. Художник Роман Моров нехитрыми способами воссоздал атмосферу школы. Это компактный спектакль, который можно вывозить на показы. Инсценировку для него написала актриса Резеда Саляхова. В том же году она подготовила текст спектакля «Дороги судьбы» по стихами Разиля Валеева.
Тогда еще татарские театры не захватила мания на переосмысление прозаического наследия в виду мнимого отсутствия достойных драматургических произведений. Но сделано все по лекалам современных: с ходу Ильфак Хафизов цитирует вступление к повести, чтобы перейти к череде забавных ситуаций, в которых актеры также выступают от лица и персонажей, и рассказчиков.
А потом они, скорее, напоминают не учителей, а педагогов, которыми, по факту, они и должны стать. Только Альтафи не пошел по педагогической линии, стал в конце концов председателем райпотребсоюза... И, вероятно, это самая внятная идея спектакля: каждый учитель когда-то был учеником.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.