«Я ведь не только цирком с ними занимаюсь — я в них характер воспитываю»
Преподаватель детской цирковой школы — о работе, цирке и современных детях

Балетмейстер-постановщик Светлана Ильдаровна Шарапова 38 лет работает с детьми. 18 из них — в детской цирковой школе Казанского государственного цирка. Профессиональный хореограф, она на заре рыночной экономики объездила с гастролями шоу-балета пол-Европы. А придя в цирковую школу помочь поставить один концерт, так здесь в итоге и осталась. Она подготовила десятки профессиональных цирковых артистов и несколько лауреатов конкурса в Монте-Карло (аналог «Оскара» в цирковом мире). Ее ученики работают в цирке Дю Солей и в разных цирках России. На первый взгляд кажется, что Светлана Ильдаровна выкована из железа. «У меня не забалуешь!» — говорит она. Но по мере разговора с ней понимаешь: она искренне любит всех своих подопечных, и у нее огромное, доброе и горячее сердце. Ее портрет — в «Реальном времени».
«Выступает народная артистка СССР»
Светлана Шарапова — хореограф по основной профессии. Ее отец Ильдар Игумнов, ныне худрук Казанской цирковой школы, в прошлом был известный казанский хореограф, руководил ансамблем народного танца, в орбите которого с раннего детства была Света. С самого нежного возраста девочка очень любила придумывать танцы и выступать на публике.
— Мне отец рассказывал: мы жили в коммуналке, и я пятилетняя показывала семье и соседям концерты. Он должен был меня объявить: «Выступает народная артистка СССР», открывал занавесочку, и я танцевала матросский танец, который сама сочинила. И если он забывал сказать про «народную артистку СССР», я закатывала скандал и наотрез отказывалась выходить, — рассказывает Светлана Ильдаровна.
Сначала отец отдал ее в детский коллектив, а с седьмого класса взял к себе во взрослую группу. Дисциплина была жесточайшая: отец обращался с дочерью очень строго и требовал с нее запредельно. Светлана вздыхает: так, наверное, бывает всегда — родному ребенку достается сильнее, чем остальным. Возможно, отец хотел, чтобы у нее все получалось лучше, чем у других. Чтобы все было идеально. Причем эта строгость и требовательность передалась и ей самой — сегодня она тоже требует со своих учеников, чтобы те выкладывались по максимуму.

Параллельно Света занималась спортом: обожала баскетбол, занималась хоккеем на траве (в старших классах даже попала в профессиональную команду). После окончания школы перед ней встал серьезный выбор: что делать? Продолжать дело отца и идти в хореографию или отдать себя профессиональному спорту?
Выбрала в результате хореографию и поступила в Институт культуры. Примерно в это время поступило приглашение войти в коллектив Государственного ансамбля песни и танца Татарской АССР — его руководительница Раиля Гарипова нередко заходила на концерты ансамбля Игумнова и приметила девушку. Но та отказалась: к тому моменту ей уже было интереснее работать не в роли исполнителя, а как автору и постановщику танцевальных номеров.
Во время учебы девушка подрабатывала: в хореографических кружках в школах № 41 и 81 и в подготовительной группе ансамбля народного танца «Идель» во Дворце культуры им. Кирова. Светлана Ильдаровна вспоминает:
— Мне всегда это нравилось — работать с детьми, придумывать для них номера. А в «Идели» у меня была группа мальчиков. И поэтому мне пришлось освоить все мужские движения и трюки. Потому что они ведь противные дети. Когда с ними работаешь, тебя на слабо взять пытаются: «А покажите сами, как это». Вот и показывала — и вприсядку, и прыжки высоченные с поджатыми ногами…

Они ведь противные дети. Когда с ними работаешь, тебя на слабо взять пытаются: «А покажите сами, как это»
Чемодан книг из Болгарии и 12 пар обуви из Югославии
По окончании института в 1989 году было распределение, и нашей героине предложили поехать работать в Дом культуры в Айшу (село в Зеленодольском районе). Глушь, зато сразу и квартиру предлагали! Отец советовал: «Езжай! Зато у тебя всегда будут натуральное мясо, молоко и яйца!» Но она не захотела — осталась в ДК им. Кирова.
Несмотря на то, что работала наша героиня с детьми-«народниками», ее очень тянуло на современный танец. Светлана собрала группу из семерых взрослых девушек, это был полноценный шоу-балет в современном понимании. Причем ни у кого из них не было хореографического образования. Светлана всех семерых научила танцевать с нуля: говорит, это возможно даже со взрослым человеком. Сложно, но шансы есть — главное, чтобы человек слышал музыку и чтобы у него была хорошая природная координация.
— Тогда с этим, кстати, было гораздо легче, чем сейчас. Все танцевали на дискотеках, хоть как-то. А сейчас дети не танцуют. Они вообще не двигаются и даже ритма не слышат. Я им включаю музыку и предлагаю: «Давайте потанцуем», а они стоят как деревянные. И это ведь они в цирковой школе учатся! И потом, у нас гопники все как ходили? Как артисты. Развернули плечи, пошли, чтобы себя показать. А дети мои? У меня девочка работает на свободной проволоке, делает трюки мирового уровня. И она ходит вся скрючившись, согнувшись, как будто стесняясь себя. Разве так можно? Вот, борюсь с этим. Я им говорю: «Вы на улице должны ходить так, чтобы все знали: вы учитесь в лучшей школе мира! Я же вот так хожу, и все знают!» — смеется Светлана Ильдаровна.
Продвинуться ее взрослому коллективу удалось довольно далеко — вплоть до заграничных гастролей. Первые из них случились еще во времена Советского Союза. В 1991 году уехали выступать в Югославию, но за время гастролей в стране началась полномасштабная война, и возвращался коллектив в экстренном порядке. Были гастроли в Болгарии, в других странах Европы — с 1991 по 1993 Светлана фактически бывала в родной Казани наездами. Она рассказывает, как разительно отличалась жизнь за границей от последних советских лет в наших краях:
— Представьте себе, из Болгарии я привезла целый чемодан книг. У нас их было не достать, мама бесконечно сдавала какую-то макулатуру, чтобы получить право на покупку подписных изданий, а потом ночами стоять в очереди… И тут идем по Бургасу и видим книжный магазин под названием «Ленин». А в нем чего только нет! И подписные издания, и энциклопедии, и все что хочешь! И никто не покупает: ну какому болгарину нужны книги на русском языке? Три месяца мы были в Болгарии, а оттуда сразу же уехали в Югославию — и я таскала за собой этот тяжеленный чемодан с книгами… Из Югославии я привезла 12 пар обуви, потому что у нас не было ни-че-го. А на первую зарплату я купила отцу спортивный костюм Adidas за 100 долларов, он был очень впечатлен.

Представьте себе, из Болгарии я привезла целый чемодан книг!
«Для танцора в цирке открывается больше возможностей, чем для циркового в танцах!»
В начале девяностых сам жанр шоу-балета только еще начинался, и на этом можно было зарабатывать. За рубежом российские шоу-балеты с удовольствием принимали, потому что продукт, который они делали, был по-настоящему качественным (еще бы — особенно если знать, кто над этим работал: цирковые артисты, профессиональные хореографы, бывшие «народники» и другие люди, всю жизнь отдавшие оттачиванию мастерства). Апофеозом гастрольной деятельности стала Япония.
— В те годы, чтобы тебя где-то заметили, надо было сначала попасть в Москву. В середине девяностых один из первых медиаменеджеров России Сергей Лисовский через свой продюсерский центр «ЛИС'С» организовывал дискотеки в Лужниках для «новых русских». Пару раз мы там выступали, а потом через этот же канал нам поступило предложение в составе группы из 80 артистов поехать в Японию на гастроли. Это было три балета: мы, питерская «Тройка» (они танцевали у Филиппа Киркорова) и второй состав знаменитого в те годы шоу-балета «Рецитал». И в их составе было огромное количество артистов цирка, — рассказывает Светлана Ильдаровна.
Наличие цирковых артистов в шоу-балетах только на первый взгляд кажется удивительным. Все объясняется очень просто: в начале девяностых экономическая ситуация была кошмарная. Цирковые труппы разваливались, потому что им нечем было платить, на представления мало кто ходил, госфинансирование схлопывалось, организовывались коммерческие мини-фирмы с участием артистов. Отличная физическая и хореографическая подготовка позволяла танцевать в шоу-балетах — вот они и танцевали, и выступали на коммерческой основе.
Светлана успешно работала, развивалась в качестве руководителя коллектива, автора и постановщика уникальных танцевальных номеров. Дважды ее коллектив приглашали в телепередачу «Утренняя звезда» в качестве гостей. Объявляли их тогда как «Лана Дэнс», но тут на эстраде появилась певица Лада Дэнс, и пришлось переименоваться. Некоторое время шоу-балет назывался «Алия&Алсу» — по именам дочек спонсора, который помогал деньгами на пошив костюмов…

Для танцора в цирке открывается больше возможностей, чем для циркового в танцах!
Светлана Ильдаровна объясняет профессиональную разницу между физической подготовкой циркового артиста и танцовщика.
— Мне кажется, танцоры больше подготовлены физически, «дыхалка» у них лучше развита. Потому что мы с утра до ночи скачем. Ну и в концерте танцуем всю программу без перерыва, до 9 номеров подряд. А цирковой артист свой номер отработал — и свободен. Кроме того, на прогонах они не делают всю свою трюковую часть, потому что она травмоопасна. Я по сей день, отработав 18 лет в цирковой школе, уверена: для танцора в цирке открывается больше возможностей, чем для циркового в танцах!
«Сначала я булавы кеглями называла»
В детскую цирковую школу при Казанском цирке Светлана приходила несколько раз. В первый раз это произошло в 1996 году, когда Ильдар Игумнов и тогдашний директор цирка Дамир Шарифуллин решили создать детскую цирковую студию. Светлану Ильдаровну пригласили поработать с детьми.
Цирковое искусство пришлось осваивать с нуля: все же оно сильно отличается от хореографии. Первый художественный руководитель школы Ильдар Игумнов (он и по сей день здесь работает) — тоже не цирковой артист, и ему тоже пришлось постигать все с самого начала. Более того, собственной труппы в Казанском цирке уже не было. Первыми преподавателями были артисты цирковых коллективов, гастролировавших в Казани. Они жили тут месяцами и между репетициями работали с детьми.
— Правда, прошла пара лет — и отец понял, что так работать нельзя. Приглашенные артисты ограничены своим жанром, они ведь по сорок лет работают один номер. Поэтому сюда начали приглашать преподавателей из городских секций — например, так нашли педагога по акробатике. И меня позвали. Отец сказал: «Начни потихоньку, а там видно будет». Естественно, я боялась. И первые цирковые номера, которые я ставила, наполовину состояли из хореографии и только наполовину — из трюковой части. О чем тут говорить, я булавы кеглями называла! — рассказывает наша героиня.

Тогда Светланы хватило на полгода: уж очень невразумительной была зарплата. А еще она ощутила сильный контраст: с одной стороны, зарубежные гастроли, большие выступления, работа с самыми известными шоу-балетами страны, круговерть коммерческих шоу — а с другой, дети в цирке и 600 рублей в месяц… Через полгода ее опять пригласили на гастроли, и она ушла из цирковой школы.
А потом вышла замуж и совершенно осознанно решила остановиться. Работа в ее жизни стала занимать гораздо меньше места, чем семья. Она спрашивает: «Какой муж выдержит, если ты по полгода по гастролям скачешь?»… Светлана распустила взрослый коллектив, занялась хозяйством, а танцы оставила, что называется, «на минималках», только в детских хореографических коллективах. Один за другим родились сыновья. Все шло тихо и размеренно — и вдруг в семье случилась трагедия: погиб муж.
Светлана была раздавлена. Жить не хотелось, работать — тем более. За детьми (младшему было три года, старшему десять) присматривали бабушки, а сама она совершенно выпала из жизни, будто бы потухла. Одним днем перестала есть, вставать и разговаривать. Дошло даже до больницы. И тут, чтобы возвратить ее к жизни, с предложением вернуться в цирковую школу пришел отец: в тот момент школа готовилась отмечать девятилетие, нужно было помочь поставить номера в отчетном концерте. И она пришла. Да так и осталась.

— Начала работать — и понемногу отошла, ожила. Вновь вернулся миллион идей — в танцах мне было уже неинтересно. Мне надо было, чтобы все летали, прыгали и удивляли. А значит, надо было работать с цирком. Я пришла сюда с восемью сумками готовых пошитых костюмов, которые остались от танцевального коллектива. Это все меня отвлекло от этой ситуации — так и выбралась из своего горя, — рассказывает Светлана.
«Меня не слушаются только родные дети»
Много лет Светлана Ильдаровна официально значилась в школе режиссером-постановщиком. Пару лет назад перешла на позицию обычного преподавателя, но продолжает ставить, придумывать номера, работать с детьми и фактически руководить процессами создания и постановки программ и номеров.
Наша героиня говорит: за те 18 лет, что она в цирковой школе, среднестатистический ребенок сильно изменился. Раньше педагог мог просто посмотреть — и ученик стремглав несся делать то, что от него требуется. Сейчас нужно объяснить несколько раз, чтобы добиться желаемого. К детям нужен новый подход, вариативность реакций, многообразные методы работы. Так что преподаватель в цирковой школе, а особенно постановщик номеров — в первую очередь, тонкий психолог, и только потом уже педагог, художник и артист. Но все эти четыре ипостаси в нем должны сочетаться.
— Но когда мне на педсовете говорят про непослушных детей, я говорю: «Как это они непослушные? Слушаются все — все зависит от того, как на них рявкнуть!» — смеется Светлана Ильдаровна. — Меня слушаются все: и дети, и их родители, и даже мой собственный отец. Не слушаются только родные дети.
Цирковая школа принимает детей с шести лет: это приготовишки, и с ними занимаются в игровой форме. Уроки по 30 минут: ритмика, немного акробатики (кувырки) и подвижные игры с педагогами. Сама Светлана с малышами не работает: берет уже более старший, осознанный контингент.

«Как это они непослушные? Слушаются все — все зависит от того, как на них рявкнуть!»
— У меня уже глаз наметан, я вижу, в ком есть потенциал, а кого нужно оставить в покое, чтобы он просто занимался для собственного удовольствия. Мне нравится работать с пацанами: с ними психологически проще. Рявкнешь — они собрались и сделали, что нужно. А девочку отчитаешь — кошмар, истерика, все пропало. Мальчишек дисциплинировать легче. И я люблю сложные случаи — талантливых ребят, на поведение которых жалуются все педагоги. Такие у меня потом попадают в Монте-Карло, понимаете? Я считаю, нужно уметь найти подход к такому ребенку, и потом он «взлетает» ракетой.
Требовательность у нее очень высокая, под ее руководство попадают только дети, которые имеют хорошие данные в сочетании с великим трудолюбием. Светлана Ильдаровна объясняет: цирк — это не танец. Здесь не получится выстроить детей в три линии и самых талантливых поставить вперед, а тех, у кого мастерства поменьше, — назад. Здесь каждый должен быть и одаренным, и дисциплинированным. Работают в малом манеже эти дети каждый день, с раннего утра до вечера. Наша героиня удивляется, как они ухитряются успевать учиться в общеобразовательной школе. Однако же — успевают. А все остальное время находятся здесь, в цирке.

— Всех наших педагогов мы воспитали сами: это все наши ученики. Это сейчас у нас штат укомплектованный. А когда я во второй раз сюда пришла, у нас было два преподавателя по акробатике, отец, я и еще наш самый первый выпускник Марат Бикмаев (сейчас, кстати, у него свой номер, он брал золото в Монте-Карло, а сейчас работает в цирке у Гии Эрадзе), — рассказывает Светлана Ильдаровна.
Первых выпускников, когда им исполнялось по 18 лет, уговаривали оставаться здесь, старались держать до последнего — была надежда на то, что в Казанском цирке появится своя собственная труппа. Уже были расписаны все планы, сделаны все сметы — Ильдар Игумнов мечтал об этом очень долго. Но воз и ныне там — лишь недавно, после смены директора цирка, разговоры о создании собственной труппы Казанского театра возобновились. И, может быть, теперь это событие, которого ждут без малого полвека, наконец случится.
— Просто лучшая труппа — это всегда своя. И это очень важно и нужно, — говорит наша героиня. — Быть непохожими на всех остальных, иметь свою большую программу, красивую и с элементами национального колорита — я уверена, это будет пользоваться огромнейшей популярностью!
Детская школа на самом престижном цирковом конкурсе
Казанская детская цирковая школа при Казанском государственном цирке — учебное заведение, которое знает вся Россия. Успехов она добивается впечатляющих. Со своими воспитанниками Светлана Шарапова объездила полмира. Выступали в Японии и в Китае, пять раз были во Франции, четыре раза — в Монте-Карло, дважды в Израиле. Из последних успехов — триумфальная поездка в Стамбул, где ребята в возрасте от 10 до 16 лет дали четыре полноценных концерта: каждый — из двух отделений. Пятитысячный зал был полный все четыре раза, и теперь в Казанский цирк с запросом на гастроли ребят из детской цирковой школы начали обращаться концертные организаторы из стран Ближнего Востока, а с Турцией уже есть договоренность на такие же гастроли в мае 2024 года.

Но главная вершина в искусстве цирка — фестиваль в Монте-Карло, где проходит конкурс на призы принцессы Монако Стефании. Он считается в цирковом мире аналогом кинематографического «Оскара». Ну или Олимпиады, если проводить аналогии с большим спортом. Воспитанники казанской цирковой школы ездили на этот конкурс трижды: два раза — в номинацию New Generation (среди молодых цирковых артистов) и один раз — на взрослый конкурс. Награды привозили дважды. Чтобы объяснить масштаб и значение этого факта, Светлана приводит аналогии:
— Очень многие известные артисты по 30 лет работают, прежде чем быть приглашенными на этот конкурс. А мы попали со школьной труппой, понимаете? Если переводить это в категорию спорта, то аналогия такая: вот олимпийские сборные. От всех выступают профессиональные спортсмены. А от России в сборной внезапно выступает футбольная команда школы №50 города Урюпинска. Да еще и с медалями уезжает!
В 2013 году наша героиня стала первой в России, кто привез на фестиваль в Монте-Карло номер с девяткой жонглеров. И этот номер завоевал бронзу, хотя обычно жонглеры остаются вне призового пьедестала — это считается банальным жанром, не в пример воздушной акробатике или, скажем, дрессуре больших хищников. Так что Светлана совершила настоящее чудо — причем артисты из ее школы, будучи практически детьми, поехали в Монте-Карло соревноваться во взрослой номинации, это не был детский конкурс!

«Педагоги на него внимания не обращали, он все как-то сам ковырялся»
А самое интересное, что в составе этой девятки был ее старший сын Руслан. В кабинете у нашей героини в рамках на стене висят фотографии того выступления. Она рассказывает:
— Я привела его в цирковую школу для общего развития — ему было уже 10 лет, он был полненький, кругленький, и мне хотелось, чтобы хоть какая-то физическая нагрузка у него была. Педагоги на него особого внимания не обращали, и он как-то все сам ковырялся со своими булавами. И неожиданно для всех дошел до очень высокого уровня.
Потом Руслан Шарапов работал в цирке у Эдгарда Запашного в номере с жонглерами. Правда, через год вернулся в Казань. Светлана рассказывает:
— У Запашных очень сложно доработать. Он ушел из-за большого комплекса причин. Во-первых, у Руслана есть высшее образование — ему было куда уйти работать, и не нужно было терпеть некорректное обращение. А многие другие цирковые терпят, потому что, кроме цирка, им идти некуда. Вопрос денег не стоял — Руслан хотел карьерного роста. А Запашные этого очень не любят, они категорически не хотят, чтобы кто-то был лучше, чем они. И сначала он кочевряжился в цирке с утра до ночи, а потом решил, что смысла там оставаться нет. И вы бы видели условия жизни. Там гостиница хуже, чем общага! Разбитые унитазы, крохотная комнатка, в которой холодильник под кроватью, а дверь шкафа не открывается, потому что мешает кровать…
Вернувшись в Казань, Руслан начал работать преподавателем в цирковой школе. С детьми у него работать получается лучше, чем у многих: номера, на постановку которых обычно уходит около года, у него получается сделать за пару месяцев.

А про второго сына, Линара, Светлана шутит, что хоть кто-то в семье должен работать не в цирке, а быть «нормальным человеком». Он учится в КИУ по специальности «Прикладная информатика». И про него тоже наша героиня рассказывает с огромной гордостью. Говоря о детях, Светлана теплеет лицом — и как-то сразу видишь в ней не грозного и строгого преподавателя, а обычную маму, такую же, как и мы все.
«У этих детей сложился совершенно профессиональный подход к работе»
Мы отправляемся в малый манеж. Тут кипит работа. Мальчишки перебрасываются булавами, одна девочка отрабатывает упражнения, вися в кольце, вторая упражняется в эквилибре под присмотром тренера… Спрашиваем: а как тут с травмоопасностью? Она отвечает:
— Все их приспособления проверяются дважды в день. В цирке техника и правила безопасности — основа работы, без этого никуда! И если наши дети получают травмы, то это обычно происходит вне цирковой школы. Например, когда мальчишка приходит в класс обычной школы и там решает выпендриться. Делает какой-то трюк — и повреждает себе ногу или руку, — рассказывает Светлана Ильдаровна. — Они-то считают, что все умеют уже. А мы всегда их предупреждаем о том, как это опасно. И еще: мы детям на манеже запрещаем тренироваться в отсутствие педагогов. Что-то делать без нас им запрещено! Даже жонглировать (булавой тоже можно разбить лоб будь здоров).
Детей учат акробатике, жонглированию, гимнастике, хореографии, актерскому мастерству. Они работают в самых разнообразных жанрах цирка, в том числе и очень редких. Например, свободная проволока — практически вымирающий из-за своей сложности жанр.

А здесь есть две девочки, которые уже освоили ее на совершенно взрослом, мастерском уровне. Или воздушная гимнастика на бамбуке — это когда недлинный шест подвешивается под купол цирка, а на нем работают воздушные акробаты. В Казанской цирковой школе сделали единственный в мире номер на двойном бамбуке, работают на нем четверо ребят — два мальчика и две девочки. Такого пока не делает никто, включая всесильных китайцев, которые задают сегодня тренды циркового искусства.
— Этому поколению нашей цирковой школы сказочно повезло, — рассказывает педагог. — Раньше же они практически нигде не выступали, кроме детских концертов и отчетных мероприятий по итогам года. А с новым директором, Эльмирой Хамидовной Булатовой, все изменилось. Они участвуют в каждой программе, которая идет на арене цирка — например, в программе цирка Никулина сейчас наши ребята работают групповой номер на скакалке вместе со взрослыми артистами. Им понадобилась всего пара репетиций, чтобы влиться в этот номер. Режиссер-постановщик и хореограф цирка Никулина были очень впечатлены: «Надо же, ваши дети все с первого раза поняли». Конечно, с первого! Потому что у этих детей сложился уже совершенно профессиональный подход к работе. Они — уже готовые артисты, которые через пару лет сделают честь любому профессиональному цирковому коллективу.

Не конвейер, а мастерская штучного товара
В цирковой школе сегодня учатся 200 детей. Но нет, это не конвейер цирковых артистов: до конца обучения доходят по два-три человека из каждого потока. Остальные сходят с дистанции по мере взросления, оставив о цирковой школе приятные и веселые воспоминания. И это нормально: остаются и выкристаллизовываются только настоящие таланты. Зато те, кто отсюда выпускается, в 16 лет уже действительно совершенно профессиональные артисты. Более того, каждый из них владеет тремя-четырьмя жанрами циркового искусства, а не «зацикливаются» на чем-то одном. Одна и та же 14-летняя девочка виртуозно крутится в гимнастическом кольце, а потом спокойно жонглирует. 16-летние мальчишки, которые только что перебрасывались булавами, оказывается, и работают тот самый уникальный номер на бамбуке — то есть они еще и воздушные акробаты высочайшего класса.
Пятеро выпускников школы работали в разные годы в цирке Дю Солей, три десятка ребят украшают самые разнообразные цирки на просторах России, есть и те, кто руководит собственными номерами (например, тот самый воздушный гимнаст Марат Бикмаев, золотой призер фестиваля в Монте-Карло, который теперь выступает в цирке Гии Эрадзе вместе со своей женой Дилярой — тоже выпускницей Казанской цирковой школы).
Единственная проблема — между номинальным окончанием цирковой школы и 18-летием остается два года. Детям нужно доучиться в общеобразовательной школе, и потом уже решать, связывать жизнь с цирком или нет. И эти два года самые талантливые ученики остаются в периметре своей «альма матер»: каждый день приходят в цирковую школу, продолжают заниматься, совершенствовать мастерство и участвуют в выступлениях.

«Если тренер никогда не ругает — значит, он безразличен»
Например, таковы наши собеседники Ярослав Краснов и Владимир Серов. В обычной школе они сейчас переходят в одиннадцатый класс, а пока — каждый день ходят в цирковую школу, оттачивая мастерство жонглирования, поддерживая физическую форму и репетируя. Это они работают на бамбуке, делая тот самый уникальный номер. Ярослав говорит:
— Светлана Ильдаровна — профессионал своего дела. Да, она действительно очень строгая. Но лучше быть строгим наставником, чем постоянно жалеть учеников. Мне кажется, каждый из нас должен быть благодарен возможности у нее заниматься. Она сразу говорит: «Если ты будешь работать — у тебя все будет». И со временем мы это понимаем: все зависит от самодисциплины. И еще очень важно: она всегда говорит все, как есть. Не хвалит тебя лишнего, но и не критикует зря.

А на вопрос, не обижаются ли мальчишки, когда Светлана Ильдаровна их отчитывает, Владимир пожимает плечами:
— Нет, конечно. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Хорошо, что она указывает нам на недостатки: так мы знаем, над чем нам работать. Во всяком случае, желания встать и уйти у нас никогда не было.

А вот Элина Кашапова — она тоже окончила цирковую школу в прошлом году. Сейчас работает в воздушном номере на кольце, но в дальнейшем хочет тренировать детей. Светлана Ильдаровна украдкой рассказывает нам, что Элина уже становится ее главной помощницей в педагогической работе.
— Мне нравится учить, и у меня, кажется, получается. — объясняет девочка. — Светлана Ильдаровна — очень добрая и заботливая. А когда надо — она действительно будет очень строгая и требовательная. Но без этого никуда. Ведь цирк — это в первую очередь опасность, и нас надо всему научить. Вот казалось бы, обруч — что в нем страшного? Но он может прилететь в тебя так, что мало не покажется. И если ты этого не понимаешь, Светлана Ильдаровна, конечно, тебя отругает. Но в душе очень добрая и обо всех заботится. Она хочет всем нам только лучше сделать. Чтобы у нас что-то вышло, что-то получилось. Мы знаем, что она нас всех любит. Если тренер ругает, на это ни в коем случае нельзя обижаться. А вот если он ничего не говорит — значит, он безразличен, и это очень плохо.

«Хочу, чтобы, выходя из цирковой школы, они были настоящими людьми»
В 2018 году Светлане Ильдаровне было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств» Республики Татарстан — за вклад в развитие хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность. Она рассказывает, что дышит своей работой и очень ее любит. Приходя домой, размышляет, что бы еще придумать, какую музыку подобрать, как удивить публику и наилучшим образом показать таланты своих учеников.
— Цирк для меня — не спорт, а, в первую очередь, эстетика, — говорит она. — Мне всегда хотелось придумать новое, сделать еще лучше, еще красивее, еще ярче. А теперь, когда к нам пришла Эльмира Хамидовна (Булатова, нынешний директор цирка, — прим. ред.), мне словно батарейку заменили. С ней появились новые идеи, новые возможности, новые стимулы для работы. Я как будто снова почувствовала себя особенно нужной.
Светлана Ильдаровна производит сильное впечатление. Сильная, жесткая, быстрая, она как пружина, которая всегда сжата. В течение всего нашего разговора старается акцентировать внимание на том, что она в первую очередь строгий тренер и организатор. И с детей требует без всяких скидок: они должны работать, работать и еще раз работать. Оправданий лени быть не может, и вообще, работа превыше всего. Но в том, как она о них рассказывает, как ведет себя с ними в манеже, проглядывает ее нежность к ученикам. Участие. Почти материнская забота.

За 38 лет работы с детьми (20 лет в хореографии и 18 — в цирковой школе) Светлана Ильдаровна научилась видеть в каждом из них личность. Научилась угадывать, каким способом «достучаться» до детского сердца. Понимать и видеть их слабые и сильные места. Знает, как растить одновременно и сильных профессионалов, и хороших людей. И за ее напускной жесткостью и твердостью ты видишь и мягкость, и ласку, и заботу.
Она признается:
— Ну да, они порой приходят ко мне с разными проблемами, вообще не цирковыми. Посоветоваться. Поговорить. Когда мы в Стамбул ездили, жили в номере с девчонками — постоянно разговаривали обо всем на свете, без конца. Или вот сейчас два дня у меня девочка одна живет. У нее мама уехала на дачу, а ей выступать в программе цирка Никулина. Не быть же ей одной дома, правильно? А с дачи на представления не наездишься. Вот я с ее родителями и договорилась и забрала ребенка к себе. И мы отлично ладим. Я стараюсь еще и воспитателем для них быть. Чтобы они понимали, как важно работать вместе. Я не просто цирком с ними занимаюсь, я в них еще и дух коллектива воспитываю. И характер. Ведь сейчас время злое — в нем мало места человеческим ценностям. И дети приходят, которые не знают, что такое совесть и милосердие. А я хочу, чтобы они, выходя из цирковой школы, были настоящими людьми.
комментарии
Здоровья, мира, благополучия!
Дети должны уметь делать ДЕЛО. Дети должны облдать умениями, знаниями сведениями которые им помогут овладеть профессией или специальностью которая им обеспечит кусок хлеба.
а не вечный праздник