Новости раздела

Дорога к свободе Кахи Бендукидзе

Обзор книги в виде цикла бесед с одним из самых радикальных либеральных реформаторов последних лет

Книга Владимира Федорина «Дорога к свободе. Беседы с Кахой Бендукидзе» — это одно из лучших описаний нашумевших реформ в Грузии после «революции роз» 2003 года, считает экономический обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов. Покойный Каха Бендукидзе был одним из главных, стержневых персонажей этого реформирования — тем ценнее его личная интерпретация. Очень сильная книга, несомненно, пригодится и всем нам, мучительно ищущим ответа на вопрос: «Как выйти из этой никуда не ведущей колеи?».

Свежесть идей и новые горизонты

Есть книги, создающие воздушное весеннее настроение, заряжающие оптимизмом. Хочется, подобно Бродскому, восклицать: «Восславим приход весны! Ополоснем лицо,/ чирьи прижжем проверенным креозотом/ и выйдем в одной рубахе босиком на крыльцо,/ и в глаза ударит свежестью! горизонтом! будущим!».

Такой вот свежестью в мыслях и большим горизонтом идей веет от каждой странички отличной книги «Дорога к свободе. Беседы с Кахой Бендукидзе» Владимира Федорина. Книга на 536 страниц от московского «Нового издательства» вышла в конце июля 2015 года тиражом, для России практически неразличимым — всего 500 экземпляров. Так что в казанских магазинах ее просто-напросто нет, выручат лишь интернет-магазины, да электронные версии книги. Стоимость бумажной книги с доставкой — около 800 рублей, но, поверьте, это вещь, которую хочется перечитывать не раз.

Признаюсь, что сам немного запоздал с ее прочтением. Прочитал только на днях, хотя уже прошло полгода после ее выхода. Тем не менее актуальность этой книги настолько высока, что ее градус злободневности не будет ослабевать и в будущие ближайшие годы.

О чем эта книга? О реформах в Грузии, о совершенно уникальном реформаторском мышлении Кахи Бендукидзе и, самое главное — о свободе.

Сама книга состоит из 22 глав — в виде отдельных тематических бесед. Названия глав: «Политика», «Революция», «Реформы», «Навальный», «Сингулярность», «Ходорковский», «Университет»…

Редкая удача книги — оба участника бесед говорят на одном языке. Оба собеседника — отличные профессионалы в области экономических знаний, поэтому это именно беседы, а не монологи в виде ответов на куцые и неуклюжие вопросы. Не будем глубоко зацикливаться на личностях собеседников, потому что оба — очень известные люди. Федорин — в прошлом заместитель главного редактора «Ведомостей» и SmartMoney, а впоследствии — редактор-основатель украинского Forbes. Бендукидзе — крупный российский промышленник 1990-х, переехавший в 2004 г. в Грузию, чтобы стать министром по координации экономических реформ. К огромному сожалению, Бендукидзе умер 13 ноября 2014-го в эмиграции в Лондоне от сердечного приступа в возрасте 58 лет. Так что книга эта представляется неким реквиемом по умному блестящему реформатору.

Ультрарадикальные грузинские реформы

Грузинские реформы уже вошли в историю как пример едва ли не самых радикальных реформ за последние полвека. Они будут вдохновлять реформаторов из разных стран еще не одно десятилетие. Суть этих реформ — уничтожение максимального объема регулирования, даже такого, которое кажется нам порой полезным, снижение налогов, упрощение налоговой системы. Упрощение — это ключевое слово.

Правда ли, что в Грузии получить водительские права и зарегистрировать компанию можно меньше чем за полчаса? Почему ликвидация контролирующих органов и отмена многих разрешений в строительстве не привела к массовым разрушениям домов или пищевым отравлениям? Куда исчезли все воры в законе, которыми Грузия была известна еще с советских времен? Каким образом удалось избавиться от очередей, бюрократии и коррупции в учреждениях? На все эти вопросы содержится ответ в книге.

Грузинские реформы — это не столько радикализм, сколько честность: признание того, что многие государственные институты не служат и в обозримой перспективе не смогут служить своим целям. У государства нет созидательных функций. Издать законы и поддерживать порядок — вот его главная функция. Оно не способно созидать, развивать какую-то сферу экономики. Меньше государственных функций — это хорошо.

По словам бывшего министра финансов Болгарии Симеона Дянкова — создателя рейтинга Всемирного банка Doing Business, ни одной другой стране, кроме Грузии, за последние пятьдесят лет не удалось провести такие глубокие и такие быстрые реформы в различных областях. Что-то подобное происходило в Сингапуре в 1960-х, Южной Корее — в 1970-х, Ирландии — в 1980-х, Эстонии — в 1990-х и Словакии — в 1998–2002 годах. Но столь быстрых и беспрецедентных по масштабу и глубине реформ не было.

Опыт реформ в Грузии сообщает нам благую весть — «быстрые перемены к лучшему возможны». К сожалению, подробная информация о том, как именно проводились грузинские реформы и что конкретно менялось — достояние лишь малого круга граждан. Единственная подробная книга о грузинских реформах — книга «Почему у Грузии получилось» Ларисы Бураковой, которая была издана в 2011 году тиражом в 5 тыс. экземпляров. Для России этого мало, и сейчас книга — библиографическая редкость (хотя есть ее электронные версии).

Мне удалось прочитать ее несколько лет назад, и с тех пор я ее постоянно перечитываю. И вообще, книги Бураковой и Федорина великолепно дополняют друг друга — складывается отличная объемная картинка. Так что настоятельно советую прочитать их в комплекте.

Ну, так вот, у большинства россиян представления о грузинских реформах свелись к нескольким клише: «ликвидировали гаишников, расправились с ворами в законе, в значительной степени избавились от коррупции». Это, конечно же, все так, но более тонкие реформы для большинства из нас малоизвестные. И механика этих реформ очень здорово раскрывается в умном и красноречивом изложении Бендукидзе.

Цитируя Бендукидзе

Не удержусь, если не процитирую с удовольствием несколько фрагментов из книги «Дорога к свободе. Беседы с Кахой Бендукидзе»:

«Каха Бендукидзе (далее — КБ): Вся жизнь — институциональная экономика».

«КБ: Главным вопросом было уничтожение коррупции. Уничтожению коррупции способствовала либерализация, дерегуляция, а либерализации, дерегуляции, в свою очередь, способствовало уничтожение коррупции».

«Владимир Федорин (ВФ): Вы сами год назад рассказывали, что тем, кто был по макушку в коррупции в качестве коррумпирующего, вы сказали: будете жить по новым правилам — живите.

КБ: Потому что вы не можете наказать миллион человек. И второе — сейчас кто дает взятку и кто берет, одинаково криминализованы, но задача была в первую очередь вытеснить коррупцию из госаппарата, а не начать борьбу с сотнями тысяч грузин, которые давали взятки. Бороться — с теми десятками тысяч, которые брали взятки, а еще лучше, с теми несколькими тысячами, которые были активными дирижерами и конструкторами всего этого дела».

«КБ: Одни — беспредельщики, а другие — воры. И с одними надо разбираться со всей строгостью законов, а с другими можно мягче. Отпустить — это же не значит, что они должны как-то процветать, но есть разница между почти честным человеком и почти бандитом. Потому что если вы это не учитываете, у вас получается робеспьеровщина».

«КБ: Вообще нужно резкое сокращение контактов с гражданами. Почему отмена техосмотра (автомобилей) очень важна? Не потому что это огромный убыток народному хозяйству — это копейки. А потому что это точка, где происходит массовое коррумпирование. В России, наверное, десятки миллионов людей должны приходить каждый год в милицию и там что-то такое вот совершать…».

«КБ: Я противник всех свободных зон, свободных городов и так далее, потому что лучше действовать в масштабах всей страны. Опыт свободных зон Грузии показывает, что они не очень эффективны, не потому что мы плохо их сделали, а потому что настолько небольшой градиент в их пользу… В остальной стране налог на прибыль — 15 %, а в свободной зоне — 0 %. 45 % и 0 % — это большая разница, отрыв происходил бы прямо на глазах. Еще в зонах есть небольшие послабления по подоходному налогу. За счет этого они развиваются, но бума там быть не может при 15-процентном налоге на прибыль во всей стране».

«КБ: Мало министерств — это хорошо. Швейцарский вариант. У них там семь человек в кабинете. Но не это главное. Главное — функции. Если вы налепите много мелких министерств, то они успеют понапридумывать массу фигни всякой. Безусловно, у очень маленьких министерств такая экспансия займет больше времени. К примеру, я очень сильно сократил министерство экономики, и оно до сих пор почти не оправилось.

Министерство сельского хозяйство даже сильнее сократили, потому что там был просто ад, чего там только не было. Его сократили в пять раз и потом еще в полтора раза».

И так далее и тому подобное — целая россыпь свежих идей, мыслей. Можно цитировать и цитировать…

Зачем нам грузинский опыт реформ?

Есть, конечно вопрос «А зачем нам грузинский опыт?». Отвечу так: «Да, Татарстан сейчас не лучшее место для реформ. Да и время сейчас далеко не самое благополучное. У нас постоянно исследуют заморский опыт, который нам совершенно не подходит. А потому что Татарстан — не отдельное государство и калька чьих-то страновых реформ здесь просто не работает — коридор возможностей в рамках жесткой вертикали власти и жесткого варианта федерации очень маленький. Но даже этого маленького коридорчика хватит, чтобы хоть как-то улучшить жизнь татарстанцев. А для этого необходимо изучать опыт зарубежных реформ и пытаться извлечь из него то, что может прорасти на нашей почве. Опыт Грузии здесь, на мой взгляд, очень ценен тем, что это постсоветская страна. Они очень похожи на нас, а в чем-то их стартовые позиции были намного хуже. Например, вначале у них главным предметом экспорта был… металлолом. Сравните с нашими богатствами. Тем не менее грузины попытались и провели глубокие реформы, которые даже сегодняшняя грузинская власть не может повернуть вспять. С момента «революции роз» (ноябрь 2003) экономика Грузии выросла в 3 раза без всяких нефтегазоэкспортов. Как в свое время вернувшиеся на французский трон Бурбоны не смогли лишить нацию наследия реформ Наполеона, так и в Грузии даже сейчас наследие реформаторов живет. Читайте эту книгу, ищите в ней ответы на свои вопросы и вспоминайте светлой памятью великого Бендукидзе Каху Автандиловича!».

Альберт Бикбов

Новости партнеров