Новости раздела

«В Казани не было роскошных пассажей, принадлежащих татарским купцам»

Предтечи казанских торговых центров в Старо- и Ново-Татарской слободах

«В Казани не было роскошных пассажей, принадлежащих татарским купцам» Фото: komanda-k.ru (лавки Сенного базара)

Газета «Реальное время» опубликовала несколько частей свежего рейтинга крупнейших владельцев торговых центров и коммерческой недвижимости республики. На эту серию откликнулась и наш колумнист — историк Лилия Габдрафикова, которая написала статью, рассказав о главных торговых домах дореволюционного Татарстана, первых попытках татар создать торговые комплексы, культе золотого тельца и мыслях в голове буржуа.

Философия татарского богатства

Накопление богатства в татарском обществе никогда не считалось явлением, противоречащим религиозному мировоззрению. Состояние воспринималось как дар, ниспосланный свыше, которым разбогатевший человек должен делиться с менее успешными единоверцами.

«Богатый татарин – кумир целого околотка. И очень часто такое поклонение происходит бескорыстно <…> сама идея богатства, беспечного довольства, мягких пуховиков, жирных блюд и лакомств – вот что увлекает и подчиняет себе татар», − писал этнограф Н. П. Штейнфельд в конце XIX века. Он считал, что поклонение богатству связано с «материалистичностью» ислама, где даже представления о загробной жизни напоминали земную жизнь богача.

«Буржуазность» татар, иными словами, их меньшую склонность к размышлениям и деловую активность подчеркивали и другие авторы. Да и собственно татарский фольклор иллюстрирует склонность народа к торговым занятиям.

Одной из причин буржуазности, стремления к накоплению богатства и желания выделиться в обществе являлось то, что после завоевания Казанского ханства большинство представителей благородных сословий (тарханов, мурз) сравнялись с обычными крестьянами. Появилось целое понятие — «лапотные князья». Не было обособленным сословием и мусульманское духовенство. Муллы относились либо к крестьянам, либо к мещанскому сословию. Поэтому богатство стало рассматриваться как основное мерило успешности человека. Многие известные купеческие семьи принадлежали к знатным родам.

Среди мусульманских предпринимателей имперской России особым почетом пользовались казанские купцы. Свою роль здесь сыграло как историческое значение города, так и его торговые традиции. Казань с ее Сенным базаром, красивыми мечетями и большими медресе являлась центром притяжения татар со всей империи. Татары занимались здесь преимущественно мелкой торговлей.

Купец первой гильдии М. А. Апанаев с женой и дочерью. Конец XIX — начало XX в. Фото nik-rech.narod.ru

Но уже к началу XIX века наметились крупные купеческие династии, такие как, например, Апаковы, Апанаевы, Замановы, Юнусовы и др. Торговые дела мусульманские купцы Казани вели в основном в пределах Старо-Татарской и Ново-Татарской слобод. Здесь можно говорить о своеобразной мусульманской микроэкономике, с особыми потребительскими запросами и соответствующими предложениями «азиатских» товаров и услуг.

Центр татарской торговли

На территории Старо-Татарской слободы с конца XVIII века существовал крупный восточный рынок – Сенной базар. В 1849 году на средства купцов братьев Юнусовых здесь была возведена 7-я соборная мечеть («Сенная», «Юнусовская» или «Печән базары мәчете»).

В 1870-х по инициативе городских властей на месте хаотично разбросанных деревянных лавок было построено кирпичное Г-образное здание для общественного корпуса лавок. Подрядчиком по этому делу выступал купец М. М. Усманов. К сожалению, уже после открытия нового здания, в конце 1870-х, он разорился.

К началу XX века Сенной базар был районом доходных домов, гостиниц, ресторанов, харчевен, сотен лавок и магазинов. Здесь работали номера «Амур», «Булгар», «Апанаевское подворье» («Московские номера»), «Сарай». В них довольно часто размещались редакции татарских газет, проводились общественные собрания по различным вопросам. В 1911 году мещанин Ш. Ишмухаметов открыл кинематограф «Свет».

По сведениям историка Р. Р. Салихова, в начале XX века 20% татарского населения Казани относились к предпринимательским семьям. В 1914 – 1916 годах на территории Сенного базара насчитывалось 334 официально зарегистрированных татарских торгово-промышленных заведений с общим годовым оборотом более 14 млн рублей. Торговцам других национальностей и конфессий, промышлявшим здесь и на прилегающих к базару улицах, принадлежало лишь 87 предприятий с оборотом чуть более 2 млн рублей.

В 1849 году на средства купцов братьев Юнусовых на Сенном базаре была возведена 7-я соборная мечеть

Здесь работали хлебно-бакалейные, мануфактурные, обувные, сырьевые, чайные, а также галантерейные лавки и магазины. При этом большими оборотами в пищевой сфере выделялись такие торговые дома, как «Наследники Ибрагима Арасланова и Бадретдин Хисамутдинов», «Валиулла Ибрагимов с братом», «З. Фахрутдинов с сыновьями и Г. Альметьев». Крупными мануфактурщиками были купцы М. Гайнуллин, Ш. Биккенеев, С. З. Хасанов, Г. Г. Галеев и др. Особой популярностью среди населения не только Казани, но и других городов пользовалась национальная обувь – роскошные ичиги и туфли от А – К. З. Сагадеева. Кроме него на Сенном базаре в это время работали торговые дома «Садык Каримов с братом», «М. И. Галеев с сыновьями» и др. Одним из самых крупных заведений считалась фирма купца И. Г. Утямышева, сбывавшая чай и сахар. Ее годовой оборот составлял 1 млн рублей.

Помимо известных купеческих фамилий, обладавших серьезным капиталом, на Сенном базаре вели активную торговлю десятки мелких предпринимателей, а также крестьяне из окрестных уездов. В целом мусульмане активно проявляли себя в различных сферах производства и торговли, за исключением металлообработки, выпуска и продажи алкогольной и табачной продукции.

Первые торговые комплексы

На рубеже XIX – XX веков наряду с базарно-ярмарочной торговлей наблюдалось стремление к стационарной торговле: открывались великолепные пассажи и новые здания торговых домов. В Казани не было роскошных пассажей, принадлежащих татарским купцам.

Таковые имелись в других городах империи (например, в пассаже Яушевых в Троицке имелся даже лифт). Строились многофункциональные здания торговых домов, где, помимо лавок, складов и конторы, размещались и другие службы. Например, на углу Тихвинской и Сенной (Тукаевская, 37/20), в торговом доме братьев Каримовых, работала не только галантерейная и мануфактурная лавка, но и типография Каримовых с книжной торговлей, и первая мусульманская публичная читальня в городе.

В торговом доме братьев Каримовых работала не только галантерейная и мануфактурная лавка, но и типография

Карикатурный образ татарского буржуа

Надо сказать, что несмотря на огромный вклад татарских предпринимателей в развитие национальной культуры, интеллигенцией к началу XX века был создан несколько неоднозначный собирательный образ купца. Буржуа нередко противопоставлялся образованной части общества. Например, среди татарских граммофонных записей начала XX века есть пластинка с юмористическим рассказом «Мысли буржуа» в исполнении знаменитого актера Габдуллы Кариева. В юмореске представлен следующий типаж татарского предпринимателя: это человек, обладающий определенным достатком, хитрый и внешне религиозный, дела его ведет приказчик. Обязательные атрибуты буржуа: красивая дорогая одежда, «каракулевая шапка за 50 рублей», золотое кольцо с бриллиантом, у него три жены, но при этом в летние ночи он отправляется «к Марьям», особенно если старушки-посредницы договорятся о свидании…

Буржуа вынужден участвовать в общественных делах, но его тяготит, что нужно делать благотворительные взносы. Газеты в его глазах – это паразиты, которые готовы вынести на всеобщее обозрение что угодно — очевидно, прежде всего изъяны жизни буржуа.

Эта запись доступна в интернете. Ее можно прослушать, например, здесь.

Несмотря на всю ироничность представленной записи, в реальной жизни купцы и их торгово-промышленные предприятия сыграли важную роль в развитии культуры и консолидации татарской нации. В имперской России лишь «культ богатства» мог избавить от комплекса бедного «инородца».

Лилия Габдрафикова
Справка

Габдрафикова Лилия Рамилевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX – начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России кон. XIX – нач. XX в., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 20 мар
    Вот в этом ключевое различие татар с православными
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    у православных монахи отрекались от материальных ценностей, а мирские православные точно так же стремились к богатству, чтобы поделиться им с бедными, кому-то помочь
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Ага и потому церкви все в злате и сами священники тоже облачены в золото.
    Ответить
    Артем Артюков 21 мар
    вы настолько тупы, что покрытие сусальным золотом называете "златом"?
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    почему татары металлообработку игнорировали? с алкоголем и табаком все понятно
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Им не разрешали власти. Ведь это может стать производством оружия, а это было запрещено для татар. Б
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    буханкой хлеба тоже можно убить... если бросить ее с 12 этажа...
    Ответить
    Анонимно 09 янв
    В 17-18 вв. "заповедные товары" были отменены и татары спокойно стали заниматься металлообработкой. В каждой деревне был кузнец. Заводов действительно почему-то было мало, но они были. Например, у Акчуриных в Симбиркой губернии, для обслуживания их суконных фабрик.
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    из-за чего Усманов разорился?
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    три жены??
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Неплохо, да?
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    нет, спасибо, мне одной хватает! особенно, когда она в гневе!)))
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    Если б я был султан...
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Хорошая статья с некой приманкой для нападок на татар.
    Татарские купцы-мусульмане-одна из сторон проявления татарской мощи.
    Много чего создали татары: и Золотую орду, и великолепный генофонд, и т.д.
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    а я никакой приманки для нападок не вижу, интересная статья о прошлом с правдивой инфой
    Ответить
    Анонимно 20 мар
    а у кого он не великолепный?
    Ответить
    Артем Артюков 21 мар
    всегда замечал, что больше всего мифических нападок на свою нацию придумывают люди этой же нации. статья отличная, приятно читать об истории родного края
    Ответить
  • Анонимно 20 мар
    Очень увлекательно написано. Обожаю, когда вы делаете такой экскурс в историю
    Ответить
  • Анонимно 21 мар
    Ладно. Без приманок. " Татары всегда стремились, кроме духовного обогащения, к материальному обогащению. Но духовное обогащение не могло оспариваться."
    Ответить
  • Анонимно 21 мар
    Очень нравится этот автор
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров