Новости раздела

«Если с головой все будет в порядке, сможем найти решение и жить дальше»

Власти РТ из-за кризиса отказались финансировать энергосбережение в 2016 году — экономии в 600 млн рублей не будет

«Если с головой все будет в порядке, сможем найти решение и жить дальше»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В Челнах накануне стартовал первый этап 11-го по счету «Камского промышленного форума», второй этап которого состоится в марте. Нынешний форум, как выяснил корреспондент «Реального времени», решили проигнорировать городские власти — если в прошлом году форум открывал сам мэр Наиль Магдеев вместе с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым, нынешнее мероприятие посетили лишь чиновники невысокого ранга министерств РТ.

Как «ссора» Сергея Яковлева с Наилем Магдеевым ударила по форуму

Во вторник в автограде начался первый этап 11-го по счету «Камского промышленного форума», в рамках которого пройдут различные специализированные выставки с международным участием (от «Машиностроение. Металлообработка. Металлургия. Сварка-2016» и «Автопром. Автокомпоненты-2016» до «Энергетика Закамья-2016» и «Нанотехнологии в промышленности-2016»).

Как обычно, сама выставка прошла на площадях центра «Экспо-Кама», принадлежащего депутату-единороссу и бизнесмену Сергею Яковлеву. Однако, в отличие от прошлого года, на этот раз приуроченные к выставке семинары прошли не «богато», на территории Инжирингового центра КФУ, а довольно бедно — в небольшом конференц-зале «Форт-Диалога», с одним проектором, небольшим столом с президиумом, где смогли поместиться только два чиновника (в середине семинара сверху спустили еще какой-то столик, приставив его к «официальному»). Бросалось в глаза и отсутствие на выставке — и, как следствие, на семинаре — городских чиновников: не то что мэра Наиля Магдеева — не было даже замов руководителей исполкома.

Из-за скомканной организации форума, второй этап которого назначен на март, большая часть записавшихся на семинар (о нем ниже) до упора ждали его в «Экспо-Каме» — находится рядом с «Форт-Диалогом», — а зал насчитывал от силы 18 человек (включая 10 спикеров). Несмотря на то что в числе организаторов форума исполком автограда вроде бы заявлен, какие-либо следы или проявления его организационной работы автор строк, мягко говоря, не заметил. Как говорили в кулуарах некоторые участники форума, «бюджетность» сегодняшнего мероприятия — свидетельство если не ссоры, то размолвки между Сергеем Яковлевым и властями автограда.

В ноябре Яковлев написал открытое письмо, копии которого были отправлены, в частности, президенту РТ, о том, что из-за действий Дениса Щербы он не может расширить выставочный центр «Экспо-Кама» (проект стоил 500 млн рублей — 35 млн рублей уже было вложено). После чего власти города в лице Магдеева уже твердо решили отказать ему в продлении аренды тех земельных участков, на которых центр планировал расширяться. Как следствие, Денис Щерба с треском вылетел с поста главы градостроительного управления, а на Яковлева, по-видимому, теперь власти города смотрят исподлобья. Так это или нет — неизвестно, очевидно лишь, что нынешнее мероприятие по финансированию явно уступает прошлогоднему, когда депутат-единоросс еще «дружил» с мэром, который на мероприятие этого года накануне даже не явился. Между тем прошлогодний Камский промышленный форум открывал именно Магдеев вместе с министром промышленности и торговли Равилем Зариповым. Вчера никакого громкого открытия не было, министра не было тоже…

В Татарстане выросли неэффективные энергозатраты — на 8,5% в 2015 году

Тем не менее сам форум никто не отменял — как не отменяли и семинар, на который явились чиновники рангом пониже, в том числе из минпромторга. Сам семинар был посвящен довольно рядовой в последние годы теме повышения энергоэффективности и энергосбережения для муниципалитетов и бюджетной сферы — подобные зональные совещания проводятся в автограде и Казани ежегодно. Однако на них прозвучал ряд любопытных фактов, и мы не пожалели, что не проигнорировали его, как это сделали челнинские городские чиновники.

Открыл семинар-совещание Евгений Мартынов (фото на постере), директор ГАУ «Центр энергосберегающих технологий РТ при кабмине РТ», заявивший, что тема важна еще и потому, что сегодня много говорят о кризисе, дефиците бюджета (об этом говорилось и на совещании) и «разрухе», тогда как, цитируя Булгакова, «разруха в головах»: «Если с головой все будет в порядке — сможем найти решение и жить дальше. Не все так плохо, как кажется».

Гузял Садриева, начальник управления энергетики минпромторга РТ, продолжая тему кризиса, не стала скрывать, что ситуация в 2015-м была «очень сложной». Несмотря на это, РТ удалось вывести объем промышленного производства на уровень в 100,4%.

— Важно было для нас, что перевалили за 100-процентный рубеж. Что мы сохранили хоть небольшой, но рост производства! В то же время ВРП был стопроцентный к 2014 году. Что поделаешь, не все от нас зависит. В то же время в РФ снижение ВВП было намного глубже. В принципе, в 2015 году мы сейчас «отрабатываем» энергоемкость ВРП. Он немножко подрос, — с сожалением заметила она (в случае конкретно этого показателя рост означает неудачу, так как говорит о больших неэффективных энергозатратах). — Но до сих пор нет полных данных, и мы считаем, что к моменту проведения итогового совещания по 2015 году совместно с Миннихановым сделаем нормальный расчет с учетом нормальных данных. Пока получается, на 8,5% «упали» [т.е. выросли, — прим. ред.] по энергоемкости ВРП, и сейчас испытываем все информационное поле на предмет того, где мы ошиблись.

Тем не менее Садриева призвала местные органы (представителей которых, напомним, мы в зале не обнаружили) обратить внимание на актуализацию принятых муниципальных программ, «так как мир стагнирует, ситуация изменилась, и надо смотреть, где глубже проработать, чтобы эффективности добиться любыми способами: в условиях дефицита бюджетных средств важно создать стимулы по привлечению внебюджетных ресурсов, в том числе с помощью энергосервисных контрактов».

Один год кризиса мог «съесть» 8 лет реформы энергосбережения в РТ

Любопытно, что показатель в 8,5%, на первый взгляд не кажущийся высоким, в действительности означает кризис в сфере энегосбережения в РТ. Так, по словам Дениса Блохина, начальника отдела управления энергетики минпромторга РТ, целевым показателем реализации республиканской программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности является индикатор энергоемкости ВРП по первичным энергоносителям (в ценах 2007 года в тоннах условного топлива на миллион рублей, именно на основе показателя 2007 года считаются остальные).

По его словам, к настоящему моменту (если Садриева права и министерство не ошиблось с подсчетами) индикатор должен быть равен 21,5 т.у.т./млн рублей, тогда как в 2007 году он составлял 27,4, а к 2020 году он должен упасть на 16,44%. В случае если энергоемкость ВРП в 2015 году выросла сразу на 8,5%, получится, что все 8 последних лет «съел» один год кризиса…

Казань — в числе худших городов РТ по энергоэффективности

Впрочем, падение индикатора все равно замедлилось (в министерстве объясняют это замедлением роста экономики РТ вообще и производства — в частности). Несмотря на это, чиновники неустанно мониторят ситуацию с районами и муниципалитетами. Согласно их результатам, Набережные Челны, кстати, как и Казань, не вошли даже в тройку лучших городов и районов РТ (Казань вообще замыкает список из 14 крупнейших городов и районов по энергоэффективности). Зато автоград оказался лучшим в одном показателе — по отоплению (газ и тепло): с 2014 по 2015 год городу удалось снизить показатель расходов на 12%. В число худших по показателям городов попала Казань, в частности, и потому, что неожиданно к 2015 году неэффективное потребление электричества здесь выросло на 7%! В числе первых — Лениногорский, Нурлатский районы, Альметьевск и Чистополь.

И это при том, что власти РТ с 2004 года вложили в реализацию программ реформирования ЖКХ РТ свыше 30 млрд рублей, что, по словам Айрата Галлямова, начальника отдела реформирования и модернизации ЖКХ минстроя РТ, позволило провести модернизацию основных фондов, снизить издержки и т.д. С 2009 по 2011 год дома РТ были полностью оснащены общедомовыми приборами учета, а 80% квартир — индивидуальными приборами учета. Узлами погодного регулирования тепловой энергии — лишь 40%. Были на семинаре озвучены и итоги инвестпрограммы «Генерирующей компании» по установке автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов. Так, в Казани было введено 269 таких пунктов на сумму более 300 млн рублей.

По мнению ГАУ «ЦЭТ РТ при кабмине РТ», эффективность установок АИТП доказана автоградом, где в настоящий момент ими оснащено 100% жилого фонда, из них 94% — с погодным регулированием. В итоге с 2009 года Челны сократили потребление тепловой энергии на 17%, снизили потери тепловой энергии с 19 до 16%, затраты на передачу тепловой энергии снизили на 102 руб./Гкал. Тем не менее за само оснащение Челны влетели в копеечку — 1,1 млрд рублей. Для завершения программы в Казани потребуется еще 1,7 млрд рублей, 800 млн из них пойдет на установку АИТП в жилых домах (1 378 штук), 600 млн рублей на установку узлов погодного регулирования с системой управления, на СМР — еще 300 млн рублей.

На реформы в коммунальной отрасли РТ нужно 100 млрд рублей — в бюджете таких денег нет

Кроме того, стало стало известно, что всего с 2008 по 2015 год капремонт был проведен в 12 881 доме РТ, а общий объем финансирования составил 43,68 млрд рублей. Пик финансирования пришелся на 2009 год — 9,73 млрд рублей, к 2015 году оно снизилось до 4,73 млрд рублей, план на 2016 год, увы, еще меньше: 4,7 млрд рублей.

Интересно, что львиную долю финансирования программы капремонта составляют средства собственников. Если в 2010 году оно равномерно было распределено между Фондом ЖКХ РТ, властями РТ, муниципалитетами, и, наконец, собственниками, то в 2015 году средства Фонда составили уже всего 0,6%, зато основательно выросла потребность в бюджетных средствах — до 51,8%, на 47,6% профинансировали программу собственники жилья.

Однако среднесрочная потребность на реорганизацию и строительство в коммунальной отрасли составляет порядка 100 млрд рублей. «Только бюджетными средствами решить проблему не удастся», — отметил чиновник. При этом ЖКХ не входит в число привлекательных отраслей для инвесторов, так как, имея высокие фонды и материалоемкость производства, бизнес-проекты в этой сфере мало и долго окупаются и имеют практически «только социальный эффект».

Власти РТ в итоге надеются на энергосервисные контракты. Отличительной особенностью их является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий — отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для проекта, обычно привлекаются энергосервисной компанией. К сожалению, как отмечают в минстрое РТ, в Татарстане они пока не пользуются популярностью.

«В бюджете нет средств на финансирование энергосберегающих мероприятий, но есть средства на оплату расточительного энергопотребления!»

Любопытным оказался и доклад Рустэма Шафигуллина, начальника энергоресурсоэффективности в госорганах и муниципальных образованиях ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при кабмине РТ», который фактически раскритиковал решение минфина РТ о секвестре бюджета РТ.

— В условиях дефицита бюджетов всех уровней, когда финансирование энергосбережения на федеральном уровне практически прекращено, для продолжения работ и сохранения темпов в РТ необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств. Объем платежей за энергоресурсы в РТ — за электроэнергию, тепло, воду, газ — оценивается в среднем до 3 млрд рублей в год. Экономия бюджетных средств на оплату энергоресурсов (в случае мероприятий энергосбережения) в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях — 600 млн рублей (20% в год). При этом госпрограммой РТ на 2016 год запланировано финансирование энергосбережения в государственных и муниципальных учреждениях РТ в объеме 86 млн рублей. Но в условиях дефицита бюджета законом о бюджете РТ средства, увы, на указанные цели не предусмотрены. В то же время расходы учреждений на коммунальные услуги названы «социально значимыми, первоочередными».

— То есть в бюджете нет средств на финансирование энергосберегающих мероприятий, и учреждения ежегодно тратят на 600 млн рублей в год больше, чем могли бы тратить, — но всегда есть средства на оплату расточительного энергопотребления! — съязвил он.

По его словам, «расточительные платежи» могут стать «доступным инвестиционным ресурсом для финансирования проектов энергосбережения». Возврат инвестиционных средств происходил бы для бюджета «за счет экономии». Это — классический механизм энергосервиса. А в большинстве ведущих стран, напомнил он, политика энергосбережения сводится к поддержке энергосервисных контрактов. В соседних субъектах, к примеру, также ведется работа: в Удмуртии заключено 57 подобных договоров, в Ульяновске — 131. В Татарстане, заявил он для сравнения, где также начата работа в этом направлении, заключено всего… четыре договора на модернизацию уличного освещения.

Очевидно, что в случае отказа минфина РТ финансировать проекты по энергосбережению результат 2016 года будет с точки зрения «энергоемкости» еще более аховым…

1/13
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
  • Сергей Афанасьев
Сергей Афанасьев, фото автора
Мартынов Евгений Васильевич

Новости партнеров