Новости

14:59 МСК
Все новости

Павел Шмаков: «В Финляндии школа ориентирована на самых слабых и тормозных»

Образование в Финляндии: ориентация на слабого, свободный учитель, три языка и престижные ПТУ

Павел Шмаков: «В Финляндии школа ориентирована на самых слабых и тормозных» Фото: prokazan.ru

Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков несколько лет проработал учителем в Финляндии, добившись известности не только на родине, но и за границей. Свою первую колонку в «Реальном времени» педагог посвятил сравнению двух систем школьного образования – российской и финской.

Образование, ориентированное на слабых

В России образование построено так, чтобы учить «верхние» 50-70% школьников – тех, кто хочет учиться, может учиться, тех, чьи родители хотят, чтобы они учились. Троечники образуют отдельную категорию детей, которых школа не любит.

Как правило, для российского учителя биологии ребенок, получающий «двойки» и «тройки» по его предмету, не только плохой ученик, но и плохой человек.

В Финляндии система устроена наоборот. Там в первую очередь обучают самых слабых, тормозных, объясняют 3-4 раза (сколько нужно), чтобы все, кто не мог понять, поняли.

Самым умным, естественно, скучно. При этом умным немножечко легче решить свои проблемы. Получается так, что школа в Финляндии добрая.

У них школа ориентирована на народ, прежде всего на самых слабых, обездоленных, глупых, тормозных. И получается так, что в школе нет плохих учеников. А на отличников не хватает денег и сил.

«У них школа ориентирована на народ, прежде всего на самых слабых, обездоленных, глупых, тормозных. И получается так, что в школе нет плохих учеников».
Фото telegraph.co.uk

У нас система ориентирована на самого сильного, поэтому в России с олимпиадными успехами намного лучше. Но когда проводятся международные тестирования по качеству образования, обычный финский школьник может лучше разобраться, как открыть счет в банке, как выбрать самого выгодного сотового оператора на свой телефон, и телефон там ребенок сам себе выбирает. У них обычный ребенок более продвинутый, чем наш.

«Там не проверяют учителей»

Второе принципиальное отличие в том, что в Финляндии в 1970-х годах отказались от системы РОНО. То есть там не проверяют учителей. Министерства у них есть, методические службы есть, а проверок нет. Идея в том, что раб работает хуже, чем свободный человек.

Учитель не готовит открытых уроков, как у нас. У них нет таких липовых вещей.

Но если педагог работает плохо, то возмутятся родители, проведут собрание. Общественность за этим смотрит. Учитель там работает свободно.

Трудный выбор: молоко или вода

Еще одно отличие поясню на примере. Сидят в детском садике двух-, трехлетние дети за столиком. К ним подходит воспитательница и спрашивает: «Дети, вам молочка или водички? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички, поднимите мизинчик». Дети напряженно думают и осуществляют выбор. Они еще говорить не умеют, но уже понимают что-то. Их учат выбору.

У нас в богатом детсаде будет стоять на столе молоко, вода и какао. В бедном садике ничего не будет стоять, им просто дадут что-то. Но выбора у детей нет, им просто будут давать что-то.

Причем это идет через все уровни. Например, моя дочка учится в седьмом классе, причем одновременно и здесь, и там. Два месяца она живет в Казани, потом три недели в Финляндии. Это тяжело, конечно, но пока получается – уже с третьего класса.

«Сидят в детском садике двух-, трехлетние дети за столиком. К ним подходит воспитательница и спрашивает: «Дети, вам молочка или водички? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички, поднимите мизинчик». Дети напряженно думают и осуществляют выбор. Они еще говорить не умеют, но уже понимают что-то. Их учат выбору». На фото — с дочкой в финском музее

Так вот, у них в седьмом классе начинается выбор – какие предметы изучать. То, что у нас происходит в десятом классе, у них происходит в седьмом-восьмом. И в России обычно формируется два десятых класса – физико-математический и социально-гуманитарный. Где-то бывает три, до шести вариантов. Но обычно формируется не больше трех классов.

У них ситуация не такая: каждый ребенок набирает себе предметы. И если три человека захотели в социально-экономический класс, а 15 – в гуманитарный, то курс социально-экономических предметов все равно будет. Разумеется, там у них есть и обязательные предметы.

Обязательное знание трех языков

Более того, с языками у них все очень здорово обстоит. Со второго класса они изучают один язык, с четвертого добавляется второй, с шестого добавляется третий. В седьмом-восьмом классе добавляется четвертый язык, не обязательный, по выбору.

В седьмом классе ты можешь выбрать вместо языка какую-нибудь технологию, углубленное изучение физики. То есть физика для ученика будет обязательная, а углубленное изучение – по выбору.

Дети в школе учат как минимум три языка – финский, шведский и английский.

Здесь в Казани у меня дочка училась в хорошей школе с английским уклоном. Когда она приезжала туда, тамошние финские дети знали английский лучше ее. Но количество часов на этот язык у них меньше.

«С языками у них все очень здорово обстоит. Со второго класса они изучают один язык, с четвертого добавляется второй, с шестого добавляется третий». Фото opetin.fi

А причина такого феномена проста. Когда в 1950-х годах стали переводить иностранные фильмы на родной язык, в России пошли по пути полного перевода и озвучки кино. И у нас хорошие иностранные фильмы смотрят на русском языке. У них зарубежные ленты смотрят с субтитрами – это намного дешевле, и при этом люди учат язык.

Профессиональные лицеи – это престижно

Любопытная для россиян там система образования. Начальная школа в Финляндии идет с первого по шестой класс. Средняя школа – с седьмого по девятый класс. Причем во всей стране начальные и средние школы равны. Там очень хорошие школы даже в самых маленьких деревушках.

После 9 класса ребята идут либо в лицеи, либо в профессиональные лицеи. И если у нас профлицеи, ПТУ считаются чем-то второсортным, то у них это не так. В их профлицеях фантастическое оборудование, туда вложено очень много денег. И у них равный выбор: кто хочет раньше зарабатывать, трудиться больше руками – идут в такие училища, а кому нужно академическое образование – идут в обычные лицеи.

Но вот лицеи у них разные по уровню: есть те, в которые огромный конкурс, где проходной балл повыше, есть где поменьше. То есть до 16 лет у них школы одинаковые. В газетах вы никогда не найдете рейтинга школ. А рейтинг лицеев есть.

Школьное образование у них заканчивается в 19 лет.

После лицея выпускники поступают в университеты. А после профессионального лицея они тоже поступают в университеты, но технические. У них нет второсортности технического образования.

«Нет никакого ЕГЭ»

В Финляндии нет никакого ЕГЭ. Разумеется, выпускные экзамены у них имеют место быть. Это своего рода портфолио: то, что ты заслужил за школьные годы, можешь предъявлять при поступлении в вуз. Дальше университет оценивает, брать тебя или не брать. Они обычно подают заявки в пять вузов – правила такие. И где у тебя хватает баллов, туда и поступаешь.

«После лицея выпускники поступают в университеты. А после профессионального лицея они тоже поступают в университеты, но технические. У них нет второсортности технического образования». Фото finland.fi

Высшее образование доступно всем категориям детей.

После любого университета можно защищать диссертации – как в академической сфере, так и в области сварки, например.

Их образование интегрировано в европейскую систему, их дипломы спокойно признаются во всей Европе.

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков – российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 15 февр
    Дочау жалко. С одной стороны, ей повезло и она будет очень развита, учась в разных школах в разных странах, с другой, этт ведь очень тяжело так быстро перестраиваться!
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    в жизни самое главное качество уметь быстро перестраиваться, так что, хоть это и стресс, особенно для ребенка, в будущем ей будет намного легче приспособиться + знание языков, так что в какой-то мере ей можно только позавидовать и порадоваться за нее
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    нельзя только порадоваться за ее нервное истощение. нельзя так с детьми
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    отличный блог
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    любопытная там система. автор считает, что ориентация на сильного - это плохо, а на слабого - хорошо? весьма спорно
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    согласен с автором: при таком раскладе, когда ориентация на слабого, можно выучить всех детей хорошо, а у нас лучшими становятся единицы, благодаря своим талантам, а остальные так и остаются троечниками, которым потом ох как сложно устроиться в жизни. финская система более гуманная. правда, стоило бы самых умных и успевающих детей собрать отдельно и обучать на высшем уровне
    Ответить
    Анонимно 16 февр
    "любопытная там система. автор считает, что ориентация на сильного - это плохо, а на слабого - хорошо? весьма спорно" Автор считает, что хорошо, когда дети в школе счастливы. Это один из важнейших принципов работы школы СОлНЦе в Казани (причем здесь - с ориентацией на сильного). Важно, чтобы в школе не было изгоев, не было обделенных, не было униженных...
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    тоже что ли отправить ребенка к финнам учиться
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    Всё для людей.
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    он сам-то выглядит измотанным и усталым, и то же хочет с дочкой сделать! мне вот интересно, как его жена, мать девочки, на это смотрит?
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    Хочу в Суоми!!!
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Если бы Россия была бы размером с финляндию, то ЕГЭ бы тоже не понадобилось. ЕГЭ рассматривается как форма борьбы с коррупцией в образовании. Есть другие варианты, к примеру засчитывать результаты школьных экзаменов при поступлении в институт, но контролировать их будет думаю тяжелее. Московские институты, для отсеивания ненужного контингента на вступительных экзаменах, выставляют вопросы вне школьной программы. Кто не учился на их подготовительных курсах был обречён на провал.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии