Дольщикам «ФОНа» предложили скинуться на страховку
Группа Анатолия Ливады договорилась об обязательном страховании ответственности застройщика, но денег на его оплату, похоже, нет
Как стало известно «Реальному времени», терпящей бедствие группе «ФОН» удалось договориться о сотрудничестве с одной из страховых компаний. Теперь проблемный застройщик формально может вновь беспрепятственно заключать договоры долевого участия. Но есть одно «но»: оплачивать страховые взносы руководство «ФОНа» просит самих дольщиков, тогда как, согласно действующему законодательству, делать это должен застройщик. В ситуации разбирались корреспонденты «Реального времени».
Бесстрашный страховщик
Как стало известно «Реальному времени», несмотря на серьезные финансовые проблемы и угрозу банкротства, строительной компании «ФОН» удалось найти страховщика. Им стала «Региональная страховая компания» (РИНКО). Правда, радостная, на первый взгляд, новость рискует обернуться новой головной болью для дольщиков. Но обо всем по порядку.
Напомним, что, согласно изменениям в законодательстве, заниматься страхованием гражданской ответственности застройщика могут только компании, которые попали в список, опубликованный Центробанком РФ в октябре прошлого года. «Страховая инвестиционная компания» (СТИНКО), сотрудничавшая с крупнейшими строительными компаниями Казани, не попала в этот список. Впрочем, «ФОН» лишился страховщика гораздо раньше: СТИНКО расторгла с ним договор в одностороннем порядке еще в мае прошлого года, то есть до вступления в силу поправки.
«В договоре был такой пункт, что застройщик должен предупредить страховую компанию об увеличении рисков. А «ФОН» не уведомил о том, что 22 мая Сбербанк подал в арбитраж на банкротство. Насколько мне известно, компании, которые на тот момент были на рынке, не хотели работать с «ФОНом». Сами понимаете, брать утопленную лодку себе на баланс не было смысла», — откровенно рассказывал в общении с корреспондентом «Реального времени» руководитель «Инвестиционной страховой компании — Казань» Руслан Загитов.
Ко времени встречи представителей минстроя РТ с дольщиками «ФОНа», которая прошла в ноябре прошлого года, 16 из 20 страховых компаний уже отказались сотрудничать с застройщиком. Тогда на благополучный исход надеялись мало, и в правительстве даже обещали протянуть руку помощи: Ирек Файзуллин заявлял, что, если от застройщика откажутся все страховщики, за него придется поручиться республике либо «АК БАРС» Банку. Напомним, что поручительство банка — альтернатива страхованию у коммерческого страховщика. Правда, застройщики к нему практически не обращаются, поскольку банки не хотят давать свои гарантии из-за высоких рисков, которые их подстерегают.
Но помощь правительства не понадобилась: в «Региональной страховой компании» нам подтвердили факт сотрудничества с «ФОНом» и рассказали, что полисы начали выписываться уже в ноябре 2015 года. При этом, по словам сотрудника компании, «полисов было выписано много».
«Мы ничего с дольщиков не взимаем»
Казалось бы, проблема решена: страховщик найден, а значит можно оформлять договоры долевого участия. Но тут выяснилось, что их оформление должно новым бременем лечь на плечи дольщиков, недовольство, если не сказать отчаяние которых растет с каждым днем, — руководство «ФОНа» предложило оплатить страховку будущим жителям. Но дольщики, закаленные в многолетних битвах за квартиры, в этот раз не стушевались и обратились в страховую компанию, где им ответили, что сами покупатели ничего платить не должны. Аналогичный ответ получил и корреспондент «Реального времени».
«За это платит застройщик. Отдельно полис дольщики не должны оплачивать за свой счет. Мы ничего с дольщиков не взимаем, мы ведем взаиморасчет только с застройщиком. Это регламентирует сам застройщик, но такого, чтобы мы выставляли счет, нет», — пояснили в «Региональной страховой компании».
Незаконность взимания платы с дольщиков подтвердили и в минстрое РТ.
«В соответствии со ст. 15.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» застройщик в порядке и на условиях, которые установлены законом, до государственной регистрации договора, заключенного с первым участником долевого строительства, за свой счет осуществляет страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче жилого помещения по договору. Оплата каких-либо страховых взносов участниками долевого строительства законом не предусмотрена», — следует в полученном нами официальном ответе.
С миру по нитке
Впрочем, «ФОН» и не предлагает взаимодействовать дольщикам со страховщиком — деньги он готов собирать с будущих жителей сам.
«Страховка — это самый больной вопрос. Нам сказали, что начальство приняло решение, что мы должны оплатить страховку сами. Они хотят, чтобы мы перечисляли деньги в «ФОН», потому что напрямую страховку нельзя платить», — сообщила в ходе беседы с корреспондентом «Реального времени» дольщица, представившаяся Динарой.
Но на сей раз дольщики настроены решительно и раскошеливаться снова не хотят. Как рассказала наша собеседница, если страховой взнос за однокомнатную квартиру составляет 16 тыс. рублей, то для трехкомнатных квартир эта сумма возрастает до 36 тыс. рублей. По расчетам самих дольщиков, с дома №2 ЖК «МЧС» руководство «ФОНа» может собрать до 11 млн рублей. Никакой уверенности в том, что «ФОН» перечислит эти деньги в страховую компанию, у дольщиков нет. Кроме того, они опасаются, что через месяц после регистрации ДДУ страховая компания может расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке, как это уже случилось раннее.
Редакция обратилась за комментарием в офис компании «ФОН». Но там нам посоветовали обратиться к Диане Ахметзяновой. На замечание, что Ахметзянова задержана и находится под стражей, нам ответили, что информацию в офисе получают только из СМИ.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.