ТАИФ-НК: индикатор развития татарстанской нефтепереработки
В течение многих лет Татарстан, обладая большими запасами углеводородного сырья и лидируя по объемам нефтедобычи, был просто поставщиком сырьевых ресурсов другим регионам и зарубежным странам. Отсутствие полноценной нефтеперерабатывающей отрасли не лучшим образом сказывалось на экономике региона. Первыми воплощать идею строительства полноценного НПЗ начали специалисты ТАИФа. С какими показателями сегодня, спустя 18 лет, 100-процентная «дочка» ТАИФ-НК занимает восьмое место среди нефтеперерабатывающих заводов России по глубине переработки сырья, когда завершится стройка века — возведение нового промышленного комплекса, и о многом другом читайте в очередном материале спецпроекта «ТАИФ-25», приуроченного к юбилейному году группы компаний.
Точки роста
Необходимость строительства собственного нефтеперерабатывающего предприятия возникла в республике с началом промышленного освоения нефтяных месторождений. Первоначальный план разрабатывался еще в сороковые годы по решению правительства СССР. Но первыми воплощать идею строительства полноценного НПЗ на основе установки первичной переработки нефти начали именно специалисты ТАИФа и именно в 1997 году, который был едва ли не самым сложным для нефтедобывающей промышленности: тогда мировые цены на нефть упали до рекордно низкого уровня. Но ситуация заставляла действовать решительно: во-первых, нужно было продолжить обеспечение в необходимых объемах сырьем — прямогонным бензином — действующие нефтехимические производства ОАО «Нижнекамскнефтехим», во-вторых, возросла потребность Татарстана в авиакеросине и дизельном топливе, соответствующем требованиям евростандарта.
Для воплощения намеченных идей ТАИФ взял в аренду у ОАО «Нижнекамскнефтехим» установку первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7, имевшую изношенные производственные мощности, и зарегистрировал на нижнекамской промплощадке дочернюю компанию — ТАИФ-НК. Глубина переработки нефти на установке в тот период не превышала 35%. Чтобы достаточно старая установка, являющаяся основой производственной схемы, не создавала проблем, ТАИФ-НК ее модернизировал. Реконструированная ЭЛОУ-АВТ-7 является первым технологическим звеном базового комплекса нефтеперерабатывающего производства. Результаты модернизации не заставили себя долго ждать. Уже на следующий год количество перерабатываемой нефти было увеличено до уровня проектной мощности установки. Была также увеличена выработка светлых нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива и прямогонного бензина.
А после этого, предотвращая последствия кризиса, охватившего экономику в 1998 году, ТАИФ поставлял продукты нефтепереработки для нужд сельского хозяйства и промышленных объектов на кредитной основе по ценам значительно ниже рыночных. «Поддержав нефтяников, сельских производителей, энергетиков, ТАИФ принял на себя предельные нагрузки, — вспоминает генеральный директор холдинга Альберт Шигабутдинов. — Мобилизовав все свои силы и возможности, мы все же сумели сработать рентабельно».
Вывести на новый уровень
Нижнекамский НПЗ — не просто крупный инвестиционный проект. Это проект, который вывел промышленность Татарстана на новый уровень. И чтобы вытянуть такую масштабную стройку, свои усилия объединили ОАО «ТАИФ», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Татнефть».
ОАО «ТАИФ» в 2005 году компенсировало затраты ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Татнефть» на строительство комплекса гидроочистки средних дистиллятов, установки висбрекинга, установки получения неокисленных дорожных битумов, узла приготовления и хранения реактивного топлива и склада серы. «Этот шаг явился первым этапом создания в нашей республике полноценного нефтеперерабатывающего завода, и был он сделан нами исключительно в интересах Татарстана», — говорит генеральный директор холдинга.
К этому времени глубина переработки нефти достигла 63%. ТАИФ-НК вплотную занялся дальнейшей модернизацией и развитием НПЗ. Проект охватывал комплекс гидроочистки средних дистиллятов, установку висбрекинга, вакуумный блок, битумный блок, битумную установку, установку выделения серы «Клаус». В состав проектов на каждую установку входила разветвленная инфраструктура по обеспечению хранения и отгрузки нефтепродуктов, а также современные природоохранные объекты.
Как сэкономить $520 млн
На первых порах линейка выпускаемой продукции ТАИФ-НК была очень короткой: прямогонный бензин и высокосернистое котельное топливо. Со временем был взят курс на углубление нефтепереработки и наращивание ее объемов. В 2003 году, параллельно работам по модернизации и развитию НПЗ, началось строительство сразу двух крупнотоннажных производств: установки по производству бензинов и установки по переработке газового конденсата. Оба были введены в эксплуатацию зимой 2005 года. А через пару месяцев была получена первая партия бензинов, соответствующих всем проектным требованиям. «И кстати, завод бензина на самом деле — это мощная установка каталитического крекинга. Первые предложения, поступившие нам от компаний, желающих участвовать в этих проектах, были на $650 млн. Над этим проектом мы работали с 1997 года, начали реализацию в 2003 году. И мы его реализовали на $130 млн. Никто не верил, что такое возможно, но мы реализовали», — рассказывает Альберт Шигабутдинов.
В 2006 году, за счет выхода новой установки по переработке газового конденсата на проектные показатели, общая мощность предприятия по сырью была увеличена на 1 млн тонн в год. И уже к 2007 году компания значительно расширила ассортимент выпускаемой продукции: теперь в нее входили сырье для нефтехимии, авиакеросин, технический керосин, дизельное топливо, автобензины Евро-2 и Евро-4. В 2008-м ТАИФ-НК одним из первых в России полностью перешел на выпуск автомобильных бензинов стандарта Евро-4.
Сегодня в структуре ТАИФ-НК выделяются два крупных блока. Первый — нефтеперерабатывающий завод, в состав которого входят: установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7; комплекс гидроочистки средних дистиллятов, который может перерабатывать более 600 тыс. тонн в год прямогонного керосина по технологии ABB Lummus Global с получением авиационного топлива и производить 2,3 млн тонн в год средних дистиллятов по технологии SHELL (до реконструкции было 1,4 млн тонн) c выпуском дизельного топлива Евро-5; установка висбрекинга, перерабатывающая тяжелые остатки нефтепереработки в дополнительные нафту и мазут, а также битумное производство, основанное на технологии «Битурокс». Второй блок — завод бензинов, включающий в себя установку каталитического крекинга вакуумного газойля, установку по переработке газового конденсата и установки по производству высокооктановых компонентов автомобильных бензинов (МТБЭ и ТАМЭ). Глубина переработки нефти на сегодняшний день достигла 74,5%.
Надежный фундамент для «тяжелой» переработки
На сегодняшний день главным проектом развития группы компаний «ТАИФ» является завершение строительства и пуск в промышленную эксплуатацию Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО). Поздней осенью 2012 года в Нижнекамске начались работы по заключению контрактов на проектирование, поставку оборудования и строительство. Это первое в России и самое крупное в мире производство на основе технологии Veba Combi Craсking (VCC), лицензионное соглашение на которую было подписано с компанией Kellogg Brown & Root LTD — на основе этой же технологии в недавнем прошлом завершено строительство двух небольших, во много раз менее мощных по количеству перерабатываемого сырья в сравнении с ТАИФ-НК заводов в Китае. Компания Kellogg Brown & Root LTD, кроме того, осуществила базовое проектирование установки. Контракт на детальное проектирование, изготовление и поставку оборудования для установки VCC был заключен с японской компанией Mitsui & Co Toyo Engineering Corporation. Также оборудование для установок комплекса поставлялось в рамках контрактов на поставку разработчиками проектов компаниями KBR (США), KNM Process Systems (Малазия), Linde AG (Германия).
Однако этому предшествовала очень большая работа. Поиски технологии переработки тяжелых остатков специалисты группы компаний вели с 2004 года. Наиболее активный поиск технологий по переработке тяжелых остатков от переработки нефти пришелся на период 2009-2011 годов. Были изучены методы десятков передовых заводов и технологий по всему миру. В процессе поиска приемлемой технологической схемы комплекса в различное время были проработаны технико-экономические обоснования (ТЭО) КГПТО следующих компаний: ABB Lummus Global Inc, ОАО «Гипрокаучук» (1999 г.), FOSTERWHEELERFRANCE (2001-2005 гг.), LGEngineering&Construction (2004-2005 гг.), ОАО «ВНИПИнефть», ОАО «ВНИИ НП» (2006 г.), GS Engineering&Construction (2006-2007 гг.), Chevron Lummus Global LLC (2007 г.), Chiyoda Corporaition (2007 г.), Lurgi AG (2007 г.). И окончательный выбор был сделан в 2011 году.
Вообще, технология VCC существует с 30-х годов прошлого столетия и была разработана в Германии для переработки каменного угля в автобензин при давлении 750 атмосфер. Позже эта технология, способная перерабатывать широкий спектр видов тяжелого сырья, но при высоком давлении, была забыта: в то время добывалось достаточно легкой нефти, получение из которой легких нефтепродуктов не требовало специальных технологий и, главное, стоило гораздо дешевле. Однако в начале нулевых компания BP вернулась к этой технологии, обновив ее. В результате сегодня стало возможным перерабатывать тяжелое сырье при значительно более низком давлении в 210 атмосфер. В 2010 году компания BP передала американской компании KBR право на распространение лицензии и технологии по всему миру.
Сегодня на строительной площадке работы по строительству КГПТО идут самыми высокими темпами. За прошедший год активных строительных работ на КГПТО уже возведено более 23 тыс. тонн металлоконструкций, залито более 160 тыс. кубометров бетона, смонтировано более 290 единиц различного оборудования. В целом для установки VCC выполнено уже порядка 70% монтажных работ по металлоконструкциям и оборудованию. На строительстве комплекса задействованы более 3,4 тыс. специалистов иностранных и российских монтажных организаций.
Яркое событие с начала строительства будущего комплекса произошло в сентябре 2014 года, когда на строительную площадку прибыл самый тяжелый груз — 40-метровый реактор гидрокрекинга. Его перевозка из Индии в Нижнекамск стала новым мировым рекордом, вошедшим в книгу рекордов Гиннесса. Такие гигантские по весу грузы (почти 1,4 тыс. тонн) прежде никогда не переправлялись по реке.
Обращает на себя внимание география изготовителей оборудования для КГПТО: тут представлены компании, известные во всем мире и имеющие большой опыт в производстве оборудования при создании крупнейших нефтеперерабатывающих и нефтехимических установок в мире.
Так, реакторное оборудование было изготовлено компанией Larsen & Turbo (Индия), уникальные поршневые компрессора — компанией HTC (Нидерланды), центробежный компрессор — компанией Hitachi (Япония), лицензионные сепараторы — компанией ATB RIVA (Италия), колонное оборудование — южнокорейскими компаниями Doocan, Wooyang, DKT, насосы высокого давления изготавливались компаниями Flowserve (Нидерланды), EBARA (Япония), PERONI (Италия), аппараты воздушного охлаждения изготовлены компанией KHE (Южная Корея).
Ежегодно ТАИФ-НК перерабатывает 8,4 млн тонн нефти и газового конденсата, получая без малого 2,5 млн тонн темных нефтепродуктов, которые занимают практически треть от всего объема товарной продукции. Их и будут направлять на КГПТО для дальнейшей переработки в светлые нефтепродукты. Значительная роль в этом процессе отведена специальной высокопористой добавке.
После трехступенчатой конверсии тяжелых остатков в синтетическую нефть по технологии VCC (Veba Comby Cracking), которая составит 95%, продукт подвергнется стандартному процессу гидрокрекинга на неподвижном слое катализатора, конечным результатом которого станут высокоприбыльные светлые нефтепродукты: нафта, керосин, дизельное топливо экостандарта Евро-5, а также очищенный вакуумный газойль, являющийся основным сырьем для производства бензина Евро-5. Их дальнейшая реализация, по подсчетам, сможет принести ТАИФ-НК практически двукратное увеличение прибыли при переработке тех же 8,4 млн тонн нефти и газового конденсата в год. Процесс переработки нефти станет близким к безотходному. А на предприятии появится около 700 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Будущий комплекс позволит повысить производство и реализацию прямогонного бензина, сжиженных углеводородных газов (сырья для производства этилена, каучуков предприятий нефтехимического комплекса), увеличить производство дизельного топлива, соответствующего требованиям экологического стандарта Евро-5, а также улучшить экологическую обстановку в регионе. Ведь уникальность комплекса глубокой переработки тяжелых остатков заключается не только в его технологии, но и в минимальной степени воздействия на окружающую среду. Еще на стадии проектирования ведущими мировыми инжиниринговыми компаниями, привлеченными к созданию комплекса, были учтены все экологические факторы, стандарты и требования, которые сегодня предъявляются к промышленным объектам в России. Поддерживать высокий экологический стандарт нового производства помогут и биологические очистные сооружения. Их модернизация ведется параллельно со строительством КГПТО.
Реалии сегодняшнего дня
Для успешной реализации проекта, который имеет большое значение для экономики не только Татарстана, но и России, требуется и серьезное финансирование. В начале этого года ТАИФ-НК развернул кампанию по привлечению банковских средств на окончание своей стройки века, сметная стоимость которой оценена в $1,7 млрд. Из них 53% уже профинансированы за счет собственных средств предприятия. Столь необходимые кредитные соглашения были подписаны летом 2014 года. Так «Альфа-Банк» предоставил ТАИФ-НК заемные средства в размере $600 млн сроком на 5 лет. Кроме того, ОАО «ТАИФ-НК» и Raiffeisen Bank International AG подписали кредитные договоры о предоставлении долгосрочного кредита сроком на 8 лет на сумму 60 млн евро под гарантию экспортного кредитного агентства Euler Hermes. Финансирование позволит компании гарантированно завершить капиталоемкий проект в предусмотренные сроки — к осени следующего года. К этому периоду кроме технологических установок планируется построить ряд объектов общезаводского хозяйства и сделать реконструкцию товарно-сырьевых парков.
Сегодня ТАИФ-НК занимает восьмое место среди российских нефтеперерабатывающих заводов, достигнув уровня 74,5% по глубине переработки сырья — главный показатель производственно-технической эффективности компании. При этом по результатам 2014 года средняя загрузка производственных мощностей составила 100,93%. Благодаря этому было произведено и реализовано товарной продукции на 132 млрд рублей, а чистая прибыль составила 10,7 млрд рублей. Успешная производственная деятельность напрямую отразилась на финансовых результатах работы. Показатель EBITDA вырос на 10,6% — до 15,9 млрд рублей. Наряду с этим ТАИФ-НК перечислил в бюджеты всех уровней налогами и сборами 61,7 млрд рублей, в том числе в бюджет Татарстана — 4,1 млрд рублей. Заметим, что по сравнению с предыдущим годом налоговые платежи компании увеличились на 9 млрд рублей или на 17%.
Демонстрируемое со дня основания поступательное развитие ТАИФ-НК направлено на удовлетворение значительной части возрастающего спроса на продукцию нефтепереработки. Если годом ранее на экспорт было отправлено 4,8 млн тонн нефтепродуктов, то по итогам 2014 года объем реализации за рубеж увеличился до 5,3 млн тонн. Также в прошлом году была продолжена программа развития розничной сети АЗС, работающей под брендом «ТАИФ-НК». Число заправок достигло 38 единиц.
ТАИФ-НК имеет ряд принципиальных отличий от других НПЗ России. Абсолютное большинство нефтеперерабатывающих производств в стране ориентировано на выпуск исключительно моторных топлив. ТАИФ-НК работает одновременно в двух направлениях: обеспечивает высококачественное сырье для нефтехимии и выпускает не менее высококачественное топливо. При этом предприятие является одним из нескольких в Татарстане и в России переработчиков самой тяжелой и высокосернистой нефти. На эту тему первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем интервью, посвященном 25-летию холдинга, сказал: «ТАИФ сидит на пороховой бочке». В том смысле, что переработка высокосернистой нефти приводит к нерегулируемому, нерассчитанному износу. «Они почему занимаются углубленной переработкой и новыми технологиями? Потому что износ их оборудования очень большой. Я их понимаю, хоть они и рискуют сильно, вкладывая огромные инвестиции, но иначе не жить или долго не жить», — объяснил Минтимер Шаймиев.
Активная позиция коллектива компании, направленная на своевременную модернизацию и развитие производств нефтеперерабатывающего завода и завода бензинов, позволяет ТАИФ-НК, несмотря на непростые внешние факторы, увеличивать объемы переработки сырья и наращивать финансовые результаты, укрепляя экономику региона за счет последовательной реализации выверенной стратегии развития.
Фото представлено пресс-центром ОАО «ТАИФ»
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.