Газомоторное топливо в России: сдерживать цены или субсидировать покупку авто?
До 2020 года в развитие газомоторного топлива в России вложат 140 млрд рублей
Масштабная программа по развитию газомоторного топлива в России упирается в ряд трудностей: с одной стороны это несовершенство законодательства, которое сдерживает строительство заправок, а с другой — в господдержке нуждаются как покупатели техники на газу, так и строители заправок. Власти ведут дискуссии о том, кто получит субсидии первым, однако отказываться от программы не намерены: газ должен заменить 15% жидкого топлива, которое можно будет экспортировать, а вредные выбросы в атмосферу сократятся на 15 тыс тонн к 2020 году.
Россия — первая в мире по добыче газа, но 16 я — по потреблению газомоторного топлива
Программу развития газомоторного топлива комитет Госдумы РФ по энергетике обсуждал на выездном заседании в Казани без малого 2,5 часа. Напомним, Казань выбрана местом обсуждения не случайно: именно Татарстан стал пилотным регионом по внедрению сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива, которая реализуется с 2013 года. А до конца года представить аналогичные меры должен каждый регион.
Программа рассчитывает, что к 2020 году по всей России будет потребляться от 20 до 30 млрд кубометров газа в качестве топлива. «Перевод транспорта на природный газ может потенциально высвободить до 10 млн тонн нефтепродуктов для продажи на внешнем рынке. Газ может заместить 15% топлива и эта задача на ближайшие десятилетия», — рассказал замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Он напомнил, что в мире потребление газа растет в среднем на 23% в год и сейчас работает порядка 30 млн единиц техники на газу. В России же ежегодно потребляется 390 млн кубометров газомоторного топлива, по этому показателю страна на 16 месте в мире. При этом, что по добыче газа — на первом, подчеркнул Молодцов.
Заместитель директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Максим Лобанов заявил, что до 2020 года в рынок газомоторного топлива планируется инвестировать 140 млрд рублей, из них 90 млрд — внебюджетные источники. Примерно столько же будет направлено на субсидирование приобретения техники на газу, остальное — на развитие заправочной инфраструктуры. Но экономически обоснованный уровень загрузки заправок обеспечен не будет, признает он. Как правило, необходимо 200-300 автомобилей на заправочную станцию, а в большинстве субъектах сейчас — не более 100. При этом темпы обновления техники невысокие, всего 3-4% в год.
Загрузка газовых заправок менее 23%
Реализация программы поможет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу к 2018 году на 15 тыс тонн в год. Помимо экологических эффектов есть и экономические: снижение затрат на приобретение моторного топлива и замена его газомоторным позволит сэкономить к 2020 году более 16,5 млрд рублей льгот. Кроме того, газ рассматривается как альтернатива некачественному бензину. Порядка 21% топлива на рынке имеет нарушения по физико-химическим свойствам, то есть почти каждый пятый литр бензина может привести к остановке двигателя. Основные нарушения связаны с превышением уровня серы в топливе. Что говорит о его плохом качестве и непонятном происхождении. Всего в стране более 21 тыс АЗС, из них ежегодно проверяется около 5 тыс. объектов и на трети выявляются нарушения. Самый радикальный способ борьбы с контрафактом — газомоторное топливо, отмечает глава думского комитета Павел Завальный.
Тем не менее, в популяризации газомоторного топлива власти столкнулись с так называемым эффектом курицы и яйца: потребители неохотно приобретают технику на газу, поскольку для нее недостаточно инфраструктуры, а строить новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС) не позволяют более чем скромные доходы от продажи газа. Так, сейчас в России всего 250 АГНКС со средней загрузкой 22,8%, а экономически обоснованная для них загрузка 60-70%. «Большинство построены в 70-е годы, 65% из них требуют инвестиций. Инвесторам нужны гарантии, которые будут нивелировать риски высоких финансовых вложений», — констатирует гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.
Еще одним препятствием для строительства АНГКС является то, что их класс опасности выше, чем у обычных АЗС, из-за чего их по закону нельзя устанавливать в черте города, а также оборудовать уже привычной для традиционных заправок инфраструктурой, такой как магазины и кафе. Однако, современные технологии сделали их «не опаснее домашней газовой плиты», уверяет Завальный. По его словам, в первом чтении принят законопроект по исключению АНГКС из перечня опасных объектов, что позволит размещать их на объектах уже существующих АЗС, что удешевит и облегчит процесс.
«Автоваз» начнет выпускать газобаллонные «легковушки»
Сейчас основные усилия правительства направлены на стимулирование спроса на газомоторную технику: за 2,5 года по программе минпромторга РФ было приобретено порядка 3 тыс единиц. Однако, программа предполагает и софинансирование со стороны регионов, с чем в условиях кризиса многие не справляются. «Часто субъекты теряют возможности по обновлению парка и есть в прошлом году было в 2 раза больше заявок, то в этом году субъекты уже теряют возможность обеспечивать эти заявки», — констатировал Лобанов.
«Мы предлагаем увеличить размер субсидий на единицу техники, потому что большое количество комплектующих у автомобилей импортного происхождения и техника уже выросла в цене от 17 до 43%, поэтому мы предлагаем среднюю ставку по субсидированию 30%. Кроме того, мы предлагаем включить в перечень субъектов для субсидирования легковые газобаллонные автомобили, фактически это поддержка «Автоваза». Мы посчитали, что 30-50 тыс. рублей на единицу техники подстегнет интерес к автомобилям. Потенциал производства — около 5 тыс. автомобилей в год. Можно с этого начать, начиная с 2016 года», — говорит чиновник. По его словам, скоро будет выпущена на рынок опытная партия «Автоваза» из 300 машин на газу. Молодцов пообещал лично купить и опробовать новинки.
Помимо этого, Лобанов напомнил о необходимости механизма распределения невостребованных остатков субсидий. В этом году от регионов в федеральный бюджет вернется порядка 400 млн рублей.
Депутат Альфия Когогина и вовсе предложила выделить субсидирование техники на газу в отдельную госпрограмму. «Сейчас программа «рваная»: мы выделяем средства в 2012 году, тратим в 2013, выделяем в 2014 году, реализуем в 2015-м. На следующий год есть порядка 3 млрд в бюджете на эти цели. Эта программа нужна для выполнения распоряжения Медведева и она может считаться антикризисной. Я бы предложила ее как отдельную программу до 2018-2020 года выделить с ежегодным выделением средств», — заявила она. Напомним, что Когогина является супругой гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, чье предприятие стало одним из первых партнеров «Газпром газомоторное топливо» в распространении газомоторного топлива: к 2018 году автозавод переведет на газ все автомобили внутреннего пользования.
Снижать цены на газ или субсидировать покупку техники?
С начала года цена на газовое топливо в среднем по регионам выросла на 2,5%. Однако, власти опасаются, что в непростых условиях цена может возрасти, поскольку сейчас никакого законодательного регулирования не предусмотрено. Когогина поставила под сомнение необходимость такой «свободы». «Вопрос стоимости требует широчайшего обсуждения. Как бы у нас не получилось, что мы зарежем корову, которая еще не родилась. Перевозчики, с которыми мы общаемся, имеют четкое промышленное обоснование того, что если топливо будет стоить дороже 40% стоимости дизеля, то экономическая выгода от его применения будет сведена к нулю», — отметила она.
«Политика вице-премьера Аркадия Дворковича такая: если у нас программа будет тормозиться тем, что потребители не хотят по таким ценам (я прежде всего обращаюсь к «Газпрому» и компаниям-недропользователям), то вопрос возврата к регулированию будет вновь поставлен. Решение пока не окончательное и зависит от того, как рынок будет предлагать потребителю продукты», — ответил Молодцов.
Но за продавцов газа вступился Завальный. «Мы развиваем рыночную экономику: конкуренция — основа всего», — напомнил он. По его словам, регулирование может быть разным: в интересах потребителя или производителя, но России нужна золотая середина. «Если мы будем устанавливать привязку к солярке в интересах потребителя, то надо субсидировать строительство АНГКС. Более эффективно — помогать потребителю и производителям техники, которые переводят ее на газ. В моем понимании и у «Газпрома», и у других производителей (топлива — прим. ред.), потенциала гораздо больше, чем у тех, кто строит. Сейчас ситуация сложная: введены дорожные сборы. Стимулировать их переходить на газомоторное топливо сейчас выгодно, если вы снизите их издержки», — заявил он, имея в виду, что нужно создавать условия для покупателей автомобилей на газу.
«За 23 года действия ограничительных мер КПГ так и не обрел популярности при цене в 2-3 раза ниже бензина. Значит, только ограничение цены не решит проблему, надо развивать инфраструктуру», — возразил ему Лихачев. Он уверил, что и сейчас, при рыночном образовании резкий скачок цен на компримированный газ невозможен, поскольку операторы заинтересованы в привлечении и так немногочисленных клиентов и конкурируют за них. Лихачев напомнил, что по программе к 2020 году более 50% техники в городах-миллионниках должно быть на газу. Но первые 2 года реализации программы показали, что для этого нужно менять законодательство, например ввести ограничения на использование нефтепродуктов на территории крупных городов, введение платы за выпуск вредных веществ в атмосферу.
«Нужно справедливое распределение субсидий. Предлагаю рассматривать обязательные варианты для производителей производства газовой техники, 5-10%», — предложил Завальный.
Высказали свои предположения и участники от Татарстана. Так, вице-премьер РТ Шамиль Гафаров рассказал, что в начале реализации программы республика потребляла 4,5 млн кубов газа, но по итогам года этот показатель составит уже 16-17 млн. «Загрузка тоже малая: около 20%. Но если мы их строить не будем, работа в этом направлении идти не будет», — заявил он и предложил разработать программу субсидирования автомобилей на газу и для физлиц. Глава компании «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков отметил, что нельзя забывать про агропромышленный комплекс и субсидировать и сельхозтехнику на газу. Кроме того, несмотря на очевидную экономию на стоимость топлива, техника на газу дороже, напомнил он. «У нас душа такая, хотим сейчас, а не потом. Потому эта техника должна быть не дороже обычной», — призвал он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.