Новости раздела

Газомоторное топливо в России: сдерживать цены или субсидировать покупку авто?

До 2020 года в развитие газомоторного топлива в России вложат 140 млрд рублей

Масштабная программа по развитию газомоторного топлива в России упирается в ряд трудностей: с одной стороны это несовершенство законодательства, которое сдерживает строительство заправок, а с другой — в господдержке нуждаются как покупатели техники на газу, так и строители заправок. Власти ведут дискуссии о том, кто получит субсидии первым, однако отказываться от программы не намерены: газ должен заменить 15% жидкого топлива, которое можно будет экспортировать, а вредные выбросы в атмосферу сократятся на 15 тыс тонн к 2020 году.

Россия — первая в мире по добыче газа, но 16 я — по потреблению газомоторного топлива

Программу развития газомоторного топлива комитет Госдумы РФ по энергетике обсуждал на выездном заседании в Казани без малого 2,5 часа. Напомним, Казань выбрана местом обсуждения не случайно: именно Татарстан стал пилотным регионом по внедрению сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива, которая реализуется с 2013 года. А до конца года представить аналогичные меры должен каждый регион.

Программа рассчитывает, что к 2020 году по всей России будет потребляться от 20 до 30 млрд кубометров газа в качестве топлива. «Перевод транспорта на природный газ может потенциально высвободить до 10 млн тонн нефтепродуктов для продажи на внешнем рынке. Газ может заместить 15% топлива и эта задача на ближайшие десятилетия», — рассказал замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Он напомнил, что в мире потребление газа растет в среднем на 23% в год и сейчас работает порядка 30 млн единиц техники на газу. В России же ежегодно потребляется 390 млн кубометров газомоторного топлива, по этому показателю страна на 16 месте в мире. При этом, что по добыче газа — на первом, подчеркнул Молодцов.

Заместитель директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго России Максим Лобанов заявил, что до 2020 года в рынок газомоторного топлива планируется инвестировать 140 млрд рублей, из них 90 млрд — внебюджетные источники. Примерно столько же будет направлено на субсидирование приобретения техники на газу, остальное — на развитие заправочной инфраструктуры. Но экономически обоснованный уровень загрузки заправок обеспечен не будет, признает он. Как правило, необходимо 200-300 автомобилей на заправочную станцию, а в большинстве субъектах сейчас — не более 100. При этом темпы обновления техники невысокие, всего 3-4% в год.

Загрузка газовых заправок менее 23%

Реализация программы поможет снизить выбросы вредных веществ в атмосферу к 2018 году на 15 тыс тонн в год. Помимо экологических эффектов есть и экономические: снижение затрат на приобретение моторного топлива и замена его газомоторным позволит сэкономить к 2020 году более 16,5 млрд рублей льгот. Кроме того, газ рассматривается как альтернатива некачественному бензину. Порядка 21% топлива на рынке имеет нарушения по физико-химическим свойствам, то есть почти каждый пятый литр бензина может привести к остановке двигателя. Основные нарушения связаны с превышением уровня серы в топливе. Что говорит о его плохом качестве и непонятном происхождении. Всего в стране более 21 тыс АЗС, из них ежегодно проверяется около 5 тыс. объектов и на трети выявляются нарушения. Самый радикальный способ борьбы с контрафактом — газомоторное топливо, отмечает глава думского комитета Павел Завальный.

Тем не менее, в популяризации газомоторного топлива власти столкнулись с так называемым эффектом курицы и яйца: потребители неохотно приобретают технику на газу, поскольку для нее недостаточно инфраструктуры, а строить новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС) не позволяют более чем скромные доходы от продажи газа. Так, сейчас в России всего 250 АГНКС со средней загрузкой 22,8%, а экономически обоснованная для них загрузка 60-70%. «Большинство построены в 70-е годы, 65% из них требуют инвестиций. Инвесторам нужны гарантии, которые будут нивелировать риски высоких финансовых вложений», — констатирует гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев.

Потребители неохотно приобретают технику на газу, поскольку для нее недостаточно инфраструктуры, констатирует Михаил Лихвчев (на фото слева)

Еще одним препятствием для строительства АНГКС является то, что их класс опасности выше, чем у обычных АЗС, из-за чего их по закону нельзя устанавливать в черте города, а также оборудовать уже привычной для традиционных заправок инфраструктурой, такой как магазины и кафе. Однако, современные технологии сделали их «не опаснее домашней газовой плиты», уверяет Завальный. По его словам, в первом чтении принят законопроект по исключению АНГКС из перечня опасных объектов, что позволит размещать их на объектах уже существующих АЗС, что удешевит и облегчит процесс.

«Автоваз» начнет выпускать газобаллонные «легковушки»

Сейчас основные усилия правительства направлены на стимулирование спроса на газомоторную технику: за 2,5 года по программе минпромторга РФ было приобретено порядка 3 тыс единиц. Однако, программа предполагает и софинансирование со стороны регионов, с чем в условиях кризиса многие не справляются. «Часто субъекты теряют возможности по обновлению парка и есть в прошлом году было в 2 раза больше заявок, то в этом году субъекты уже теряют возможность обеспечивать эти заявки», — констатировал Лобанов.

«Мы предлагаем увеличить размер субсидий на единицу техники, потому что большое количество комплектующих у автомобилей импортного происхождения и техника уже выросла в цене от 17 до 43%, поэтому мы предлагаем среднюю ставку по субсидированию 30%. Кроме того, мы предлагаем включить в перечень субъектов для субсидирования легковые газобаллонные автомобили, фактически это поддержка «Автоваза». Мы посчитали, что 30-50 тыс. рублей на единицу техники подстегнет интерес к автомобилям. Потенциал производства — около 5 тыс. автомобилей в год. Можно с этого начать, начиная с 2016 года», — говорит чиновник. По его словам, скоро будет выпущена на рынок опытная партия «Автоваза» из 300 машин на газу. Молодцов пообещал лично купить и опробовать новинки.

Помимо этого, Лобанов напомнил о необходимости механизма распределения невостребованных остатков субсидий. В этом году от регионов в федеральный бюджет вернется порядка 400 млн рублей.

Депутат Альфия Когогина и вовсе предложила выделить субсидирование техники на газу в отдельную госпрограмму. «Сейчас программа «рваная»: мы выделяем средства в 2012 году, тратим в 2013, выделяем в 2014 году, реализуем в 2015-м. На следующий год есть порядка 3 млрд в бюджете на эти цели. Эта программа нужна для выполнения распоряжения Медведева и она может считаться антикризисной. Я бы предложила ее как отдельную программу до 2018-2020 года выделить с ежегодным выделением средств», — заявила она. Напомним, что Когогина является супругой гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, чье предприятие стало одним из первых партнеров «Газпром газомоторное топливо» в распространении газомоторного топлива: к 2018 году автозавод переведет на газ все автомобили внутреннего пользования.

Снижать цены на газ или субсидировать покупку техники?

С начала года цена на газовое топливо в среднем по регионам выросла на 2,5%. Однако, власти опасаются, что в непростых условиях цена может возрасти, поскольку сейчас никакого законодательного регулирования не предусмотрено. Когогина поставила под сомнение необходимость такой «свободы». «Вопрос стоимости требует широчайшего обсуждения. Как бы у нас не получилось, что мы зарежем корову, которая еще не родилась. Перевозчики, с которыми мы общаемся, имеют четкое промышленное обоснование того, что если топливо будет стоить дороже 40% стоимости дизеля, то экономическая выгода от его применения будет сведена к нулю», — отметила она.

«Политика вице-премьера Аркадия Дворковича такая: если у нас программа будет тормозиться тем, что потребители не хотят по таким ценам (я прежде всего обращаюсь к «Газпрому» и компаниям-недропользователям), то вопрос возврата к регулированию будет вновь поставлен. Решение пока не окончательное и зависит от того, как рынок будет предлагать потребителю продукты», — ответил Молодцов.

Но за продавцов газа вступился Завальный. «Мы развиваем рыночную экономику: конкуренция — основа всего», — напомнил он. По его словам, регулирование может быть разным: в интересах потребителя или производителя, но России нужна золотая середина. «Если мы будем устанавливать привязку к солярке в интересах потребителя, то надо субсидировать строительство АНГКС. Более эффективно — помогать потребителю и производителям техники, которые переводят ее на газ. В моем понимании и у «Газпрома», и у других производителей (топлива — прим. ред.), потенциала гораздо больше, чем у тех, кто строит. Сейчас ситуация сложная: введены дорожные сборы. Стимулировать их переходить на газомоторное топливо сейчас выгодно, если вы снизите их издержки», — заявил он, имея в виду, что нужно создавать условия для покупателей автомобилей на газу.

«За 23 года действия ограничительных мер КПГ так и не обрел популярности при цене в 2-3 раза ниже бензина. Значит, только ограничение цены не решит проблему, надо развивать инфраструктуру», — возразил ему Лихачев. Он уверил, что и сейчас, при рыночном образовании резкий скачок цен на компримированный газ невозможен, поскольку операторы заинтересованы в привлечении и так немногочисленных клиентов и конкурируют за них. Лихачев напомнил, что по программе к 2020 году более 50% техники в городах-миллионниках должно быть на газу. Но первые 2 года реализации программы показали, что для этого нужно менять законодательство, например ввести ограничения на использование нефтепродуктов на территории крупных городов, введение платы за выпуск вредных веществ в атмосферу.

«Нужно справедливое распределение субсидий. Предлагаю рассматривать обязательные варианты для производителей производства газовой техники, 5-10%», — предложил Завальный.

Высказали свои предположения и участники от Татарстана. Так, вице-премьер РТ Шамиль Гафаров рассказал, что в начале реализации программы республика потребляла 4,5 млн кубов газа, но по итогам года этот показатель составит уже 16-17 млн. «Загрузка тоже малая: около 20%. Но если мы их строить не будем, работа в этом направлении идти не будет», — заявил он и предложил разработать программу субсидирования автомобилей на газу и для физлиц. Глава компании «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков отметил, что нельзя забывать про агропромышленный комплекс и субсидировать и сельхозтехнику на газу. Кроме того, несмотря на очевидную экономию на стоимость топлива, техника на газу дороже, напомнил он. «У нас душа такая, хотим сейчас, а не потом. Потому эта техника должна быть не дороже обычной», — призвал он.

Дина Валиуллина, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров