Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: казанские модницы, 1976 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 268-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: казанские модницы, 1976 год

Середина и особенно конец 70-х были временем, когда еще сильна была рука комсомола, острым был глаз общественной морали, но сквозняк свободы все-таки уже проникал в Советский Союз. Конечно, первой его «ловила» молодежь и в первую очередь выражала ее в удивительной моде тех дней — яркой, дерзкой, эстетичной и гармоничной. Не случайно именно клеш и батники 70-х актуальны и сейчас, через полвека после того удивительного и странного времени.

Первым и вожделенным предметом всякого уважающего себя молодого человека 70-х (будь то хоть парень, хоть девушка) были джинсы. В Казани настоящих фирменных джинсов (Wrangler или Levi's) с этикеткой достать было невозможно. В те времена они не поступали в магазины (даже в самые-пресамые ведомственные и закрытые). Но вся продвинутая молодежь Казани в них, тем не менее, как-то умудрялась щеголять. Очевидцы свидетельствуют, что покупали их с рук у друзей или на знаменитой Сорочке — они явно были уже кем-то хоть раз да надеты, но ради вожделенного лейбла Levi's на этот недостаток можно было закрыть глаза.

Основным каналом поступления джинсов в советские 70-е был обмен их на что-нибудь полезное у зарубежных гостей. Привозили джинсы и из загранкомандировок — тоже на себе, как правило. У фарцовщиков были налажены постоянные каналы поставок — свои «прикормленные» дипломаты и постпреды в европейских странах. Пара настоящих женских «левайсов» в 1976 году на черном рынке стоила порядка 120 рублей (стипендия в педагогическом институте не превышала 40).

К джинсам или брюкам нужно было добавить широкий ремень с массивной пряжкой, заправить в них трикотажную водолазку, надеть сабо на высоченной деревянной платформе (которую, впрочем, все равно должен был закрыть клеш штанин почти до пола) — и все, можно было надевать корону самой стильной девушки в округе. А если по краю расклешенной штанины нашить монетки или, скажем, бахрому — корона обретала призрачную алмазную инкрустацию.

Продавали в Союзе и подделки (польские и немецкие— Китаю в те времена было совсем не до джинсов). Невероятно, но факт: знаменитая в советские времена джинсовая марка Montana не имела никакого отношения к прославленному американскому штату. «Монтаны» шил один предприимчивый фабрикант в Германии — его компания до сих пор жива и продает джинсовые изделия. Подобия джинсовых брюк шили и в Советском Союзе: темно-синего цвета, из плотной грубой ткани. До джинсов им было далеко, но за неимением лучшего годились и они.

В 70-е особенно везло тем, кто умел шить: можно было срисовывать фасоны платьев и юбок со свежих фильмов и конструировать их самостоятельно. Казанские студентки той поры рассказывают, что силуэты и модные тенденции можно было подсмотреть и в культовых женских журналах — «Работнице» и «Крестьянке» (там между комсомолками и партийными деятельницами в строгих костюмах проскальзывали-таки модницы в нежных платьях и смелых батниках).

Те, кто к шитью был неспособен, выкручивались как могли: дружили с фарцовщиками, менялись вещами с подругами, причудливо комбинировали то, что можно было достать в «официальных» универмагах. А достать, кстати, можно было и кое-что достойное. Правда, не в государственной системе торговли, а в системе райпотребкооперации.

Родители с хорошими связями в райпо обеспечивали казанских студенток финскими сапогами, импортными шерстяными пальто, модными в то время меховыми шапками — совершенно легально (просто они загодя узнавали о том, что будет «выброшено» в то или иное время). Но чаще всего пальто все-таки шили: ткани в советское время выпускались добротные, качественные, и если их удавалось достать, то несли заветные отрезы в ателье. Зимние пальто такого рода обязательно снабжали теплой подкладкой и меховым воротником — зимы в Казани в 70-х стояли суровые.

Синтетические ткани были на пике популярности во второй половине 70-х. Модные женские струящиеся платья той поры было очень сложно носить, не побрызгав предварительно антистатическим аэрозолем: ткань нещадно приставала к нейлоновым чулкам и создавала полное ощущение «намокшего подола». Но красота требует жертв, и ради моды девушки, как и во все времена, терпели любые неудобства.

Людмила Губаева
Справка

В материале использованы фотографии из личного архива автора.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 12 май
    Великолепные фотографии и текст!
    Показана настоящая повседневная молодежная, студенческая Жизнь 1970-х годов.
    Мода для красоты, а красота для Любви.
    Можно сказать, что любовь разрушила человеконенавистнических марксистско-ленинский режим в СССР.
    Спасибо за сохранение Памяти.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    На занятия в школу в джинсах не пускали. Была расхожая поговорка: "Кто носит майку адидас, то тот страну свою продаст". Как то так вроде.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    "К джинсам или брюкам нужно было добавить широкий ремень с массивной пряжкой, заправить в них трикотажную водолазку, надеть сабо на высоченной деревянной платформе (которую, впрочем, все равно должен был закрыть клеш штанин почти до пола) — и все, можно было надевать корону самой стильной девушки в округе. А если по краю расклешенной штанины нашить монетки или, скажем, бахрому — корона обретала призрачную алмазную инкрустацию".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/173760-fotomarafon-100-letie-tassr-kazanskie-modnicy-1976-god

    Действительно, женщины первые восспользовались некоторой свободой, которую коммкнисты. сменившие марксистов в 1960-е годы дали советским людям.
    Мужчины были сильнее запуганы террором 1917 - 1950-х годов.

    На фотографиях настоящие казанские красавицы.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    "Синтетические ткани были на пике популярности во второй половине 70-х. Модные женские струящиеся платья той поры было очень сложно носить, не побрызгав предварительно антистатическим аэрозолем: ткань нещадно приставала к нейлоновым чулкам и создавала полное ощущение «намокшего подола».
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/173760-fotomarafon-100-letie-tassr-kazanskie-modnicy-1976-god

    "Нейлоновые чулки" это не только революция в моде и очередная сексуальная революция, но в первую очередь это сверх-успешная инновация в химии и технологии полимеров и в бизнесе.

    Синтетический полимер "нейлон" был впервые синтезирован гениальным химиком У.Карозерсом в 1935 году, а в 1939 году - через 4 года - фирма "Дюпонт" стала продавать чулки из этого материала.
    Спрос был бешеным - нейлоновые чулки тут же вытеснили чулки из шёлка.
    И женщины знают почему.
    Мужчины даже не догадываются.

    Фирма "Дюпонт" продвигала нейлоновые чулки под слоганом "Носить чулки из шелка, а не из нейлона – это все равно что предпочесть лошадь автомобилю".
    И женщины, как прирождённые экспериментаторши со времён Евы (Ева провела эксперимент над Адамом и самим Б-гом, за что и была изгнана из Рая - почему пострадал и безынициативный Адам никто не знает ответа до сих пор) на "ура" приняли этот слоган и стали покупать нейлоновые чулки многими миллионами пар.
    Рекламщики "Дюпона" были прекрасными знатоками женской психологии (не то что Библейский Адам - нюхал цветочки и не обращал никакого внимания на прекрасную Еву) - они прекрасно знали мнение-убеждение женщин - "Лучше морщины на лице, чем одна складка на чулке".
    Короче инновационный бизнес-проект удался - женщины получили Красоту, "Дюпон" деньги, химик У.Карозерс покончил с собой.

    Но тут началась 2-я Мировая война и мужчины отобрали нейлон у женщин.
    2-я Мировая война - это война моторов, в том числе и авиационных.
    Летчикам потребовался легкий прочный материал для парашютов - нейлон подошел как нельзя лучше.
    И американцы "перековали" женские нейлоновые чулки на мужские нейлоновые парашюты.
    Американские женщины остались без чулок, но смирились и пошли на такую жертву ради победы над национал-социализмом (нацизмом) - позднее они возьмут "реванш" над мужчинами, об этом чуть ниже.
    Нейлон стал стратегическим товаром.
    "Дюпон" снова заработал деньги.

    После войны "Дюпон" провел небольшую рекламную компанию и объявил в 1945 году день продаж в Нью-Йорке.
    Женщины занимали очередь перед магазинами с вечера - движение транспорта было затруднено.
    С утра начали продавать нейлоновые чулки в нескольких "точках" - было продано 5 (пять!!!) миллионов нейлоновых чулок за день.
    В Нью-Йорке наступил хаос и коллапс...

    Нетерпеливые женщины мало того, что устраивали коллективные побоища в очереди за нейлоновыми чулками - полицейские перестали вмешиваться, когда несколько стражей порядка серьёзно пострадали при попытке наведения порядка, но после покупки экспрессивные и изголодавшиеся за время войны по нейлоновым чулкам дамы тут же на улице примеряли и надевали нейлоновые чулки.
    Только что мобилизовавшиеся бойцы армии США при виде такого зрелища полностью потеряли контроль над собой и попали под полное влияние нью-йоркских чаровниц, как Адам попал под влияние Евы.
    Через 9 месяцев после начала продажи фирмой "Дюпон" нейлоновых чулок в Нью-Йорке был огромный всплеск рождаемости.

    Нейлоновые чулки "прорвались" через "железный занавес" марксизма-ленинизма в СССР только в 1960-е - 1970-е годы и тоже поспособствовали увеличению рождаемости в стране социализма, в том числе и в Казани.
    Там, где заканчивается нейлоновый чулок, там эротика переходит в Любовь.
    Колготки в этом плане а-сексуальны.

    Нейлоновые чулки это одна из самых романтичных страниц 100-летней Истории ТАССР.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    фирменные и не только шмотки - обыденность того времени, не то, что сейчас - шмоток навалом, а носить нечего.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    А я мальчик 1960 года рождения. Мы тоже в садиковские годы носили чулки. Они пристегивались к атласной жилетке, которая почему-то называлась "лифчик"... Помнится частенько наши воспитатели в садике после тихого часа ходили с чьей-то такой забытой жилеткой и кричали: "Чей лифчик?" Братишка мой 1964 года рождения - они носили в садике уже колготки...
    Ответить
    Анонимно 12 май
    Интересные бытовые повседневные воспоминания.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    Ну уж так и "обыденность"?
    Вы ещё скажите, что в 1970-е годы в СССР видеомагнитофон, который придумал Казанец, которого марксисты выгнали в США, был "обыденностью".

    Правда, если Вы были сынком или дочкой высокопоставленного марксистско-ленинского чиновника от партии, то да - для Вас и японский видеомагнитофон был "обыденностью".

    А для большинства казанцев в 1970-е годы были обыденностью белые деревянные кабинки для отхожего места - особенно для тех, кто жил в центре Казани.
    В мороз, и дождь, и ветер справлять нужду в деревянной кабинке было "обыденностью" для многих и многих казанцев.
    Низкий поклон и сердечное спасибо Президенту М.Ш.Шаймиеву за программу "ветхое жильё".
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    Фоток маловато для фотомарафона. Скудноватенько как-то...
    Ответить
    Анонимно 12 май
    Извините, но не могу согласиться с Вами.
    Фотомарафон подразумевает не количество каждый день, а продолжительность проекта.

    Будет 300 частей фотомарафона - 2-4 фотографии в каждой части.
    Итого около 1000 уникальных фотографий.
    Да ещё текст.
    Получается не менее 2 тысяч страниц большого (альбомного) формата книга, если издать этот уникальный проект в бумажном виде.
    Я бы с удовольствием купил бы.

    Спасибо уважаемым автору, участникам и РВ за уникальный проект и каждодневный труд по выпуску частей фотомарафона "100-летие ТАССР".
    Отличный подарок к знаменательной дате всем казанцам, татарстанцам и россиянам.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии