Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Благовещенский собор Казанского кремля, 1970-е годы
Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 240-я

Самый древний архитектурный памятник Казани на сегодняшний момент — Благовещенский собор в Кремле. Он чудом пережил богоборческие времена первых десятилетий советской власти и имел все шансы повторить судьбу многочисленных разрушенных церквей и соборов столицы ТАССР. До 1978 года он сиротливо стоял в Кремле — обезглавленный, лишенный своей прекрасной колокольни, с обрубленным крыльцом и без украшений. Только к концу 1970-х годов ему наконец-то начали возвращать первоначальный облик, а к церкви Благовещенский собор вернулся только в нулевых.
История каменного Благовещенского собора началась в 1562 году, когда псковские архитекторы Барма и Постник — те самые, которые строили собор Василия Блаженного в кремле московском, — закончили строительство прекрасного пятиглавого храма в Казани — новых владениях русского царя. За полтысячи лет своей истории храм видел всякое: видел, как росла Казань, как превращалась из окраины империи в один из крупнейших и богатейших городов России, как отстраивалась и расширялась. Собор много раз горел, но его спасали и реставрировали. Последний страшный пожар он перенес в 1815 году, когда горела вся Казань. После этого собор 2 года стоял в запустении, потом началась его реставрация, и только в 1822 году он смог снова открыть свои двери. Еще одна масштабная реставрация была в 1907 году, за 10 лет до революции.

В сентябре 1918 года Казань осадили красноармейцы и выбили белочехов из города. Ленин велел «города не жалеть» — его и не жалели. По кремлю стреляли из пушек с холма порохового завода. Тогда собор и был обезглавлен — снарядами были разбиты все пять куполов. Но служба в нем продолжалась до 1925 года: молодой республике было не до борьбы с попами в самом начале существования (впрочем, колокольню разрушили в 1922 году). В 1925-м собор все-таки закрыли, а его настоятеля Питирима еще в конце 1923 года сослали на Соловки. Шла дискуссия о том, чтобы избавиться и от строения — тогда храмы активно разбирали на стройматериалы. Но казанские ученые смогли переубедить партийных функционеров в том, что это ценный памятник архитектуры.
Собор передали Музейному отделу, а он, в свою очередь, отдал его Госархиву под архивохранилище. Так Благовещенский собор был спасен: под документы в нем сохраняли постоянный температурный режим, поэтому удалось сохранить даже фресковую роспись. Правда, сильно пострадал экстерьер собора: остатки куполов разобрали, световые барабаны, венчавшие храм, тоже были снесены, и даже западное крытое крыльцо растащили на кирпич. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев, устроили овощехранилище, в келье казанского первосвятителя Гурия поселился сторож.
Сокровищницу собора разграбили еще в начале 1920-х: собрание икон, литургических сосудов, старопечатных и рукописных книг исчезло бесследно. Из иконостаса сохранились только три иконы, несколько книг спаслись в университетской библиотеке и Национальном музее.

К концу 1970-х годов самое старое здание города решили отреставрировать (хотя бы снаружи). Оно продолжало служить архивом, но для собора придумали проект «фрагментарной» реставрации. В первую очередь храму вернули его пять глав. До 1984 года храму вернули формы 1841 года, а в 1987 даже позолотили центральный купол.
Архив «выселили» только в 1997 году, а к 2005-му в храме провели масштабную реставрацию. 19 июля 2005 года Благовещенский собор Казани освятил архиепископ Анастасий, а первую литургию в нем отслужил Патриарх Алексий II.
Справка
Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу: gubaeva@realnoevremya.ru
комментарии
Спасибо.
Особенно впечатляет 2-я фотография - колокольня и башенки ограды собора имеют явное влияние архитектуры Булгара, где в 922 году тюркские и славянские племена добровольно приняли Ислам.
Колокольня очень похожа на булгарские круглые многоярусные минареты.
А башенки ограды собора - почти точные уменьшенные копии минаретов Булгара.
В точности такие же башенки в ограде мечети Марджани.
Варвары-марксисты 1920 - 1930-х гг. уничтожили уникальный Памятник истории, культуры и архитектуры.
В ризнице собора хранилась переписка Казанского архиепископа Гурия со Свияжским архимандритом Германом, которая могла бы "пролить свет" на многие загадочные вопросы распространения школ, образования, скрипториев и книгопечатания в Казанском царстве в середине - второй половине 16 века.
Много бед натворили марксисты в 1920 - 1950-е годы.
Коммунисты, оттеснившие от власти марксистов, в 1970-е - в начале 1980-х годов попытались вернуть к жизни Памятники истории, культуры и архитектуры и даже создали ВООПиК, но многое Памятники исчезли безвозвратно.
Воссоздание Казанского собора стало во многом возможно только благодаря титаническим усилиям первого Президента РТ М.Ш.Шаймиева - низкий ему поклон и сердечное спасибо.
Надеемся увидеть - семейные альбомы чрезвычайно ценный Исторический источник.
В любом случае не могли бы Вы привести аргументы и факты в пользу Вашего интересного высказывания?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/171747-fotomarafon-100-letie-tassr-blagoveschenskiy-sobor-kazanskogo-kremlya-1970-e-gody
В 1970-е годы коммунисты стали потихонечку реставрировать Памятники истории, культуры и архитектуры, которые чудо уцелели от массового погрома Истории, устроенного марксистами-"ленинцами" в 1920 - 1950-е годы.
Не всем это нравилось - было очень противников обращения к урокам Истории.
Как, впрочем, и всегда - "История учит, что она ничему не учит", говорят "в народе", перефразируя Гегеля.
И народ опять наступил на марксистские "грабли" в 1980-х годах - уже в виде "ленинской" "перестройки" - закончившейся крупнейшим в Истории Человечества переделом собственности.
В годы "бандитского", дикого капитализма", лихих и кровавых 1990-х Памятники истории, культуры и архитектуры исчезали в РФ многими тысячами.
"Новые" капиталисты стали ценить оставшиеся Памятники.
Спасибо им за это.