Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: Кави Наджми и Сарвара Адгамова, фото из тюрьмы, 1937 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 76-я

Первая волна репрессий в Татарии пришлась на время коллективизации, когда раскулачивали крестьян. Вторая волна набрала силу к 1937-му, когда «боролись» с иностранными разведками и врагами народа всех мастей. В то страшное время республика потеряла множество представителей творческой интеллигенции.

Многие попадали под репрессии по факту рождения: например, татарского поэта Фатиха Карима объявили врагом народа как «сына муллы, чужеродного элемента». Поводом стала его поэма «Аникин»: Карима обвинили в клевете на советский строй. Ему повезло: не расстреляли, а всего лишь приговорили к 10 годам лагерей. Проведя 3 года в лагере под Архангельском, поэт был освобожден «за недостаточностью улик» — и оправданный, ушел на фронт. Фатих Карим погиб под Кенигсбергом в 1945 году.


Карима Тинчурина, драматурга и режиссера, основоположника татарской драмы, арестовали на следующий день после пятидесятилетия, 16 сентября 1937 года. В вину ему вменяли «участие в деятельности националистической организации, ставящей целью свержение советской власти, шпионаж в пользу Японии, вредительство на культурном фронте». Все потому, что в 1917 году он несколько месяцев плотно сотрудничал с Гаязом Исхаки, который сразу же после революции эмигрировал на Восток (в том числе бывал и в Японии). Почти год Тинчурина пытали, требуя признать вину и назвать сообщников. Карим Галиевич ни в чем не признался — и был расстрелян 15 ноября 1938 года без суда и следствия.

Чудом спасся от ареста драматург Шариф Камал (а ведь к 1937 году он уже имел орден Ленина за произведения соцреализма). По необъяснимым причинам его просто лишили партбилета за связь с «врагами народа», а ведь он горячо высказывался в защиту Карима Тинчурина.

Слева направо: Шариф Камал, Гульсум Мохаммедова, Галимджан Ибрагимов, Карим Тинчурин, Галимджан Нигмати. Около 1935 года. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Государственного архива РТ

Защищал Камал и другого татарского писателя, Кави Наджми. Наджми репрессировали как «националиста» в рамках «султангалиевщины» — в Татарии и Башкирии НКВД боролся еще и с национал-уклонизмом. Кави Наджми арестовали 2 июля 1937 года. В одиночной камере на Черном озере его допрашивали, избивали, оставляли сутками без воды и еды, сажали в карцеры: «мокрый» — по пояс в воде, «баню» — с повышенной температурой, «шкаф», где ни встать, ни сесть. Пять раз выводили на расстрел, где других убивали у него на глазах, а его снова вели на допрос. В итоге он подписал признание в контрреволюционной деятельности на литературном фронте — когда ему пригрозили тем, что на его глазах расстреляют жену и ребенка. Писателя приговорили к 10 годам тюрьмы, но в 1939 году дело прекратили за недоказанностью обвинения. Его жену, Сарвару Адгамову, арестовали как члена семьи врага народа, освободили только в 1940 году. Потом Наджми написал историко-революционный роман «Весенние ветры», за который получил Сталинскую премию.

Шамиль Усманов — еще один татарский писатель, но прежде всего — политический деятель, прошедший огонь, воду и медные трубы гражданской войны и революции, строивший Советскую Татарию и реализовавший идею о радиофикации Татарии, 1937 года не пережил. Его тоже арестовали за «султангалиевщину», и за него тоже вступался Шариф Камал. Усманову инкриминировали связи с турецкой и афганской разведкой, контрреволюционные идеи, намеренное оставление в тени подвигов русских бойцов и возвеличивание татарских. Шамиля Усманова не успели приговорить ни к расстрелу, ни к лагерю — его забили до смерти на допросе 3 декабря 1937 года.

Шамиль Усманов, середина 1920-х. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Государственного архива РТ

По данным Книги памяти РТ, всего в 1937 году в Татарии репрессировали 8 292 человека, а за годы «красного террора» за государственные преступления в республике подверглись репрессиям 54,5 тысячи человек. Погибли в местах заключения 13 938 жителей Татарии, расстреляны 5 922 (только по данным рассекреченных к нашему времени архивов).

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Государственный архив РТ.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 4

комментарии

  • Анонимно 02 ноя
    "Первая волна репрессий в Татарии пришлась на время коллективизации, когда раскулачивали крестьян. Вторая волна набрала силу к 1937-му...".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/156629-fotomarafon-100-letie-tassr-nadzhmi-i-adgamova-v-tyurme

    Вообще то "первая волна репрессий" в России в том числе и в Казанской губернии "пришлась" на октябрь - ноябрь 1917 года, когда международные марксисты-террористы во главе с Лениным и Троцким вооруженным путем захватывали власть - были расстреляны юнкера, изнасилованы девушки и женщины "женского батальона", расстреляны представители законной власти на местах и др.

    В 1918 году марксисты уже расстреливали забастовки рабочих, а летом наступил кровавый "красный террор".

    Первые концлагеря на планете Земля для инакомыслящих международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий создали в августе-сентябре 1918 года в Свияжске и Казани.

    Голод в Красной России и Красной Татарии 1921 года, от которого погибло около 7 миллионов человек, многие учёные-историки относят к также к "красному террору" - "террору голодом".

    Затем голод и репрессии при коллективизации и индустриализации - "дело пром.партии", "академическое дело", "раскулачивание" и т.д.

    Террор 1937 года был внутривидовой борьбой между международными марксистами-террористами во главе с Троцким, ратующим за немедленную Мировую марксистскую "революцию" и установление диктатуры "пролетариата" на всей планете Зеиля, и "местечковыми" марксистами-террористами во главе со Сталиным, ратующим сперва за создание тяжелой промышленности, перевооружение Красной Армии и уж затем предлагающим приступить к Мировой марксистской "революции".

    Независимые ученые-историки выделяют два "пласта" террора 1937 года - внутривидовой, борьба между троцкистами и сталинистами и прикрывающий, скрывающих эту борьбу между различными "фракциями" марксистов террор против простого народа.

    Красная Татария была не исключением - марксисты-террористы во главе с Троцким (руководил подготовкой Мировой марксистской революции из Мексики) проиграли марксистам-террористам во главе со Сталиным.

    А народ, как всегда у марксистов, выступал лишь "ширмой" в их властолюбивых планах.
    Ответить
  • Анонимно 02 ноя
    Диван на третьей фотографии, на котором сидят тогда ещё - в 1926 году - не классики татарской литературы, шикарный.
    Ответить
  • Анонимно 02 ноя
    "Защищал Камал и другого татарского писателя, Кави Наджми. Наджми репрессировали как «националиста» в рамках «султангалиевщины» — в Татарии и Башкирии НКВД боролся еще и с национал-уклонизмом".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/156629-fotomarafon-100-letie-tassr-nadzhmi-i-adgamova-v-tyurme

    То что Султан-Галиев был сторонником мусульманского национал-коммунизма Сталину и другим "вождям" международных марксистов-террористов было только "на руку" - Султан-Галиев имел большой авторитет в странах Востока, которому отводилась большая роль в Мировой марксистской революции.
    А вот то, что Султан-Галиев был сторонников Троцкого сыграло роковую роль в его судьбе и судьбе его окружения - группировка Сталина уничтожала всех сторонников - даже потенциальных - Троцкого.

    Казанские татары-марксисты-сталинисты просто "стерли в порошок" Султан-Галиева и всё его окружение.
    А потом принялись и за "троцкистов".
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Жалко, что столько творческой элиты коммунисты погубили. Сейчас бы их возможное наследие очень пригодилось.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров