Новости раздела

«В США позитивно относятся к тем, кто «зафакапил» свой стартап. Потому что бизнес — это тяжелая история»

Интервью основательницы образовательной платформы для предпринимателей «Websarafan» Таисии Кудашкиной

«В США позитивно относятся к тем, кто «зафакапил» свой стартап. Потому что бизнес — это тяжелая история»
Фото: blog.websarafan.ru

На прошлой неделе в Москве завершился всероссийский бизнес-форум «Атланты», на котором участники золотой сотни Forbes и другие успешные предприниматели делились опытом и налаживали контакты. На площадке форума корреспондент «Реального времени» побеседовала с гендиректором и основательницей образовательной платформы для малого и среднего бизнеса Websarafan Таисией Кудашкиной (топ-100 женщин-предпринимательниц Европы по версии Forbes), расспросив ее об особом духе Кремниевой долины, проблемах малого и среднего бизнеса в России, инвестициях в стартапы, а также недоверии к бизнес-тренерам и «Капитане Очевидность» — Тони Роббинсе.

«В России любят молодых стартаперов — «журавлей в небе» с горящими глазами, большой идеей и без опыта»

— Таисия, для начала я хотела расспросить вас про ваш калифорнийский период и Кремниевую долину.

— Да, был, я проработала там 5 лет.

— Хотелось связать этот вопрос с вашим бизнесом — с Websarafan. Можно ли сказать, что пребывание в Кремниевой долине зарядило вас желанием создать что-то свое?

— Вообще, так получилось, что в России я никогда не работала. Закончив университет — прикладную математику — я уехала из страны, чтобы начать работать в США, и я сразу же попала в эти совершенно потрясные компании вроде Cisco Assistant. Все это происходило с 2003-го по 2008-й годы.

— У нас в это время ни Сколково, ни Иннополис еще не «гремели».

— Да, здесь, конечно, ничего этого еще не было. По факту, у меня нет опыта работы где-то еще — то есть, я не видела, как должно быть по-другому. Весь мой опыт и понимание того, как должен быть построен бизнес, принесены из США — из инновационных компаний.

Я была наемным работником. Сначала занимала более мелкие должности — аналитик данных и баз данных, а потом поняла, что у меня гораздо лучше получается разговаривать, чем писать код. И я занялась переводом с одного языка на другой: с бизнес-языка на язык, понятный людям, с программистского языка на язык, понятный бизнесу.

«Закончив университет — прикладную математику — я уехала из страны, чтобы начать работать в США, и я сразу же попала в эти совершенно потрясные компании вроде Cisco Assistant. Фото businessinsider.in

При этом, работая в Долине, невозможно не захотеть свой стартап. Ты пьешь кофе, а вокруг тебя сидят люди, работающие в корпорациях, у каждого из которых по два-три стартапа. Они все это обсуждают, что-то перепродают. Этим невозможно не заразиться — люди там болеют этим.

— И возможные факапы их совершенно не пугают, я так понимаю?

— Это, кстати, хороший point. Спасибо, что задала мне этот вопрос. В отличие от России, они как раз-таки любят компании и основателей, у которых есть опыт факапов. Если я не ошибаюсь, в среднем по статистике до того, как стартап станет успешным, у предпринимателя умирает от пяти до семи бизнесов.

В России на протяжении очень долгого времени ситуация была совсем иной (хотя в последнее время я вижу, что отношение все-таки начало меняться): у нас любили молодых стартаперов — таких «журавлей в небе» с горящими глазами, большой идеей и без опыта. А в США уже давно поняли, что важен опыт, который ты не продашь и никуда не денешь, и что его нужно обязательно приобрести.

Да, есть такие люди, как Марк Цукерберг, но их единицы. В основном речь идет о предпринимателях, которые на третий, пятый, десятый раз собрали все свои ошибки и поняли, как делается бизнес. То есть в Штатах позитивно относятся к предпринимателям, которые зафакапили свой стартап, потому что бизнес — это тяжелая история.

— А есть ли сейчас в России что-то более-менее приближенное к Кремниевой долине по духу? Есть ли у нас такие же «заряженные» предприниматели?

— Проблема стартапов в России не в том, что нет духа. Основная загвоздка в том, чтобы появились новые ролевые модели. На протяжении долгого времени у нас на этой позиции были либо чиновники, либо какие-то певцы, что мне вообще непонятно. Грубо говоря, кроме Тинькова, в России никто не знает никаких топовых предпринимателей. Плюс у нас все еще сохраняется наследие Советского Союза, когда предпринимателей и людей, которые зарабатывают деньги на собственном бизнесе, считают «нечестными» или «олигархами».

«Проблема стартапов в России не в том, что нет духа. Основная загвоздка в том, чтобы появились новые ролевые модели. На протяжении долгого времени у нас на этой позиции были либо чиновники, либо какие-то певцы, что мне вообще непонятно. Грубо говоря, кроме Тинькова, в России никто не знает никаких топовых предпринимателей». Фото Максима Платонова

В США совершенно другая история — у них есть ролевые модели предпринимателей, а само предпринимательство считается высшим классом. Бизнесмены ощущают себя привилегированными людьми. Наша попытка сделать этот форум («Атланты», — прим. ред.), затем сколковская попытка — это способ развернуть людей в сторону понимания того, что бизнес — это круто. Да, свой бизнес — это тяжело, это не всегда понятно как, но это приключение. За счет этого приключения люди дают рабочие места другим, создают новые продукты и приносят деньги в экономику.

Другая проблема заключается в том, что в России пока очень маленький рынок. Для сравнения, рынок в США в 28 раз больше, чем у нас. Даже когда предприниматели находят продукт, который нужен буквально всем, они смотрят в сторону США или другого рынка, поскольку клиентов там в 30—50 раз больше, чем здесь. Соответственно, при тех же самых усилиях они имеют выхлоп в десятки, а то и в тысячи раз больше, нежели в России. Когда-нибудь, если появятся нормальные инициативы правительства, если нас перестанут зажимать с налогами и со всем остальным, мы обязательно дорастем.

— А что вы думаете об оттоке наших IT-специалистов и предпринимателей за границу?

— Они едут туда, потому что там в предпринимательстве есть деньги. По своей работе я как раз связана с МСБ — «Вебсарафан» работает с начинающим, малым бизнесом, у которого до миллиона оборотки в месяц. На этом этапе людям очень тяжело подняться, потому что им никто не дает кредиты. Если ты приходишь брать кредит на 200—300 млн, то банк тебя любит и обожает — они сами за тобой бегают и хотят дать кредит. А к нам приходят маленькие предприниматели с идеей или с какими-то первыми продажами, которых все просто посылают.

У меня есть второй проект «Финолог», в рамках которого мы как раз хотим создать экосистему для финансирования бизнеса. Мы видим, что человеку негде взять тот несчастный миллион, два или три, чтобы покрыть кассовый разрыв и закупить чуть больше продукции, или нанять новых людей. Вот эту проблему, на мой взгляд, надо решать.

Нынешние технологии не развиваются на пустом месте, им нужно дозреть, а все это время кто-то, простите, должен кормить команду специалистов и содержать ее. Технологии не приносят деньги прямо сейчас, бывает, что они развиваются десятилетиями.

«Мы до подкастов, попробовали восемь или девять других форматов. Это я сейчас рассказываю, что все так прекрасно получилось. У меня был год, когда я вообще не понимала, как монетизировать Websarafan и что на нем продавать». Фото websarafan.ru

«Человек слушает тебя час, он в тебя влюбляется, и ты можешь продавать»

— Мы с вами ушли совсем далеко в Кремниевую долину, а я хотела бы вернуться к Websarafan. Вы уже объясняли в СМИ, почему выбрали такой необычный формат в виде подкастов (просто потому что вам самой они нравились), но неужели у вас не было опасений, что эта история в России не «взлетит»? Вы все проанализировали заранее и взвесили все «за» и «против», или просто решили базировать свой проект на том, что нравится вам лично?

— Предпринимательство — это путь. Никто не знает волшебных таблеток, никто из тех, кто стоял на сцене форума — никто из «атлантов» — не знает, как все будет. Просто есть идея и ты. Как я объясняю в своем предпринимательском клубе: основное отличие успешного предпринимателя от неуспешного не в том, что один харизматичный, а другой — нет; оно не в том, что одному повезло, а другому — нет. Основное отличие — в количестве попыток. У предпринимателя появляется цель, и он начинает к ней идти — предпринимает одну попытку, затем следующую…

Мы до подкастов, попробовали восемь или девять других форматов. Это я сейчас рассказываю, что все так прекрасно получилось (смеется). У меня был год, когда я вообще не понимала, как монетизировать Websarafan и что на нем продавать. Был момент, когда я ходила на все конференции по SMM-продвижению, по маркетингу, по привлечению клиентов, и у всех спрашивала: «Как мне монетизировать Websarafan?». Люди ржали. Я заходила в кабинет и говорила: «Как мне монетизировать Websarafan?». Мне уже говорили: «Да отстань ты от нас». У меня реально была такая проблема, пока я не попробовала 25 разных форматов. К примеру, у меня была идея по продаже видеоинтервью с американскими экспертами, но этот формат не «взлетел». Мы пытались продавать билеты на конференции — их у нас тоже не покупали. Просто с течением времени и количеством попыток у вас что-то постепенно начинает проявляться и вытесываться.

Точно так же было с подкастами. Я интервьюировала гостей и задавала им свои вопросы о том, как продвигаться в интернете, что такое социальные сети, что такое таргетинг и так далее. Я вообще не знала ответов на них. А потом выяснилось, что мои интервью по факту являются полноценным продуктом, поскольку есть сотни и тысячи людей, которых интересуют те же самые вопросы. Сначала я выдавала интервью в тексте, а потом подумала: «То есть я брала интервью, потом расшифровывала, и мы писали текст, но беседы же все равно лежат голосом. Есть такой формат в iTunes, который называется подкасты — давайте туда выложим».

— Вы первыми зашли на российский рынок с таким форматом?

— Вообще, в Америке подкастам больше 10 лет. Примерно та же ситуация на российском рынке, но они в один момент умерли. У нас был период (еще до моего прихода), когда их было очень много, а потом они исчезли. Люди решили, что этот формат у нас не работает и отказались от него, но около пяти лет назад в России случился настоящий ренессанс. Стоит оговориться, что у нас этот рынок по-прежнему очень узкий, а если быть точнее, у него есть потолок. Если вы понимаете, как работает этот продукт, если вам комфортно входить с ним на рынок, то — пожалуйста. Но если вам нужны миллионы просмотров, то вам, скорее, дорога на YouTube или какие-то другие площадки.

«Спиридонов, который делал свой подкаст на «Нетологии», закрыл его в этом году, хотя он вел этот проект на протяжении нескольких лет. Он закрыл его, сказав, что подкаст в России умер». Фото itm.ranepa.ru

— А как в данный момент обстоят дела с конкуренцией на российском рынке?

— Спиридонов, который делал свой подкаст на «Нетологии», закрыл его в этом году, хотя он вел этот проект на протяжении нескольких лет. Он закрыл его, сказав, что подкаст в России умер. При этом, например, «Медуза» открыла четыре-пять новых форматов в этом году. Все очень неоднозначно.

Стоит заметить, что подкасты прекрасно монетизируются — у них очень дешевый продакшн. Это же не видео — включил Skype, записал беседу, поставил заставки в начале и в конце — вот тебе и подкаст. При этом через него можно продавать продукты: консультации, профессиональные курсы — то, что завязано на личности. Человек слушает тебя час, он в тебя влюбляется, и ты можешь продавать. Понятно, что речь не о миллионах рублей, но, учитывая стоимость продакшна, это очень неплохой бизнес.

«Тони Роббинс даже не супер-звезда, он — рок-звезда»

— После открытия форума Рубен Варданян общался с журналистами, и меня зацепила одна его фраза. Он сказал, что сейчас в России и во всем мире есть необходимость создания бизнес-сообществ в формате онлайн. Вы сами такую тенденцию замечаете? И причисляете ли свой проект к такому комьюнити?

— Мы чуть ли не единственные на рынке, кто сделал подобное. Вообще, эта тема начала раскручиваться еще в прошлом году, когда всерьез заговорили про комьюнити в целом — не только в бизнесе. Сейчас количество коммуникаций и рекламы, которое сбрасывается на человека, просто огромное. Соответственно, у людей образуется резистентность. По статистике, сейчас, чтобы человек у тебя что-то купил, его нужно «коснуться» от 10 до 15 раз. То есть, человеку надо каким-то образом увидеть ваше рекламное сообщение 15 раз, чтобы оно до него хотя бы как-то дошло.

Естественным ответом на эту историю является органическая реклама, которая доходит через комьюнити. Люди доверяют только людям. К примеру, у меня есть подруга, и если она скажет мне, что есть вот такой хороший производитель тортов, то я вообще ничего не буду проверять — просто сразу пойду покупать. Писать можно все что угодно, но когда есть человек, который лично тебе рассказывает о чем-то — это совсем другая история. В такой ситуации хорошо работает комьюнити — это группа людей, которые объединены каким-то общим интересом, которые варятся в своей теме и по дороге рекламируют друг другу хороший сервис и продукты.

«История изменилась, и сейчас недостаточно сказать, что ты — бизнес-тренер. Недостаточно показать какую-то награду или диплом. Бизнес-тренеры должны научиться коммуницировать. Коммуникация — это наше все». Фото dswconsulting.co.uk

У меня единственной есть живое комьюнити предпринимателей, в котором состоит порядка 90 тыс. человек. Я там ничего не делаю. Мы имеем от 100 до 300 постов в день, которые пишут сами предприниматели, которые задают вопросы, отвечают на них, причем бесплатно. Для меня эта история, конечно, не бесплатная, потому что это комьюнити модерируют пять человек. Мы единственные, в принципе, кто начал раскручивать вот эту тему с комьюнити, и сейчас у нас есть бизнес-клуб Websarafan в формате онлайн.

— Отталкиваясь от темы доверия, я хотела бы переключиться на бизнес-тренеров и отношение к ним в России. Нередко приходилось слышать, что люди перестали им доверять. Некоторые связывают это с эхом тех лет, когда в России был расцвет всевозможных шарлатанских схем по вытягиванию денег из людей.

— История изменилась, и сейчас недостаточно сказать, что ты — бизнес-тренер. Недостаточно показать какую-то награду или диплом. Бизнес-тренеры должны научиться коммуницировать. Коммуникация — это наше все. Бизнес-тренер должен уметь транслировать то, что есть у него внутри. Люди не покупают с рекламы, люди не покупают с фотографий, люди не покупают с названий — на это всем плевать. Люди покупают тогда, когда видят, что есть у тебя внутри, когда могут провести корреляцию. Они должны читать твой пост и думать: «Блин, мне это понятно. Да, это круто, у меня тоже есть такая проблема. Да, я вижу, что ты знаешь, как ее решать». Но для этого прекрасным бизнес-тренерам нужно научиться транслировать то, что есть у них внутри. И сейчас в России есть достаточное количество людей, которые это умеют делать.

Все эти 15 «касаний», которые нужно каким-то образом реализовать, делаются через коммуникацию. Это такая работа: каждый день ты приходишь и пишешь пост про то, как вы с клиентами решили ту или иную проблему. Вот тогда клиенты начинают ассоциировать себя с тобой.

Еще один важный момент: люди сейчас «объелись» — они не покупают сливками намазанную рекламу. И это прекрасно. Теперь людям нужно подтверждать свою значимость, свою экспертность. Пожалуйста, публикуйтесь в СМИ, публикуйтесь в соцсетях, делайте видео — люди должны видеть, что они покупают. Это правильно.

«Даже если вы не верите в его техники, нужно просто сходить и посмотреть на то, как один человек может заводить двадцатитысячную толпу. Я не знаю ни одного подобного примера, кроме рок-звезд и супер-певцов». Фото Brian Solis / wikipedia.org

— В этом ключе не могу не спросить о Тони Роббинсе, из-за которого у многих недавно серьезно «бомбануло». Почему возникла такая реакция на его выступление в Москве? И как вы лично к нему относитесь?

— Я очень люблю Тони Роббинса. Я три раза была на его тренингах: в Лондоне, Кремнивой долине и Лас-Вегасе. Причем я была на бизнес-мастере, который стоит от 10 тысяч баксов и выше.

У этого человека миллионные аудитории. Он даже не супер-звезда, он — рок-звезда. Он прилетает на вертолете, спускается к аудитории с крыши и так далее. По крайней мере, нужно туда сходить и задать себе вопрос: «Каким хреном он это делает?». Даже если вы не верите в его техники, нужно просто сходить и посмотреть на то, как один человек может заводить двадцатитысячную толпу. Я не знаю ни одного подобного примера, кроме рок-звезд и супер-певцов, у которых в арсенале есть музыка, свет и так далее. Нужно закинуть свой снобизм подальше и посмотреть, как он может это делать, а потом открыть свою душу, перестать думать: «Блин, я это уже слышал 20 раз», и попытаться понять, что он вам говорит.

— Основная претензия как раз в том, что он говорит очевидные вещи.

— Да, он говорит очевидные вещи, я с этим согласна. Но у нас в принципе здесь все говорят очевидные вещи. Когда ты постоянно учишься и развиваешься, наступает такой момент, когда ты приходишь на любую конференцию, и 90 процентов информации ты уже где-то слышал. Вопрос не в том, что нового тебе дают. Вопрос в том, кто заставит тебя что-то сделать. 90 процентов информации с конференций забывается буквально через 2 недели. У Тони Роббинса особая методика: его аудитория скачет, хлопает, кричит, разговаривает. Через motion, через движения он засовывает простые идеи на уровень подсознания, и эти банальности с большей вероятностью осядут в вашей голове, чем после обычного тренинга.

— То есть можно 15 раз уныло сказать какую-то простую истину, а…

— А в какой-то момент она до тебя дойдет, да. Как продвинутые люди читают книги? Ты читаешь книгу и ищешь хотя бы одну мысль, которая заставит тебя что-то сделать. Там могут быть сотни мыслей, но какая-то обязательно западет тебе в душу, и ты пойдешь и совершишь действие. И это уже аллилуйя — то, что ты ее нашел и что-то сделал. Это уже круто.

Лина Саримова, Анастасия Михайлова
БизнесКейс

Новости партнеров

комментарии 14

комментарии

  • Анонимно 06 окт
    Бывают же такие умные люди!
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    Князь Меншиков в молодости торговал пирожками в разнос.Сейчас никто не хочет разносить пирожки.Американская девушка предлагает снять пятнадцать интервью с теми кто съел пирожок в надежде что кто то тоже захочет купить пирожок.Ну что только ни придумают продаваны на бедную голову глупого Буратино.
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Можно сказать принуждает взять этот пирожок))
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Ну как то надо раскручивать экономику РТ
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    У нас в России бизнесом начинаются заниматься все кому не лень и все у кого есть мало мальский капитал... И поэтому цу нас очень много прогорающих фирм. В Европе все наоборот, там начинают бизнес когда сделали уже бизнес модель и имеют представление что и как делать
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Что верно то верно
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    — А есть ли сейчас в России что-то более-менее приближенное к Кремниевой долине по духу? Есть ли у нас такие же «заряженные» предприниматели?
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/115641-intervyu-s-osnovatelnicey-websarafan-taisiey-kudashkinoy

    Такие есть))) Только вот душат их
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Это точно. Взять только сложности в постановке на учет ООО..и дальше по накатанной
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Что по накатанной? Вы имеете ввиду проверки по всем инстанциям?
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    На фото логотип CISCO. Мы с ними работаем в энергетической отрасли
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    Красивая девушка
    Ответить
  • Анонимно 06 окт
    Завидую таким людям
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Каким? А может не стоит завидовать, а просто в себе что-то изменить и сделать так чтобы Вам завидовали
    Ответить
    Анонимно 06 окт
    Полностью с Вами согласен! Нужно видеть успехи других и стремиться быть либо таким же успешным, либо переплюнуть
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии