Новости раздела

«Не дело, когда мне пишут»: на первом штабе по зимней уборке Казани Метшин и Ко вновь жаловались на безденежье

«Не дело, когда мне пишут»: на первом штабе по зимней уборке Казани Метшин и Ко вновь жаловались на безденежье
Фото: realnoevremya.ru/Дмитрий Резнов (архив)

«Недостойно Казани»

Показательный городской штаб по подготовке к зиме в мэрии Казани открывал, разумеется, Ильсур Метшин. Он сразу напомнил о прошлогодних «промахах».

— Мы не можем сказать, что удовлетворены итогами работы и зимнего содержания в прошлый зимний период. Было много нареканий, особенно по тротуарам, по дворам отдельным, — заявил он.

Кроме того, казанский градоначальник привел данные по травмам, полученным горожанами прошлой зимой.

— 375. И травмировались они на остановках общественного транспорта… Также магазины и аптеки, которые в зоне ответственности коммерческих предприятий. Это недопустимо для Казани… Не дело, когда мне пишут наши многоуважаемые пенсионеры, что они по причине гололеда по несколько дней не могут выйти из дома, — заявил Метшин.

Просто добавь воды

Остается и многолетняя проблема с очисткой так называемой автобусной полосы.

— Проходит обработка реагентом и разметание дорог на всей площади. Другой вопрос в том, что противогололедный реагент тем лучше работает, чем интенсивнее движение по полосам. Если на полосах общих трафик очень высокий, то по автобусным он гораздо ниже. С утра просыпали, например, реагент или перед снегопадом. Из-за того, что автобус его еще не раскатал, их же меньше ходит, он не срабатывает, и кажется, что автобусная полоса не убрана. Но на самом деле, она точно так же убирается, как и все остальные, — заверил заместитель руководителя исполкома города Игорь Куляжев.

Заместитель руководителя исполкома города Игорь Куляжев: «Из-за того, что автобус его еще не раскатал, их же меньше ходит, он не срабатывает, и кажется, что автобусная полоса не убрана. Но на самом деле, она точно так же убирается, как и все остальные». realnoevremya.ru/Галия Шакирова

Впрочем, этот вопрос, по его словам, близок к решению.

— Мы экспериментируем с составом (реагента, — прим. ред.). Если раньше мы делали обработку только твердым реагентом, то на сегодняшний день он комбинированный. Суть работы этого реагента заключается: на КДМ стоят увлажнители. Вместе с сухим реагентом на дорогу попадает уже увлажненный. Благодаря этому он начинает сразу срабатывать, растапливать снег, а кроме того, часто в ветреную погоду он прилипает к дорожному полотну. За счет этого более эффективно работает, — заявил «Реальному времени» чиновник.

Кадры решают все

Гораздо сложнее обстоят дела с кадрами. О нехватке дворников и водителей рассказали все присутствующие на совещании главы МУПов.

— На сегодняшний день самая большая проблема у дорожных предприятий, задействованных на уборке городских улиц, — это привлечение персонала. Они не могут обеспечить достойную зарплату, соответственно, люди идут работать в какие-то другие отрасли, не связанные с уборкой дорог, — рассказал Куляжев.

По его словам, разброс зарплат водителей спецтехники составляет от 50 до 90 тысяч.

— Чемпион в этом отношении Горзеленхоз. Они летом выполняют большой объем в парках, в строительстве зеленых зон, в озеленении, на коммерческих объектах. За счет этого могут более-менее достойную зарплату в размере 90 тысяч для водителей обеспечить. Хотя насколько она достойна, тоже надо смотреть. Водители зимой работают в ночной период времени. Потому что только ночью возможно убирать дороги зимой. Кроме того, есть переработки. Если снег идет, то водителю, хочешь не хочешь, выходить приходится: разметать, посыпать, вывозить снег, чистить, — продолжил замглавы исполкома Казани.

Кроме того, количество операций на разных дорогах разное.

realnoevremya.ru/Владимир Васильев

— На федеральной трассе идет машина, груженная песком, с ковшом, отбрасывает снег на 15 метров от дороги, и она чистая. В Казани приходится сначала обработать, промести, поджать, а потом поставить погрузчик и вывезти этот снег, утилизировать его, почистить остановочные площадки, тротуары. Это гораздо более трудоемкая работа, чем на трассе междугородней, — заметил Куляжев.

Поэтому, продолжил чиновник, многие водители, которые летом работали на стройках и могли зарабатывать по 150 тысяч рублей в месяц, предпочитают «пересидеть» зиму в тепле, с семьей, без ночных смен и ненормированного графика.

Не по карману

По его словам, проблема, как всегда, кроется в недостаточном финансировании и неправильном его распределении.

— У нас есть городская часть бюджета, которая выделяется на содержание дорожной сети, а есть республиканская, которая выделяется каждый год отдельным протоколом. Мы не можем провести торги на долгосрочную уборку дорог. Все это влияет на экономическое состояние предприятий, — объяснил Куляжев.

Он добавил, что, несмотря на увеличение дорожных площадей почти на 600 тыс. кв. м, сумма, выделенная на зимнее содержание, не меняется на протяжении нескольких лет.

— В прошлом году — 1 млрд 130 млн. В этом году — 1 млрд 130 млн. На 2023—2024 год такая же сумма. Роста нет. Скажем, у предприятий, которые занимаются текущим содержанием федеральных дорог, долговременные, пятилетние контракты. Они могут рассчитывать и на приобретение техники, на какие-то лизинговые схемы, на строительство баз и т. д. У тех предприятий, которые задействованы в содержании дорог в республике, у них в основном трехлетние контракты. Каждый год компенсируется на 6% — на процент инфляции. Но Казань себе такого позволить не может.

А дворники, убирающие придомовые территории, вообще оказались неподконтрольны городу.

— На сегодняшний день содержание общего имущества многоквартирных домов — это полностью прерогатива граждан-собственников помещений. Собраться, оценить состояние дел в своем доме: сколько получают подрядчики, сколько платят людям заработную плату. Это все зависит от решений собственников, которые они принимают на своих общих собраниях. Сегодня закон таков, и Жилищный кодекс другого не предполагает: доля города составляет около 2,5%, которыми мы готовы голосовать на этих общих собраниях, — рассказал заместитель руководителя исполкома города Искандер Гиниятуллин.

realnoevremya.ru/Владимир Васильев

Он добавил, что из почти 7,5 тысячи домов в Казани 184 дома приняли решение о вывозе снега со дворов.

— С остальных дворов снег, конечно, тоже вывозиться будет, но источник финансирования будет искаться за счет каких-то других мероприятий: лишний раз что-то не будет сделано на доме, потому что чудес не бывает, — напомнил чиновник.

Гиниятуллин признался и в том, что в столице Татарстана дефицит дворников в реальности гораздо острее, чем принято считать.

— У нас есть тариф на содержание придомовых территорий. Он с 1 июля 2023 года стал 4,66 рубля на 1 кв. м. В рамках этого тарифа мы можем по нормативной заработной плате обеспечить 3 200 дворников. Сегодня у нас их 2 700, то есть 500 человек еще не хватает. Но если взять действующий норматив уборки, который разработан правительством РФ, и применить его к имеющейся убираемой площади с твердым покрытием во дворах, а это 25 млн кв. м, то, простая арифметика: делим на 3 630 кв. м нормативно убираемой площади и получаем порядка 6 700 человек. Дефицит вырисовывается уже совершенно другой. При наличии 2 700 работников нам не хватает еще около 4 тысяч дворников, а не 500, как мы это озвучиваем, — сказал Гиниятуллин.

Поскольку, по его словам, в ближайшем будущем эту проблему не решить, то надо искать другие, «нечеловеческие» варианты.

Заместитель руководителя исполкома города Искандер Гиниятуллин заявил, что из почти 7,5 тысячи домов в городе Казани 184 дома приняли решение о вывозе снега со дворов. realnoevremya.ru/Галия Шакирова

— Понятно, что для содержания такой армии дворников нужно иметь совершенно другой тариф: не 4,66 руб., а значительно больше. Я могу привести еще один пример. Возьмем наиболее типичный для города Казани пятиэтажный дом хрущевской застройки, где площадь жилья составляет менее 4 тыс. кв. м. Умножим на тариф на уборку и получим порядка 15 тыс. рублей в месяц. За эти 15 тысяч рублей должны обеспечить содержание придомовой территории: и зарплаты дворников, и налоги, и какой-то инвентарь. Обновить лопату, купить спецодежду. Мы все понимаем, что за 15 тысяч рублей (за минусом всех перечисленных расходов) мы в Казани людей на работу не найдем. А для того чтобы двор убирался, хотя бы один дворник на доме должен быть. Проблема на сегодняшний день может решаться более широким внедрением механизации с использованием специализированной техники, технологий, реагентов. Этот процесс движется. Более чем в полтора раза количество техники уже выросло за последние годы. Малая механизация начала активно применяться и разного типа реагенты. Уверен, что при должном подходе мы обеспечим нормативное содержание, хотя будет непросто, конечно, — резюмировал заместитель руководителя казанского исполкома.

Каждый раз как первый

Напомним, ранее каждый год первый снег становился катастрофой в Казани: весь город стоял в 10-балльных пробках, а с улиц и дворов его убирали по несколько дней. Прошлой зимой с последствиями декабрьских снегопадов окончательно разобрались только к середине февраля.

realnoevremya.ru/Владимир Васильев

За некачественную уборку в столице Татарстана тогда оштрафовали 542 компании. Но поток жалоб не прекращался до конца зимы.

В мэрии Казани объясняли перманентный снежный коллапс недостаточной уборкой снега и гололеда из-за нехватки рабочей силы. Сотрудники подрядных организаций утверждали, что не успевают бороться с гололедом, поскольку техника не справляется и приходится работать вручную.

Галия Шакирова
ОбществоВластьИнфраструктура Татарстан

Новости партнеров