Олеся Балтусова: «Мы планируем начать уже на следующей неделе»

Сегодня в Казани стартовал VIII сезон акции «Том Сойер Фест». Его открытие состоялось в зеленой зоне у домов №78 и 80/21 по улице Волкова. В этом году участники фестиваля вернулись к домам, которые реставрировали в 2016 году, чтобы привести их фасады в порядок. Кроме того, в рамках «Том Сойер Феста» было решено создать сквер, посвященный движению и старой Казани. Подробностям с нами поделилась помощник раиса Татарстана по вопросам сохранения исторического и культурного наследия Олеся Балтусова.
«Уходящей натуры все меньше и меньше»
По ее словам, работы начнутся уже на следующей неделе, а их фронт будет очень обширным:
— Мы планируем начать уже на следующей неделе. В этом году у нас довольно большой фронт работ и «главным героем» этого сезона будет брандмауэрная стена, наши партнеры выполнят все специальные работы, а потом волонтеры будут счищать старую краску, подготавливать поверхность и наносить новую краску. На брандмауэрной стене мы хотим изобразить историю из жизни старого дома, которой с нами поделился старожил Константин Лебедев. Каждый год в «Том Сойер Фесте» принимают участие около 300 волонтеров, мы работаем каждый день. Кто может, тот приходит, кто-то заглядывает на час, кто-то — на весь день.
Говоря о команде, Балтусова отметила, что работа движения является исключительно волонтерской, и поэтому пользу приносит даже обыкновенное внимание.
— У нас очень сплоченное братство, мы говорим: люди, помогите нам с лесами, они помогают нам с лесами, никто не отказал еще. Просто даже их внимание и то уже польза, у нас же нет финансирования — это чисто волонтерская инициатива.

Одним из самых крупных проектов в этом году станет сквер-музей. Как уточнила Балтусова, его целью будет сохранение истории старой Казани:
— В этом году также будет построен сквер, посвященный движению и старой Казани, у нас даже будет партнер по фонарям — фирма дает нам фонари безвозмездно. О таком месте мы мечтали изначально, как только начали заниматься охраной памятников, что нам нужен какой-то музей старой Казани. Каждый год мы понимали, что уходящей натуры все меньше и меньше, и ее надо где-то фиксировать. И решили найти для этого какое-то место. Когда стали здесь обследовать территорию, мы думали, что, может быть, поставим возле стены какой-нибудь наличник, потом эта мысль развивалась, мы посмотрели, что вся эта зеленная зона — муниципальная земля. Собравшись всей командой в управлении архитектуры, попросили у них содействия и вместе с нами подумать, возможно ли этот сквер вместе с нами сделать памятью казанского дворика? Они сказали, что все наши мысли совпали. Сейчас проект сквера находится в разработке.
Волонтерство — это семейное дело
Корреспондент «Реального времени» также пообщался с волонтерами движения, которые и занимаются работами по реставрации. Кто-то из них участвует в данной акции уже не первый год, а кто-то приходит в команду целыми семьями. Так, например, 18-летняя Асель Гизатова рассказала, что занимается волонтерством с самого детства, начав еще в 11 лет:
— Меня привела мама Анастасия, которая является координатором движения «Том Сойер Феста» на самый первый фестиваль, и вот так я стала волонтером. Сюда к нам приходят очень много людей с семьями, также приходят и наши бывшие участники с прошлых проектов, и Олеся Балтусова тоже пришла с семьей.
Участники вспоминают свою предыдущую работу на этой улице, отмечая ее уют:
— Я очень люблю улицу Волкова, там очень классная атмосфера и доброжелательные жильцы. Особенно хорошо, если у жильцов есть собаки — это огромный плюс к настроению.

Также стоит отметить, что данное мероприятие не оставляет равнодушными людей из разных городов. А кто-то, даже переехав в другое место, все равно возвращается, чтобы поучаствовать в мероприятиях:
— Я поступаю в Москву, но каждое лето я буду возвращаться сюда и участвовать в волонтерской работе, потому что это уже как часть моей жизни. Участвую в этом движении я для того, чтобы сохранить целым город, чтобы идти по улице, смотреть и наслаждаться тем, что ты внес какую-то частичку себя в этот город. Вот ты идешь по городу и видишь забор, а я его красила. Это очень приятное чувство, классно ощущать себя частью всего этого.
С чего все начиналось
Фестиваль по восстановлению облика деревянных домов «Том Сойер Фест» проводится в Казани с 2016 года. Цель проекта — сохранить исторический облик города, донести его ценность до жителей и туристов. Первый подобный фестиваль провели в Самаре в 2015 году, и уже сейчас активисты восстанавливают исторические сооружения в 76 российских городах и поселках. С 2016 по 2022 год в Казани силами волонтеров обновлено 16 домов.
Фестиваль носит некоммерческий характер и существует за счет пожертвований. Партнерами выступают строительные фирмы и технологи, типографии и музыканты, художники и журналисты, а также все неравнодушные люди города. Курирует фестиваль кафедра реконструкции и реставрации архитектурного наследия и основ архитектуры КГАСУ.
В этот раз «главным героем» проекта стала брандмауэрная стена, возраст которой — около 150 лет. Для ее укрепления пригласили специалистов, а украсят стену художники-граффитисты — среди них организовали конкурс на право оставить свой след в истории города.

За прошедшие годы в рамках фестиваля было восстановлено множество известных исторических сооружений: дома Печникова (на ул. Ульяновых 16), Лебедева, Виноградовой, Распоповой, Берлянда-Филипсона (на ул. Волкова), Филипсона (на ул. Лесгафта, 19). Кроме того были отреставрированы фасады старых деревянных жилых домов в статусе ценных градоформирующих объектов — на ул. Достоевского, Тукая, Калинина, Сары Садыковой и других.
В прошлом году активисты обновили беседку в Усадьбе Боратынского и Свияжский дебаркадер, на реконструкцию которого было выделено 155,95 млн рублей. Кстати это первый случай, когда в рамках казанского фестиваля восстанавливали не жилой дом, а плавучую пристань.












Подписывайтесь на telegram-канал и группу «ВКонтакте» «Реального времени».
комментарии
"Говоря о команде, Балтусова отметила, что работа движения является исключительно волонтерской, и поэтому пользу приносит даже обыкновенное внимание.
— У нас очень сплоченное братство, мы говорим: люди, помогите нам с лесами, они помогают нам с лесами, никто не отказал еще. Просто даже их внимание и то уже польза, у нас же нет финансирования — это чисто волонтерская инициатива".
Во-первых, скорее это не "братство", а "сестринство", судя по фотографиям.
Во-вторых, как это "нет финансирования"? А пожертвования и гранты?
В целом очень хорошо, что люди, которые не знают куда потратить избыток своего свободного времени, тратят его на хоть какое-то созидание.
Пусть и очень низко квалифицированную и мало производительную физическую работу.
Удачи и успехов!
Огромное финансирование!
Интересно, сколько стоит новый дебаркадер?
Миллионов 50?
Не понимаю...
Чем знаменит этот старый дебаркадер, что ему предпочитают 13 новых?
На старом дебаркадере на троих выпили бутылку водки Великие Учёные Королев, Курчатов и Ландау?
Все они, кстати, жили в Казани.
В чем ценность этого типового дебаркадера?
12 новых дебаркадеров были бы украшением Республики.