Новости раздела

«Банковская сфера в целом стабилизируется, но доступ к капиталу еще далек»

Стратегия «Татарстан-2030»: выстреливший ТОСЭР, задержка с «Иннокамом» и износ основных фондов

16 октября в Кабинете министров РТ состоялась сессия по реализации Стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. Этот документ республика приняла еще в 2015 году, но происходящие в стране геополитические и экономические изменения потребовали его корректировки. Заявленный в программе мероприятия председатель совета Фонда «Центр стратегических разработок» Алексей Кудрин приехать не смог. Поэтому свои предложения в стратегию вносили президент РТ Рустам Минниханов и один из разработчиков — директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре, заместитель генерального директора по научной работе АНО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» Борис Жихаревич. Подробности — в репортаже «Реального времени».

Новые «окна» ТОСЭР

Открывая заседание, Рустам Минниханов отметил, что комплекс мер, реализуемых в рамках республиканской, а также муниципальных и отраслевых стратегий, позволяет обеспечить позитивную динамику в экономике республики. Но вызовы, стоящие сегодня перед Татарстаном, в этих документах оказались не учтены.

— На повестке дня сегодня — геополитическая ситуация в России, антироссийские санкции, развитие таких технологий, как блокчейн, биг дэйт, искусственный интеллект. Поэтому необходимо скорректировать стратегию,- поставил задачу президент РТ.

Он напомнил, что в 2018 году ожидается принятие Стратегии развития РФ до 2035 года. И республике следует обеспечить максимальное включение республиканских стратегических инициатив в этот документ.

Координатором татарстанской «Стратегии 2030» выступает Министерство экономики РТ, поэтому с отчетным докладом выступил министр экономики РТ Артем Здунов, который попытался проанализировать ход выполнения программы 2030.

Новой точкой роста для экономики стала ТОСЭР, создание которой не было предусмотрено стратегией, но стало драйвером роста для Набережных Челнов.

Новым «окном возможностей», по мнению министра экономики РТ, для Татарстана станет создание территорий опережающего развития, подобных дальневосточным. Тогда ТОСЭР можно будет создавать не только в моногороде, но и на любой другой территории.

«Иннокам» не попадает в федеральные программы

После перечисления достижений, Артем Здунов рассказал о том, чего сделать не удалось.

— В 2016 году правительством РФ была принята концепция развития камского инновационного центра «Иннокам». Он должен стать одной из отправных точек к развитию экономики РФ. Залогом успеха развития кластера является включение его инфраструктурных проектов в федеральные целевые программы. К сожалению, на данный момент темпы включения проектов «Иннокама» оставляют желать лучшего», — заявил Здунов. Такая задержка отражается на реализации крупных татарстанских инвестиционных проектов якорных предприятий.

Для коренного перелома ситуации, по мнению чиновника, требуется слаженная работа отраслевых республиканских министерств с федеральными министерствами и ведомствами и институтами развития.

«Заводы, на которых работают роботы, не требуют ни света, ни тепла, ни кондиционирования»

Особое внимание министр экономики РТ уделил фундаментальным вызовам российской экономики.

— Мы можем с полной уверенностью предположить, что в ближайшее время все больше вещей вокруг нас будет походить на предметы из научно-фантастических фильмов, — обозначил перспективы Артем Здунов. — Ведущие мировые корпорации активно внедряют роботов, дроны, искусственный интеллект в свою операционную деятельность. Полностью роботизированный завод Tesla в Калифорнии почти прекратил издержки на персонал. А дроны компании Amazon полностью заменили складских работников.

В Татарстане тоже имеются успешные примеры внедрения высоких технологий в производство. Так, компания «Эйдос» и республиканский центр робототехники участвуют в проекте Национальной технологической инициативы по сенсорике и робототехнике. Внедряют свои разработки на КАМАЗе, на рынках США, Японии, Западной Европы, Турции. Но большинство татарстанских предприятий и российские компании, по оценке Здунова, подобные технологии не используют и даже не слышали о них. Статистические данные тоже говорят не в нашу пользу. Россия по уровню роботизированности значительно отстает от других стран. Плотность роботизации в стране в 70 раз меньше, чем в целом по миру. Министр экономики уверен, что если российские предприятия не будут внедрять новые технологии, они существенно ограничат свое присутствие на мировых рынках.

«Заводы, на которых работают роботы, не требуют ни света, ни тепла, ни кондиционирования,— напомнил министр экономики РТ. — Это положительно сказывается на производительности предприятий, себестоимости продукции, следовательно, и на конкурентоспособности. Нам надо прийти к этим решениям не позже наших конкурентов».

«Ваши действия пока такие очень незаметные»

Борис Жихаревич, оценивая итоги реализации татарстанской «Стратегии 2030», отметил, что как разработчик он гордится своей работой. Стратегию социально-экономического развития РТ до 2030 года он назвал «в каком-то смысле является эталонной, потому что в других регионах ничего лучшего не появилось». Но почивать на лаврах нельзя, уверен директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре, потому что конкуренты поджимают со всех сторон. Чтобы стратегия развития была хорошей, надо проводить регулярный мониторинг. Для следующего мониторинга Борис Жихаревич предложил включить в документ раздел актуальности стратегии и направления, в которых ее нужно модифицировать.

Подвел итоги выполнения Стратегии развития республики до 2030 года президент РТ. Оценивая деятельность Минэконома РТ по реализации Стратегии 2030, он назвал ее недостаточной. «Ваши действия пока такие очень незаметные. Если мы этим не будем заниматься, то все это забудется, и похороним. Надо работать активно», — сказал он.

Далее он прошелся по основным направлениям стратегии. Он напомнил, что основной акцент в стратегии «Татарстан 2030» делается на человеческом капитале как главном ресурсе, поэтому, по его мнению, основные упоры надо делать на сфере образования.

Минниханов поделился впечатлениями от посещения образовательного центра «Сириус» в Сочи и посоветовал более плотно работать с этой структурой.

— Я вышел с инициативой проводить биеннале не только молодых архитекторов, надо подключить туда и школьников. В рамках нашей стратегии надо усилить работу, — поставил задачу глава республики.

Следующим пунктом замечаний президента РТ стало повышение эффективности промплощадок и особых экономических зон. Рустам Минниханов призвал более активно сотрудничать с турецкими и китайскими коллегами, которые могли бы привести своих резидентов на татарстанские площадки. «Я с Козаком (заместитель председателя правительства РФ) говорил, чтобы наделить полномочиями управляющие компании, которые могли бы привлекать своих партнеров из-за границы. Это тоже форма развития. Эта работа могла бы войти и в федеральную стратегию, — уверен Рустам Минниханов.

— Реальная возможность создавать новые современные производства в машиностроении, нефтехимии или агропроме появится только тогда, когда мы инфраструктурно будем поддерживать эти бизнес-проекты, — обратился Рустам Минниханов к главам Минэконома РТ и Минпромторга РТ.

«Роман, по твою душу»

— Роман, по твою душу, — со следующим замечанием Рустам Минниханов обратился к министру информатизации и связи РТ Роману Шайхутдинову.

Речь шла о налогообложении резидентов «Иннополиса». По мнению главы республики, если республика создает IT-компании, надо предоставлять им налоговые преференции на 10—15 лет, чтобы они могли быть конкурентными на мировом уровне. «IT-отрасль не ограничивается Верхнеуслонским районом, Татарстаном или Россией. Этой темой надо заниматься более предметно и Николая Анатольевича [Никифорова] привлекать», — озадачил президент министра связи РТ.

«Если не будет инвестиций, ни четвертой, ни пятой промышленных революций не получится»

Прошелся Рустам Минниханов и по проблемам с доступом к банковским ресурсам.

— Банковская сфера в целом стабилизируется, но доступ к капиталу и финансам еще далек. Мы пока радуемся состоянию инфляции, но видим, что доступ к финансам ограничен и нужны какие-то механизмы. Я обращаюсь к нашим коллегам, в федеральной стратегии это надо как-то прописать. Если не будет инвестиций, ни четвертой, ни пятой промышленных революций не получится. Какая нам четвертая промышленная революция, если у нас износ основных фондов по некоторым направлениям составляет 60—80 процентов. Мы работаем на станках пятидесятилетней давности. А посмотреть энергетику или машиностроительные предприятия! С рентабельностью 7—8 процентов разве они могут что-то сделать по модернизации. Нужны какие-то механизмы доступа к капиталу, — эмоционально обозначил болевые точки татарстанской промышленности президент РТ.

В заключение своего выступления Рустам Минниханов поделился впечатлениями от встречи с китайским партнером КАМАЗА — директором машиностроительной компании «Weichai Power». По его словам, эта компания, которая выпускает грузовые автомобили, имеет оборот 30 млрд долларов:

«В 400 раз они выросли с нуля! А мы теряем наши рынки. И выросли они не просто так, там были сделаны серьезные инвестиции. И они стали мировым игроком. Если в федеральной стратегии не будут механизмов, которые позволят нашей индустрии быть конкурентной, нам будет сложно».

Евгения Газизова, фото prav.tatarstan.ru
ЭкономикаБюджет

Новости партнеров