Новости раздела

Радиф Кашапов: «Получилось так, будто мы не знали, что выдумать, и предложили открыть музей ОПГ»

Активисты Форума татарской молодежи имеют свои идеи развития Ново-Татарской слободы, которые пока не скорректированы с планами команды Линара Якупова

Радиф Кашапов: «Получилось так, будто мы не знали, что выдумать, и предложили открыть музей ОПГ»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Представители татарской молодежи предлагают свои идеи по преобразованию Ново-Татарской слободы — создание музея слободы, музея ОПГ и туристических маршрутов. Однако пока казанские активисты не поддерживают связь с малайзийской компанией, которую около года назад привлек бывший глава АИР Линар Якупов, а власти поручили превратить слободу в финансовый центр. Как стало известно «Реальному времени», на сегодняшний день предложения Всемирного форума татарской молодежи предоставлены в Управление градостроительства и архитектуры города — активисты надеются, что градостроители смогут отстоять исторический облик города. Впрочем, сам Линар Якупов отмечает, что у общественности была возможность высказать свои предложения и раньше — в июле уже были организованы семинары с участием ученых, студентов и владельцев участков в Ново-Татарской слободе.

«В Управлении архитектуры и градостроительства знают о нашем проекте»

В ближайшее время малайзийская компания APUDG должна представить на суд татарстанцев проект по превращению Ново-Татарской слободы в финансовый центр. Согласно грандиозному замыслу малайцев, Казань должна превратиться в финансовую столицу, подобно Лондону или Токио. Однако городские активисты, в частности представители Всемирного форума татарской молодежи, обеспокоились тем, что заграничные инвесторы могут не знать историю Ново-Татарской слободы, поэтому решили изучить ее самостоятельно и предложить собственные проекты. Об этом они рассказали в ходе пресс-конференции в «Татар-информ».

Впрочем, активисты признаются, что не общаются с малайзийскими экспертами напрямую.

— Но у нас есть связь с Управлением архитектуры и градостроительства Казани, и мы отправили им свои предложения. О нашем проекте они знают. Кроме того, мы поддерживаем контакт с заместителем начальника управления Тимуром Кадыровым — он ведет данный проект от имени Казани, — рассказал заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов.

По его словам, активисты уже отправили в ведомство не только свои предложения, но и информацию по памятникам и по истории территории. Ожидается, что статус памятников могут получить не только три мечети, которые расположились в Ново-Татарской слободе — «Иске таш», Белая мечеть и Розовая мечеть, но и другие объекты, в частности, дом Мазута и дом Козлова.

Кроме того, Всемирный форум татарской молодежи планирует развернуть масштабную работу по изучению такого феномена, как татарская слобода. По словам председателя форума Табриса Яруллина, в мире порядка 20 татарских слобод. Правда, некоторые из них уже начали исчезать. В частности, такая участь постигла татарскую слободу в Минске — она превратилась в обыкновенный квартал. В других городах они по-прежнему процветают. В качестве примера Табрис Яруллин привел слободу в Томске. Именно поэтому в будущем активисты собираются проводить День татарской слободы в разных российских регионах. Еще одна идея активистов — создание сайта, посвященного татарской слободе.

Линар Якупов: «Непосредственно от форума пока ничего не получали»

Отметим, что одним из татарстанских идеологов превращения Ново-Татарской слободы в финансовую Мекку является бывший глава АИРа и нынешний представитель IBFD FUND Линар Якупов. Мы связались с Якуповым и попытались выяснить, знаком ли он с проектами, которые предлагает Всемирный форум татарской молодежи.

— Непосредственно от форума пока ничего не получали. А так мы периодически предложения получаем, и действительно учитывается весь исторический аспект Ново-Татарской слободы. По всем объектам ножками прошлись — мы знаем, что и где там находится. И наши иностранные коллеги тоже очень дорожат всем этим, поэтому все учитывается, и будет несколько чтений документа, чтобы все мнения были учтены, — рассказал нашему изданию Линар Якупов.

По его словам, у казанцев уже была хорошая возможность высказать свои чаяния в июле, когда зарубежные специалисты приезжали в столицу Татарстана и было проведено несколько семинаров, где обсуждался в том числе и исторический аспект проекта.

— В июле мы с широкой общественностью работали, приглашали всех специалистов, студентов, ученых, инфраструктурщиков, владельцев земель со всеми работали, — отметил Линар Якупов и подчеркнул открытость для широкой аудитории.

По его словам, предполагается, что очередной этап презентации пройдет в январе. Тогда будут учтены все замечания и появится финальная версия проекта. Презентовать его будут рабочей группе, состоящей из представителей мэрии, кабинета министров, аппарата президента.

Подробностей проекта Якупов раскрывать не стал. Мы поинтересовались, удалось ли достигнуть договоренности с собственниками участков, которые в конечном итоге должны быть использованы для строительства масштабного делового центра.

— По крайней мере у всех есть понимание того, что с территориями надо делать. Все остальное будет зависеть от бизнес-модели, которую мы покажем в своем технико-экономическом обосновании, — ответил Линар Якупов.

Кружок Ямашева на Меховщиков и потомки Фатиха Амирхана

Чтобы доказать значимость Ново-Татарской слободы, Айрат Файзрахманов провел небольшой исторический экскурс. По его словам, в начале ХХ века во многих российских городах были татарские слободы, и Ново-Татарская слобода была среди них одной из самых крупных. Здесь преимущественно жили рабочие, которые, понятно, вели далеко не самый богатый образ жизни. Тем не менее общественная жизнь в Ново-Татарской слободе кипела. В частности, в мечети «Иске Таш» был самый большой приход — здесь было записано 1 200 мужчин.

Поскольку слобода была рабочей, активную пропаганду среди ее жителей вели большевики. В частности, в свое время на ул. Меховщиков, 17, располагался большой трехэтажный дом. На первом этаже этого дома в комнатах сестры Хусаина Ямашева Хадичи собирался кружок социал-демократов. Также сохранились воспоминания о том, что в гостях у Ямашева бывал и известный татарский поэт Габдулла Тукай.

Еще один интересный объект Ново-Татарской слободы — дом, где жила семья татарского писателя Фатиха Амирхана. В XIX веке здесь жили его дед Хусаин Амирханов и отец Зариф Амирханов, которые смогли собрать сильную мусульманскую общину. В этом доме бывали Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани. Однако в 90-е годы прошлого века он был утрачен.

— Если пойдет речь о восстановлении зданий в Ново-Татарской слободе, на мой взгляд, в первую очередь должен быть восстановлен дом Амирхановых. Это может быть и новострой, но история этого дома и этой семьи должна быть сохранена, — подчеркнул Айрат Файзрахманов.

«В истории есть и темные страницы. Их надо изучать с научной точки зрения»

Как будет выглядеть проект малайцев в конечном итоге, сказать никто не берется. По словам Айрата Файзрахманова, известно, что он предусматривает исламский финансовый центр под названием «Восточный», а также многоэтажную застройку.

А вот предложения казанских активистов хорошо известны. Во-первых, они считают, что феномен слободы нужно изучить лучше, поэтому предлагают организовать музей слободы. Вторая идея — создание туристического маршрута. Предполагается, что сначала туристы посещают Болгар, откуда возвращаются в Ново-Татарскую слободу (ведь есть возможность воспользоваться водным транспортом, благо именно в слободе расположен речной порт). И последним пунктом маршрута может стать Старо-Татарская слобода. Таким образом, приезжие могли бы познакомиться с татарской Казанью.

Проводить экскурсии предлагается с помощью аудиогида — так посетители могут узнать много интересных фактов по истории Казани и татар.

Напомним, что раннее в СМИ появилась информация о том, что в Ново-Татарской слободе также может появиться музей ОПГ. Однако, по мнению заместителя председателя Всемирного форума татарской молодежи Радифа Кашапова, данная новость была растиражирована весьма странным образом — представители некоторых изданий, опубликовавших ее, вовсе не присутствовали на мероприятии и ограничились ее перепечаткой с соответствующими комментариями.

— Получилось так, будто мы не знали, что выдумать и предложили открыть музей ОПГ. Люди восприняли это как какой-то музей юмора. Идея была другой. В Казани был такой феномен, отказаться от него нельзя, — говорит Радиф Кашапов.

По его словам, идея имела другую подоплеку и строилась на изучении культурных кодов. А история Ново-Татарской слободы имеет и криминальные страницы, связанные с деятельностью ОПГ «Ново-Татарские». По мнению Радифа Кашапова, на сегодняшний день образ группировщиков, преступников несколько романтизирован, а музей ОПГ должен показать, как ситуация обстояла в реальности и помочь избавиться от этого романтического ореола.

— В истории есть и темные страницы. Их надо изучать с научной точки зрения, поскольку, как написал Ровель Кашапов в своем «Фейсбуке», изучение ОПГ есть и в музее МВД, и никто им не говорит о том, зачем они разместили информацию о ОПГ. Может быть, для кого-то это станет развлечением. Но другим можно было показать историю Казани, — пояснил Радиф Кашапов.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров