Новости раздела

Булат Рахимзянов: «Недалеки времена, когда в Швеции премьер-министром будет араб или чернокожий»

Колонка казанского историка о Швеции и исламском форуме в Упсале

На днях в городе Уппсала (Швеция) состоялась международная научная конференция «Образ ислама в России». Форум вызвал нешуточные дискуссии в социальных сетях. «Реальное время» уже публиковало интервью с одним из организаторов конференции Ренатом Беккиным. Свои пять копеек решил добавить другой участник шведской встречи казанский историк и наш колумнист Булат Рахимзянов, который гостил в скандинавской стране 10 дней. В своей колонке автор рассуждает о науке, системе распределения социальных благ, эмигрантах и красоте шведок.

Аффилированные с Западом «русские»

Скажу сразу, университет Уппсалы — один из старейших в Европе (был основан в 1477 году). С 2010 года в нем функционирует Центр российских и евразийских исследований (UCRS). Как сообщил мне компетентный источник, Центр был создан после вмешательства России в конфликт в Абхазии 2008 года, что, конечно, наводит на определенные аналогии с образованием гарвардского Дейвис-центра по изучению России, созданном после известной речи У. Черчилля в 1946 году, где он впервые явно обозначил СССР как потенциального противника Запада.

На обсуждение на конференции были вынесены проблемы, связанные с восприятием «чужих» культур и идентичностей. Как заявил организатор конференции доктор Грегори Симмонс, вопросы этнической и религиозной идентичностей в достаточно сильной степени находятся под влиянием различных игроков политической сцены, и это приводит к дефициту столь необходимого открытого обсуждения темы. Форум поставил свой целью выявить, как ислам понимается, изучается и проецируется в общественной и медиасферах в современной России. Для достижения этих целей конференция была задумана и организована как мультидисциплинарная, чтобы осветить различные аспекты проблематики, как исторические, так и современные. Поэтому дисциплины, представленные на мероприятии, включали историю, политические науки, социологию, религию и массовые коммуникации, однако не ограничивались ими. Основной вопрос, который решали организаторы конференции — как ислам представляет себя «другим» сообществам и как эти сообщества воспринимают эту религию и реагируют на нее.

В конференции приняли участие многие представители России, в том числе из Казани. Были и люди, выросшие в России, но на данный момент аффилированные с американскими, британскими, шведскими и другими научными центрами. Поэтому спектр мнений был чрезвычайно широк.

На обсуждение на конференции были вынесены проблемы, связанные с восприятием «чужих» культур и идентичностей

«Специалисты из России «увязли» в фактографии событий и только протоколируют их»

Сейчас я не могу согласиться с мнением, которое и сам разделял в научной молодости, что специалисты из России «увязли» в фактографии событий и только протоколируют их, не поднимаясь до аналитики, а т. н. «западные» ученые витают в академических облаках, полностью оторвавшись от источников, занимаясь фантазированием и конструированием реальности, исходя из собственных представлений о ней. Доля истины в таком взгляде, конечно, есть, но лишь доля. Думаю, прав был Л. Гумилев, говоря о том, что на действительность можно иметь три взгляда: смотря из мышиной норы, с кургана и с высоты полета орла. Видимая с этих позиций одна и та же реальность будет несколько различаться, что совершенно нормально. Все три видения реальности нужны и взаимодополняют друг друга. Неспроста российские научные степени четко обозначают дисциплину, в которой она получена — «кандидат исторических, биологических, физических наук». В англосаксонской же системе все они — Ph.D., т. е. — «доктор философии» (Philosophy Doctor), и только иногда и во вторую очередь уточняется — «Ph.D. in Russian History», например. В первую очередь все они — «философы». Это накладывает определенный отпечаток на стиль мышления и презентацию своих мыслей.

Конференция была отлично организована и проведена, за что спасибо шведскому Swedish Riksbankens Jubileumsfond, который, как сообщил мне тот же компетентный источник, выделил весьма немалую (по шведским меркам) сумму на проведение конференции. Отдельное спасибо — доктору Грегу Симмонсу, сотруднику URCS, который был внимателен к каждому участнику вне зависимости от его статуса и лично нес на себе все организационные тяготы. Организаторы оплатили проезд, проживание и питание в дни конференции. Информация о конференции размещена здесь.

За неделю я с помощью моего друга Миши посетил Стокгольм, неоднократно гулял по Упсале

Кармическая «обратная связь»

Я счел, что будет грешно не воспользоваться гостеприимством шведской стороны, и взял неделю за свой счет. Мой хороший друг и коллега, также сотрудник URCS, доктор Михаил Суслов похлопотал о том, чтобы я жил в уютном шведском пригороде Упсалы Савийя, до которого от центра города ехать 10 минут на автобусе. Правда, путь лежит через поля, что создает впечатление отдаленности. Это поселок таун-хаусов в шведском лесу. Воздух чрезвычайно свеж и пахнет соснами. Проезд на автобусе по транспортной карте стоит 120 рублей в переводе, если же платишь кредиткой «на борту» — все 266 рублей (цены в Швеции высокие; правда, и зарплаты тоже).

Что запомнилось — я ни разу не заплатил за 10 дней наличкой, которой у меня попросту не было (в Швеции — не евро, а кроны). Все автоматизировано и очень удобно. Рублевая зарплатная карта прекрасно работала в Швеции. За неделю я с помощью моего друга Миши посетил Стокгольм, неоднократно гулял по Упсале, а также побывал в небольшом городке Sigtuna. На мой субъективный взгляд, страна напоминает Германию — все так же чисто и аккуратно, продуманно и четко работает. Однако создалось впечатление, что в Швеции все еще чище и новее. Все прекрасно говорят на английском, начиная от 10-летних детей и заканчивая пожилыми людьми и представителями таких экзотических стран, как Сомали (встретил разговорчивого сомалийца на остановке; кстати, выглядел и вел он себя, как хозяин жизни здесь, в Швеции).

Эта эпизодическая встреча заставила меня задуматься о шведской государственной системе распределения материальных благ. Как государство, так и его коренные жители явно изнежились в своей обеспеченности, что приводит к некоторым перекосам. Эмигранты явно паразитируют на чужой обеспеченности, зачастую ничего не делая, но неплохо живя здесь. Правда, ранее, в Средние века и раннее Новое время так же паразитировал на аборигенах и столь политкорректный и «демократичный» западный мир, ограбив половину земного шара во времена Великих географических открытий. Так что, на мой взгляд, сейчас им приходит кармическая «обратная связь», что в космическом отношении справедливо. Мне показалось, что не столь далеки времена, когда в Швеции премьер-министром будет араб или чернокожий житель Земли. По крайней мере, в школе, где я иногда обедал, чисто внешне этнических шведов среди детей была треть, наверное. Остальные — в основном представители арабского мира. Вели они себя не очень интеллигентно.

Скажу сразу, университет Упсалы — один из старейших в Европе (был основан в 1477 году). С 2010 года в нем функционирует Центр российских и евразийских исследований (UCRS)

А король-то… богатый

Кстати, несмотря на в некотором роде уравнительную систему распределения благ, шведский король, как мне сообщили, имеет как минимум дюжину действующих замков в Швеции, один из которых, что я видел в Стокгольме, выглядит как половина Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Я не особый любитель музеев — предпочитаю просто гулять по городу, куда глаза ведут. Так я и делал как в Упсале, так и в Стокгольме. Но один музей все же посетил — Музей крепких напитков. Как выяснилось из просмотра, его смело можно переименовать в Музей антиалкогольной пропаганды. Оказывается, у шведов весьма неоднозначные отношения с алкоголем: пили они изначально много (климат суров), но позже, в XX веке, осознав свою страсть к выпивке как пагубную, стали с ней бороться. Музей предлагал «ощутить все прелести похмелья», например (думаю, вряд ли россияне нуждаются в таком «виртуальном» опыте, имея за плечами в этом вопросе богатую фактическую базу). Неспроста самые известные в мире водочные бренды (только их продают в США, например, в супермаркетах) — «Столичная» из России и «Абсолют» из Швеции.

Еще я понял, что в Швеции очень красивые девушки, при том что я сам предпочитаю совсем другой типаж женской красоты. Однако рослые фигуристые шведки с лицами как из модельного агентства меня весьма впечатлили. Дополняли приятные мысли о женской части Швеции колоритные арабки с наманикюренными уже с юного возраста ногтями. В общем, посмотреть было на что.

В целом, как конференция, так и страна мне очень понравились. А Россия и Казань с их непринужденностью и некоторой брутальностью мне, конечно, роднее. Есть с кем поговорить.

Булат Рахимзянов
Справка

Рахимзянов Булат Раимович — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Новости партнеров