Павел Шмаков: «Лучшие школы России имеют прямую поддержку властных структур»
Как школы добиваются высоких результатов в погоне за рейтингом?
На днях россияне узнали, какие школы в этом году стали лучшими в стране. «Реальное время» выяснило, что в топ-500 попали два десятка татарстанских учебных заведений. Известный российский и финский педагог, директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков проанализировал этот «хит-парад». Своими выводами колумнист делится в авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты.
«В Финляндии нельзя сравнивать школы»
Опубликован рейтинг лучших школ России. Ясно, кто они — первая пятерка, первые 25, лучшие 500… А вот в Финляндии нельзя сравнивать школы. Нет ни элитных школ, ни «слабых» школ. Все школы страны имеют одинаковое по качеству оборудование, равные возможности и финансирование, зависящее от количества детей, а не от места расположения.
Много государственных школ, а в частных (аккредитованных) — большую часть расходов берет на себя государство. Живя там, я преподавал химию, физику и математику как в частных, так и в государственных школах. Разницу между частными и государственными увидеть не всегда возможно. В частных родители вносят небольшую оплату. Часто это «педагогические» лаборатории, школы, работающие по методикам Марии Монтессори, Селестена Френе, Рудольфа Штайнера, школы с преподаванием на английском, немецком, французском. В Финляндии можно сравнивать лицеи, куда поступают по конкурсу аттестатов. Можно сравнивать университеты.
Цветные здания — светлое отношение к детям
Итак, рейтинг российских школ. Какая лучше? И почему? На первом месте петербургский Президентский физико-математический лицей № 239, старейшее и одно из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга. Лицей имеет прямую поддержку президента России Владимира Путина.
На втором месте — саранский лицей, созданный всего-то 6 лет назад! Директор школы из столицы Мордовии Евгений Вдовин причиной успеха называет поддержку руководства республики, которая дает возможность платить достойную зарплату педагогам. «Мы можем приглашать ученых из ведущих вузов страны (они регулярно выступают у нас с лекциями), а также вывозить детей на учебно-тренировочные семинары и сборы за пределы региона», — отмечает Вдовин.
В Саранске, городе, неожиданно взлетевшем в рейтинге лучших школ России, очень много по-детски разноцветных зданий (слишком много?). Талантливому фотографу и блогеру Илье Варламову это не нравится: «…Скажите честно, что вы там принимаете в своем Саранске? Почему у вас все цветное? Куда ни посмотри — везде буйство красок».
А по-моему, это тоже один из факторов, определивших светлое отношение к детям в Саранске. Мы вот не смогли добиться, чтобы здание нашей школы СОлНЦе в Казани выглядело радостно. Вот и учим детей в желтом доме, гармонично сочетающемся по цвету с соседними зданиями Федерального управления исполнения наказаний и Прокуратуры республики.
«Интересно, что управляющие советы и 1329-й, и 57-й школ возглавляет известный экономист, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау». Фото Романа Хасаева
Скандальная школа — тоже в рейтинге
На третьем месте в этом году школа № 1329 Москвы, четвертую строчку рейтинга заняла школа-интернат им. А.Н. Колмогорова. Выпускники СУНЦа, воспитавшего сотни ученых мирового уровня, смогли добиться пару лет назад увольнения директора Андрея Андриянова, чья диссертация оказалась поддельной.
В этом году с третьего на пятое место спустилась элитная 57-я школа Москвы. Профессиональный уровень учителей этой школы неоспорим. Но много лет молчали некоторые из них, слыша и зная о «неуставных» отношениях учителя со школьницами. Того самого учителя, кто был президентом благотворительного фонда помощи «Друзья 57-й школы». Фонда, обеспечивающего высокую зарплату педагогов школы. Интересно, что управляющие советы и 1329-й, и 57-й школ возглавляет известный экономист, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау.
Школу 57 вытаскивает из кризиса совет выпускников. И именно выпускники СУНЦа добились выздоровления своей школы…
Таким образом, лучшие школы России, находящиеся в столицах, имеют прямую поддержку властных структур существенно выше муниципального уровня, достойную оплату труда высокопрофессиональных педагогов, также превышающую среднероссийскую. Во время школьных кризисов существенна роль управляющих советов и выпускников.
«Яркий, неоспоримый лидер уже много лет — 131-я школа — по олимпиадным и ЕГЭ успехам впереди нас. Но по развитию (после ухода 35 лет ярко и профессионально руководившего школой И.А. Савельева) ситуация там сейчас хуже, чем у нас». Фото kzn.ru
Казань в хит-параде
Можно «посчитать» и наши казанские школы. Яркий, неоспоримый лидер уже много лет — 131-я школа — по олимпиадным и ЕГЭ успехам — впереди нас. Но по развитию (после ухода 35 лет ярко и профессионально руководившего школой И.А. Савельева) ситуация там сейчас хуже, чем у нас. В 131-й школе публично стал оправдываться прием детей (цитирую) «с учетом административного ресурса». Проще говоря, «по звонку» вышестоящего начальства. Соответственно, появились выпускники, сдающие ЕГЭ существенно ниже среднего по школе. По очень хорошей школе!
В 122-й школе после смерти великой Ж.А. Зайцевой также ситуация медленного регресса. Сейчас (раньше этого не было) из 122-й школы к нам приходят ребята, объясняя, почему они оттуда бегут. Стало больше формализма, меньше творчества. И это — в одной из самых, несомненно, лучших школ города и республики!
«Лобачевского» и 19-я школа давно, скорее, креативно мертвы, чем живы. Но, как и всегда в ситуации с богатыми и знатными, благодаря щедрой финансовой поддержке еще долго могут держаться на плаву, не более того.
«Лицей Иннополиса и IT-лицей развиваются, это видно. Они еще в начале этого пути, но карабкаются, да еще им помогают и поддерживают сильные мира сего. Впрочем, в IT-лицее хорошо понимают, что сыр бесплатным бывает только в мышеловке». Фото kpfu.ru
В погоне за результатами
Лицей Иннополиса и IT-лицей развиваются, это видно. Они еще в начале этого пути, но карабкаются, да еще им помогают и поддерживают сильные мира сего. Впрочем, в IT-лицее хорошо понимают, что сыр бесплатным бывает только в мышеловке. В погоне за рейтингом, как утверждают мамы на сайте supermamki.ru, во время ОГЭ на стенках туалетов как будто имеются правильные решения заданий по математике и якобы учителя слишком быстро написавших отправляют туда… Еще рассказывают, что при поступлении родителей предупреждают, что при наличии годовых троек им придется забрать своих детей из престижного лицея. Чтобы красивую картинку высоких результатов не портили. А если не заберут… Впрочем, обычно родители все понимают правильно.
А в лицее Иннополиса все продумано, как и в ныне знаменитом саранском лицее для одаренных детей. Зарплата преподавателей там достойная. И несравнимая с зарплатами учителей в школах для «обычных» детей.
Правильно ли это? Не знаю. Если говорить о результатах, то они, конечно, будут при таком подходе. А вот с этической стороны, мне думается, это, мягко говоря, не хорошо. Потому в нашей России такая пропасть между элитными школами и «обычными». Между несколькими процентами хороших школ для хороших детей (и для детей хороших родителей) и большинством остальных школ. Для тех, кто не заслужил хорошего образования…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников. Колумнист «Реального времени».
- Родился в Казани в 1957 году.
- В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
- В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
- В 1992—2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
- В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004—2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004—2006 годах учился в Университете Хельсинки.
- В 2006—2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
- В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
- В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
- В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.