Новости раздела

«Они связывают свое будущее с двором! Человек выпал из процесса создания будущего страны»

Татарстанскую деловую элиту и чиновников пригласили на выездную сессию экспертов Кудрина обсудить стратегию Росссии

Какие вызовы препятствуют экономическому росту России и можно ли выработать иммунитет к постоянно повторяющимся в стране кризисам? Под многозначительным слоганом «Вглядываясь в будущее. Какой будет Россия через 10 лет» эксперты Центра стратегических разработок провели первую двухчасовую дискуссию среди татарстанской деловой элиты для подготовки предвыборной президентской экономической программы. Ответный месседж оказался неоднозначным: стратеги-экономисты бичевали российских олигархов за давление на экономическую политику, а муниципалитеты простодушно пожелали перестать России пытаться кого-то перегонять на мировом рынке.

Эксперты Кудрина возьмут экономические «пробы» в семи регионах

Экономические программы, которые «пишутся» чуть ли не каждый год, давно вызывают отторжение из-за бутафорской риторики. Но на этот раз на приглашение Центра стратегических разработок (ЦСР) принять участие в рабочей сессии «Вглядываясь в будущее. Какой будет Россия через 10 лет» откликнулись все, кого позвали. Особый интерес к ЦСР объясняется тем, что команда во главе с экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным выступила разработчиком новой программы развития страны, которая должна стартовать уже в 2018 году. Именно на этот год в стране намечены президентские выборы, то есть эксперты ЦСР фактически приступили к подготовке президентской предвыборной программы.

Понимая значимость предстоящей программы, на рабочую сессию в Казанскую ратушу съехались многие отраслевые министры, главы депутатских комитетов Госсовета, промышленники, руководители многих муниципальных образований — все те, от кого эксперты ЦСР ждали живого диалога по проблемам экономического развития страны. Добавим, что Казань вошла в число семи крупных городов, где пройдут выездные стратегические сессии ЦСР. Одновременно с Казанью в этот день проходила дискуссия с представителями органов власти и деловых кругов в Ростове-на-Дону, а затем встречи пройдут в Екатеринбурге и Иркутске, замыкающими в этой серии станут Владивосток и Севастополь. А сама поездка экспертов ЦСР началась с Воронежа.

«В большой и разнообразной стране мы выделили такие регионы, которые сильно выделяются на общем фоне, — объяснил руководитель проекта ЦСР Андрей Яковлев. — Именно поэтому были выбраны Владивосток и Севастополь. Казань и Воронеж «выделились» как регионы с лучшими практиками, а Екатеринбург и Ростов — это центры, где сосредоточена экономическая активность». Иначе говоря, именно в этих регионах экспертами будут взяты «пробы» экономического состояния страны для подготовки президентской программы.

Сколько можно искать компромисс между финансовыми группировками?

Объясняя задачу казанской выездной сессии, Андрей Яковлев, руководитель экспертной группы ЦСР, пояснил, что в руководстве страны есть понимание того, что перед страной стоят серьезные технологические вызовы. «Мы должны конкурировать в глобальном пространстве. И без ускоренного технологического развития с опорой на промышленную базу страны мы не сможем обеспечивать свои позиции — ни экономические, ни социальные, ни политические. Вопрос в том, где источники экономического роста? Как обеспечить достойное место России в мире по всем основным параметрам — экономическим, социальным, геополитическим? По сути, нужно найти возможные варианты решений для достижения этой цели», — сказал он. Эксперт уверен, что выстроить связную и реализуемую программу нельзя без понимания того, «какие вызовы видят перед собой в регионах и какие решения они готовы предложить», а от идеологических шаблонов эксперты намерены уходить. Главное — обеспечить экономический рост.

Однако глава комитета по экономике и финансам Марат Галеев с ходу перевел дискуссию в федеральную плоскость, задав немного провокационный вопрос о сильном влиянии олигархии на экономику страны. По его мнению, на экономическую политику страны сильно влияют крупные финансово-промышленные группы, которые часто преследуют собственные интересы, а они оказываются выше интересов страны. «Как можно в проектном режиме рассматривать проблему глобального роста ВВП и все это время искать компромисс между финансовыми группировками? Разве может поиск такого баланса привести к процветанию», — риторически воскликнул он. По его мнению, влияние олигархии — это серьезный вызов, и нужна сильная политическая воля для ее нивелирования. Позже он привел пример того, как обсуждалась прокладка маршрута международного транспортного коридора «Европа—Западный Китай» по территории России. Как известно, Татарстан соперничал с Башкортостаном. По словам Галеева, каждый регион тянул в свою пользу в ущерб общим интересам. «Для того и нужно федеральное руководство, чтобы блокировать «местечковость» в сквозных мегапроектах», — заключил он.

Андрей Яковлев согласился с наличием этой проблемы. «Влияние подобных групп не уникально для России, это есть даже в самых демократических странах, — заметил он позже в беседе с «Реальным временем». — Но там выстроена система противовесов, а у нас долго не получалось выстроить подобную модель. Подстраивание политики под их интересы привело к кризису 1998 года, и сейчас мы находимся в подобной ситуации в плане ожиданий на будущее».

Страшно, когда люди видят будущее лишь в благоустройстве двора

Один из авторов стратегии «Татарстан-2030» Владимир Грицких поддержал коллегу: «Я согласен с тем, что пока не формулирована конечная цель — каким видит будущее страны первое лицо страны, можно блуждать в потемках. Но если цель будет сформулирована исходя из группы сложившихся интересов, то мы будем отставать».

Но больше всего его волнует отстраненность населения, которое «начинает закупориваться в своих интересах», «перестает интересоваться экономикой и стратегией страны».

— При опросе на сайте Казани мы задали вопрос: какие проблемы вы видите в будущем для себя. И все пишут — благоустройство двора! — патетически воскликнул Владимир Грицких. — Они связывают свое будущее со двором! Никто не обсуждает проблемы образования — это странно. На мой взгляд, это самая главная угроза для страны, ведь человек выпал из процесса создания будущего страны. Конкуренция с Башкирией нам не интересна, надо быть конкурентоспособным на глобальном уровне, — выдохнул он.

После некоторой паузы он продолжил рассуждать о конкурентоспособности. «Хотим мы или нет, но должны признать, вся страна не сможет одинаково развиваться, — начал он. — В любом случае будут формироваться лидеры, а возле лидеров могут формироваться промышленные и образовательные кластеры», — прозрачно намекнул Грицких на Татарстан.

Марат Сафиуллин также указал на слабые позиции России в мире: «Занимая менее 2% мирового ВВП, говорить о каком-то мейнстриме или о формировании своего пути сложно, — заметил он. — Для того, чтобы продвигать что-то на мировом рынке, нужна все-таки некоторая экономическая масса, которой у нас не хватает».

Глава «Татнефтехиминвестхолдинга» Рафинат Яруллин попенял федеральным властям за то, что в стране слабо налажена переработка сырьевых ресурсов. «Можно было развивать газохимию, на которую требуется всего 30 млрд рублей, а мы все строим «Южный поток»», — укоряющее заметил он. — Нужно перерабатывать не только газ, но лес, металл и даже отходы», — призвал он.

«Может, стоит торговать водой? Тогда мир будет в очередь к нам стоять?»

Главы муниципальных образований, напротив, рады тому, что «людей больше интересуют дворы и окружающая среда». При этом представитель исполкома Казани неожиданно посетовал на слабый индекс деловой активности предпринимателей, которых сдерживают административные барьеры. «На наш взгляд, недостаточно делается для раскрытия потенциала малого бизнеса как источника развития экономики и пополнения бюджета, — пояснил он. — Нам нужно выстраивать четкие алгоритмы, сокращать административные барьеры. Стимулом к развитию предпринимательства послужило бы развитие обрабатывающих отраслей, а значит, и человеческого капитала». А глава Зеленодольского района Александр Тыгин и вовсе предложил остановить гонку за мировыми лидерами. «Насколько я помню, мы всегда стремимся кого-то обогнать! Может, не надо ни за кем бегать? Может, стоит банально торговать водой? И весь мир будет в очередь к нам стоять? Я предлагаю остановить гонку», — улыбнулся он.

В перерыве Андрей Яковлев сообщил журналистам, что программа будет готова к маю этого года. «Сама программа не будет иметь финансирования, но в ней будут заложены проекты для реализации — по сути, они будут привязаны к новому президентскому циклу», — рассказал он, давая понять, что программа — не очередная «пустышка» для бизнесменов, и было зачем «копья ломать» за круглым столом.

Луиза Игнатьева
комментарии 5

комментарии

  • Анонимно 05 окт
    как же без финансирования?
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Иммунитет если и можно создать, то он в такую сумму влетит, что вряд ли такую наскребем
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    страна не нуждается в нашем участии, мы рабы
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    у страны нет будущего!
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    переработка отходов просто больная тема
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров