Новости раздела

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»

Как татар тюбетейка объединяет

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»
Фото: Бем Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер

В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.

Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.

Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.

Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.

Распространенный тип каляпуш

Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.

Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.

«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.

При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге

Турецкие веяния

Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.

К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.

Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».

То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваемой. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский костюм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Дина Гатина-Шафикова
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 года окончила исторический факультет на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы — сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист интернет-газеты «Реальное время».

Новости партнеров

комментарии 42

комментарии

  • Анонимно 24 авг
    этот аксессуар объединяет не только татар) у меня несколько знакомых его с удовольствием носят, хотя один православный, другой еврей, третий - просто модный молодой человек, любящий эксперименты))
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    на всех языках это слово звучит смешно)
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    А это уже ваш этномаркер. ;)
    Ответить
    Анонимно 20 окт
    смешно так смешно.Дай алла тебе здоровья.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Радует, что возвращается мода на калфаки (тюбетейки-то и так частенько можно увидеть)
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Так уж и мода. А тюбетейки помню с детства. Поначалу они меня удивляли, потом стал четко воспринимать их как этномаркер.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Хорошая и полезная статья
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Спасибо Дина! Ирек.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Интересная статья!
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Молодец!
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    считаю, что дизайнеры молодежной моды Казани идут в нужном направлении - уже выпускаются модели головных уборов для девушек и женщин в виде легкой чалмы или платков, завязываемых в стиле аля Восток (не путать с диким нам хиджабом). Но, для мужчин, увы, ничего не предлагается. Хотя, ту же самую форму тюбетейки, можно было бы использовать как основу, заполнив её современными темами моды. Некоторые художники имеют возможность носить такие. Не знаю, откуда привозят)
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Все-таки нелепо выглядят в деревнях татарские (и, наверное, башкирские) парни, у которых на макушке тюбетейка, в руках пиво, в зубах сигарета. Диссонанс прямо! Пусть или тюбетей снимут, или курево и алкоголем уберут.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Это где же вы такое видели? В какой деревне? Ну правда интересно.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    В Верхнеуслонском р-не, когда приезжал к тете. В Актанышском р-не, где живет приятель. Говорили, в башкирских деревнях подобную картину видели. Просто поезжайте в деревню, сами увидете
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Конкретнее, в какую деревню? Бывал в деревнях и никогда не видел ребят в тюбетейках с пивом.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    вмешаюсь в ваш разговор. я месяц назад на татарской свадьбе был в казани. половина мужиков в тюбитеях сидели и водку пили. потом многие выходили покурить. кто-то матерился. обычное явление. не надо делать круглые глаза, будто мы татары такие святые. всякие мы.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Вместе с тюбетейкой от пива кодируют, что ли?
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Тюбетейки одевают на религиозные мероприятия, где пива не пьют. Не нужно думать, что тюбетейки в деревнях - это повседневный головной убор.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Святыми нас не назовешь, но бухающих в тюбетейках действительно не видел.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    не только на религиозные мероприятия одевают
    Ответить
    Анонимно 02 сен
    и я не видел, правильных татар с пивом и сигаретой.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Хорошая информацию. Скопирую себе на стеночку
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Более-менее приличная татарская тюбетейка стоит от тысячи рублей. Если еще расшитая нитями, бисером, то от 1,5 тысячи рублей и выше. Такке (тюбетейка в виде вязаной шапочки, популярна в Турции) стоит рублей сто. Дагестанские-чеченские тюбетейки стоят около 500 рублей. Тюбетейки, пошитые в Китае, стоят около ста рублей. Узбекские тюбетейки-пирамидки - 300 рублей.
    Тататарская тюбетейка вытесняется китайскими аналогами и турецкими такке. В мечетях РТ имеенно таких больше. И каляпуш ввиду дороговизны становится не повседневным атрибутом, а лишь праздничным.
    А тем временем ДУМ РТ вводит обязательные татарские вагазы... Татарская тюбетейка пропадает, за язык пусть другие беспокоятся. Сделайте что-нибудь с высокой стоимостью!
    Ответить
  • Айрат Файзрахманов 24 авг
    бик кызыклы язылган, рәхмәт!
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Расшитые бисером тюбетейки везде кроме концертов и праздников смотрятся нелепо.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    считаю также. На повседневке они уместны в качестве сезонного головного убора. Не расшитые, а принтованые
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Немного не в тему хочу высказаться. Я считаю, что весь татарский костюм опошлен. Придумали какие-то несусветные сочетания цветов и кроя, мужчин превратили в цветочки. Это касается и тюбетеек. Наши деды (1897 г р.) носили черные тюбетейки под шляпой. Шляпа снималась при входе в помещение. В статье есть фото с рисунками татарской одежды 19 века, есть похожие на костюмы горцев-мужчин. А сейчас из мужчин сделали кукол, в елочные игрушки...
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    полностью согласен http://realnoevremya.ru/today/38122
    Ответить
    Анонимно 03 сен
    В точку, над своими родными иногда стебусь. Правильный пацан бисерную вышиванку не оденет.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Хотелось бы узнать, чем конкретно отличаются друг от друга (если отличаются) түбәтәй, кәләпүш, такыя, кәпәч, калпак (не калфак). Посмотрел в словарях, отличия там не указаны. Спасибо!
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    По моему түбәтәй, кәләпүш разные названия одного и того же головного убора, такыя-женский головной убор (у чуваш-тухья), а калпак-разновидность шляпы с узкими полями.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Однозначно, каляпуш-этномаркер. Бухающие с этномаркером-маргиналы. Высокие цены на этномаркеры-это нонсенс(только, если качество стоит этого). А вообще,спасибо автору за позитив!((((
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Судя по комментам, тюбетейка татар разъединила))
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Да нет, не татар. :)
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Как бы Вам этого не хотелось,нет. Он Нас всегда объединяет.Сразу виден-это наш,татарин. И я горжусь этим(хотя я давно не живу РТ).
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Ну как же нет? Одни говорят - пить в тюбетее нельзя, другие - что пьют и не краснеют. Разъединила.
    Ответить
    Анонимно 24 авг
    Извините,сначала не понял Вашу мысль. В Вашей интерпретации-да,конечно. Но,это по семейному,по родственному разъединяет.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Познавательно. На счет усеченного цилиндра непонятки. Есть такая геометрическая фигура, но совсем на тюбетейку непохожая.
    Ответить
  • Анонимно 24 авг
    Али.

    Хорошая статья.
    У нашего Президента очень красивый калапуш. Хотелось бы узнать. , кто это чудо шил.
    Ответить
  • Анонимно 25 авг
    Не, ребята, я все ж таки думаю, что не тюбетейка красит лицо, а лицо тюбетейку.
    Ответить
    Анонимно 02 сен
    хорошо, что все родное - дедовское и правильное в наш народ возвращается.
    Ответить
  • Анонимно 11 ноя
    "Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский костюм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры."
    Какой бред!
    После ВОВ в 50-60-х молодежь повально ходила в тюбетейках, особенно в Москве.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии