Новости раздела

Минниханов — Энгелю Фаттахову: «Надо избегать «управления по цифрам»

В Лаишево состоялось традиционное августовское совещание работников образования и науки РТ

Августовский педсовет прошел с участием президента РТ Рустама Минниханова и замминистра образования РФ Екатерины Толстиковой, у которой, к слову, в эти же часы в Москве менялся начальник. На татарстанском совещании министр образования РТ Энгель Фаттахов раскритиковал отказ ретивых директоров школ принимать детей в 10 класс и удивился тому, как в кресло одной из сельских школ сел бывший руководитель крупной компании. Уничтожающей критике подвергся как перекос в реформе образования — ученики пятого класса по русскому языку и математике показывают результаты хуже, чем ученики четвертого класса, — так и «профанация профобучения», когда выпускники школ по профильным направлениям выбирают экзамены по другим предметам. Оперировал министр в докладе, впрочем, в основном рейтингами, цифрами и соревновательным подходом. Президент РТ Рустам Минниханов в ответ призвал избегать «формального подхода в анализе этого «управления по цифрам».

За четыре года средняя зарплата учителей в РТ выросла на 54,8%

Сам президент РТ Рустам Минниханов напомнил собравшимся в начале пленарного заседания, что первое подобное совещание прошло ровно 20 лет назад. С тех пор РТ стала лидировать в национальном рейтинге инновационного развития, заняла четвертое место по инвестициям в основной капитал (616 млрд рублей) и пятое место по объему промышленного производства.

За истекшие четыре года с майских указов президента РФ в Татарстане, по словам президента РТ, средняя зарплата выросла на 25%, зарплата учителей и вовсе на 54,8%. За 5 лет создано более 45 тыс. мест в детсадах. Построено порядка 200 детсадов и более 30 школ. Капремонт проведен в 780 образовательных учреждениях. Говоря о будущем, глава республики отметил, что «Стратегия-2030», принятая в РТ, направлена на увеличение человеческого капитала. А значит, и на активное расширение «внешнего контура образовательной системы», что предполагает взаимодействие образовательных учреждений в реальном секторе экономики.

«Неприемлем отказ принимать детей в 10 класс!»

С основным докладом «Эффективная система образования РТ: точки роста и пути развития» выступил министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, который рассказал об итогах последнего учебного года. Фаттахов напомнил о важности предпрофильной подготовки в школах, но категорично заявил, что выпускники должны сами выбирать, куда идти — в ссузы, или же в 10–11 классы. Судя по всему, таким образом в отдельных районах (их, впрочем, увы, не назвали) решали проблему кадрового голода, ставя препоны девятиклассникам и делая им предложения отправляться в училища и техникумы: «Хочу привлечь внимание глав районов: неприемлем отказ принимать детей в 10 класс! Работа по предпрофильной подготовке должна начинаться в начальной школе, а не носить насильственный характер в конце 9 класса!» — заявил он.

Впрочем, в самих школах с профильным образованием есть и другие проблемы. Оказалось, что школьники, обучаясь, скажем, физике или химии в 9–10 классах, далеко не всегда сдают ЕГЭ по этим предметам, а потом идут в вузы соответствующих направлений. Так, в Болгарской школе с углубленным изучением отдельных предметов, в т.ч. физики, ни один выпускник не сдавал физику на ЕГЭ, что вызвало возмущение министра образования: «Для чего два года они изучали физику на профильном уровне?! Откуда такая профанация?!».

К слову, по результатам ЕГЭ, напомним, как и в прошлом году, в лидерах Бугульминский район. На втором и третьем местах Набережные Челны, Вахитовский и Приволжский районы Казани. Свои результаты понизили в этом году школы Менделеевского, Алькеевского и Пестречинского районов. В красной зоне — традиционно все плохо — Спасский, Алькеевский, Черемшанский районы. В сентябре, пригрозил министр, начнут работу по исправлению ситуации. Читай: вероятнее всего, полетят головы управленцев в системе образования «красных районов».

Энгель Фаттахов рассказал о ситуации с ресурсными центрами. Напомним, для обеспечения республиканской экономики высококвалифицированными рабочими кадрами в РТ с 2014 года с подачи президента стали создавать ресурсные центры, отвечающие требованиям базовых работодателей. Уже создано 14 подобных центров, а к концу 2016 года их должно стать 20. Один из них, кстати, открыли в самом Лаишевском районе, где прошла коллегия: по словам главы района Михаила Афанасьева, с 2015 года в этом центре появилась новая специальность — авиатехника, конкурс на которую в этом году — три абитуриента на место.

Как в Высокогорском районе в кресле директора школы обнаружили бывшего главу крупной компании

Впрочем, опять же, по словам министра, итоги для татарстанской экономики могут быть утешительными: более 50% выпускников татарстанских школ уже поступают в техникумы, конкурс в которых растет. К примеру, в Казанском педагогическом колледже этим летом претендовали 8,5 человека на место, в строительном колледже Казани — 6,5 человека на место.

Фаттахов также отметил, что решение, принятое еще в 2015 году на Совете безопасности РТ, о взаимодействии между муниципалитетами и минобразованием по расстановке руководителей школ было удачным: «Мы ушли от ситуации, когда директором школы могли назначить человека, не связанного с образованием… Но такие ситуации еще встречаются! Так, в Высокогорском районе в прошлом году директором Шапшинской средней школы стал человек, который был гендиректором одной из крупных компаний. Неудивительно, что по итогам года школа показала крайне низкий результат». Увы, министр не стал озвучивать, управляющему какой крупной компании понадобилось кресло директора школы. На сайте министерства образования сегодня фигурирует другой директор школы, хотя еще в феврале 2016 года ею руководил некий Нияз Ахунов. В какой компании он занимал должность гендиректора до своей работы в школе, нам найти не удалось.

Почему в пятом классе обучение хуже, чем в четвертом?

Раскритиковал министр и районы с неэффективными тратами в расчете на одного учащегося, сравнив их с районами с аналогичной численностью, но где так деньгами не раскидываются. Так, в красной зоне находятся районы с низкой наполняемостью школ, и, как следствие, с высокими расходами на одного учащегося: в Балтасинском, Мамадышском, Черемшанском и Верхнеуслонском районах расходы на одного учащегося доходят до 100–130 тыс. рублей в год.

Любопытно, что введение отдельных стандартов обучения по начальному и общему образованию приводит порой к парадоксальным результатам. Так, министерство образования провело «в рамках региональной модели оценки качества» мониторинг учащихся четвертых и пятых классов по русскому языку и математике. Неожиданно выяснилось, что несмотря на внедрение новых стандартов начального образования (введение стандартов завершат к 2021 году), качество дальнейшего обучения оставляет желать лучшего. Так, средняя оценка учащихся четвертого класса по русскому языку — 73, но после обучения в пятом классе — уже 53! По математике похожая ситуация: в четвертом классе ученики показывали результат в 78 баллов, в 5 классе — уже только 61. Получается эдакий системный перекос, который придется как-то выправлять.

«Нужен не формально язык сам по себе, не должны пропасть гены»

Больной темой по-прежнему является преподавание татарского языка и преподавание на татарском языке. И это несмотря на то, что РТ «впервые финансирует подготовку воспитателей в начальной школе на татарском языке».

— Общественность обеспокоена национальным образованием, качеством преподавания татарского языка и литературы, — с сожалением признался Фаттахов. — Этот вопрос требует особого государственного внимания. Концепция развития нацобразования у нас принята до 2030 года, сейчас разрабатывается план на пять лет. Последний раз подобная концепция была принята еще в 1991 году на коллегии министерства народного просвещения РТ. Сейчас в каждом муниципалитете должны принять дорожные карты, и этот вопрос должен быть на контроле глав администраций!

Сам министр отмечает недочеты в преподавании татарского языка: это и перегруженность программ грамматикой, и необходимость разработки материалов, соответствующих современным требованиям, интересам и потребностям детей, и недостаточная эффективность преподавания татарского языка в русскоязычных группах.

Заметным выступлением стала речь ректора Набережночелнинского педагогического университета Файрузы Мустафиной, по словам которой, сейчас в российском образовании идет мощная модернизация и даже «революция». Комментируя проблему национального образования, Мустафина выразила надежду, что внимание со стороны президента и правительства РТ должно дать результат, так как проблем здесь много: «Ребенок хочет идти в татарский класс, а не может попасть! Президент РФ недавно сказал, что конституционное право ученика обучаться на родном языке ложится на руководителей региона», — намекнула она сидящим в президиуме чиновникам. По ее словам, у татарстанских чиновников и педагогов не хватает понимания того, что нужен не формально язык сам по себе, «а не должны пропасть гены».

Президент РТ призвал повышать уровень вузов в Камской и Альметьевской зонах, создавать там образовательные и инжиниринговые центры для подготовки кадров

«Даже лучшие наши ребята не дотягивают до мирового уровня!»

Последнее слово взял президент РТ, выслушав всех докладчиков. Во-первых, он обратил внимание на то, что, хотя Татарстан и участвует во всех федеральных проектах и по линии минобразования РТ, и по линии вузов, из бюджета РФ привлечен лишь 1 млрд рублей, «что меньше, чем в 2015 году»:

— Давайте активно поработаем с Москвой, тем более коллеги вместе с нами сидят, — кивнул президент, улыбаясь на замминистра образования РФ. — Давайте поаплодируем им [раздались отчаянные оглушительные аплодисменты в расчете на рост поддержки из Москвы, — прим. ред.]. Отдельное внимание мы уделяем вопросам профобразования. С 2014 года на его развитие 2,5 млрд рублей выделено. Создано 14 ресурсных центров. Перед нами стоит задача синхронизации процессов с целью обеспечения экономики трудовыми ресурсами и достижения сбалансированности рынка труда. Наши прогнозы должны быть соотнесены с программами муниципалитетов, инвестпроектами и стратегией РТ.

Минниханов также посетовал на итоги участия россиян, в т.ч. татарстанцев в мировом чемпионате рабочих профессий, где «даже лучшие наши ребята не дотягивают до мирового уровня!». Президент РТ предупредил, что 2019 год — год проведения мирового первенства WordSkills в Казани — не за горами, и будет печально, если представители РФ окажутся «не в той сетке, в какой они должны быть». Президент РТ призвал повышать уровень вузов в Камской и Альметьевской зонах, создавать там образовательные и инжиниринговые центры для подготовки кадров: часть их уже существует — это центр КФУ в Челнах по машиностроению, центр КХТИ в Нижнекамске по нефтехимии, нефтяной институт в Альметьевске. Рустам Минниханов также косвенно пожурил Энгеля Фаттахова за его любовь к рейтингам и соревнованиям вузов и школ и отчасти поддержал ректора НГПУ. По мнению президента, качество работы учителя «нельзя повысить только за счет соревновательности».

— Надо избегать формального подхода в анализе, этого «управления по цифрам». Надо учитывать расположение школ, контингент учащихся и педагогов. Методически надо заниматься с теми, кто слабые позиции в рейтингах занимает. Тиражировать удачные практики, — заявил Минниханов.

Сергей Афанасьев, фото prav.tatar.ru

Новости партнеров