«Вот сейчас отмени санкции, вы что же думаете, все назад вернется? Курс валют уже сделал свое дело»
Несмотря на избранный сразу после введения антироссийских санкций курс на импортозамещение, Татарстан пока не способен вытеснить западных коллег в сфере производства сельскохозяйственных машин. Данная тема, а также тяжелое экономическое положение страны, вопросы локализации и способы оживления рынка сельхозтехники обсуждались на прошедшем вчера заседании профильного комитета татарстанского парламента. Депутатов выслушала корреспондент «Реального времени».
«Мы не полностью смогли раскрыть возможности и потенциал ОЭЗ «Алабуга»
Как выразился на прошедшем заседании министр экономики РТ Артем Здунов, ход реализации стратегии социального экономического развития до 2030 года в части импортозамещения и собственного производства сельскохозяйственных машин — это «вопрос архиважный». Отметим, что на встрече в Госсовете присутствовали представители сразу трех министерств (минэкономики, минпромторг и минсельхоз), а само обсуждение затянулось практически на два часа.
По словам председателя комитета Тахира Хадеева, сейчас в Татарстане имеется серьезная проблема с обеспеченностью техникой: мы не можем охватить полный технологический цикл как в растениеводстве, так и в животноводстве; мы сталкиваемся с ничем не обоснованным удорожанием сельхозмашин, также у РТ есть зависимость от импортных поставщиков.
— К сожалению, мы не полностью смогли раскрыть возможности и потенциал ОЭЗ «Алабуга», а также при самом активном участии нашего президента создана ТОР — как же мы их используем? Есть ли у нас единое стратегическое развитие, техника? Насколько мы сегодня можем помочь своим? Насколько наша продукция будет конкурентоспособна? — задался вопросами Хадеев.
Также ряд сдерживающих факторов озвучил министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов. По его словам, в республике нет заинтересованности со стороны крупных машиностроительных и промышленных предприятий, вместе с этим он констатировал сезонность и малообъемность спроса и отсутствие средств на освоение, разработку конструкторской документации, испытание и сертификацию.
Сокращение парка техники и миллиард рублей в год на импортные сельхозмашины
Для того чтобы четко обозначить ход импортозамещения в сфере сельхозмашиностроения Татарстана, Марат Ахметов привел несколько цифр.
— В АПК Татарстана имеется около 800 импортных тракторов (или 5%) и 30% сельскохозяйственных машин являются импортными или собранными в РФ. Расходы по приобретению запчастей к технике ежегодно составляют 3,5 млрд рублей, около 1 млрд рублей — импортных, — сообщил Ахметов. — Цены выросли из-за роста курса валют — проводится работа по производству запасных частей на предприятиях Татарстана. С начала курса по импортозамещению в республике освоено производство и восстановление более 2 тыс. деталей на импортную технику. Цены на них в среднем в 1,5-2 раза ниже, чем на оригинальные, а на восстановленные — в 5-6 раз.
Также спикер отметил, что несмотря на принимаемые меры, парк основных видов техники в сельхозорганизациях сокращается. Если ранее республика приобретала около 1 тыс. тракторов, 300 зерноуборочных комбайнов, 100 кормоуборочных комбайнов, то сейчас эти показатели снизились в 2-3 раза. Так, в 2015 году сельхозформирования приобрели: 297 тракторов, 161 зерноуборочный комбайн и 48 кормоуборочных комбайнов.
«Еще мы не доплачиваем сельхозработникам по заработной плате...»
Фактического импортозамещения, по словам Ахметова, можно добиться только благодаря государственной поддержке. Производство должно быть ориентировано на поставки не только для татарстанского и российского рынков, но и для экспорта. Также министр связал развитие машиностроения с покупательской способностью сельхозтоваропроизводителей — без спроса не будет ничего.
— На ней (покупательской способности, — прим. ред.) существенным образом отразилась не только серьезная девальвация рубля, но и отсутствие кредитов по низким процентным ставкам. Многим сейчас не по карману покупка новой техники. Есть большая финансовая нагрузка и на покупку оборотных ресурсов: удобрений, химикатов, топлива, оплата электроэнергии, да еще мы недоплачиваем сельхозработникам по заработной плате, — высказался Ахметов. — Мы должны поддерживать наших производителей заказами, приоритетно отдавая субсидии, скажем, на приобретение наших тракторов.
С позицией Марата Ахметова, которая заключалась в том, что спрос играет важную роль на рынке, согласился министр экономики РТ Артем Здунов.
— Нет спроса — ничего не будет. Те инвесторы, которые приходят в нашу республику, независимо от того, в какой отрасли они работают, они приходят за нашим рынком — это надо понимать, — высказался Здунов.
Артем Здунов: «Поддержать того или иного производителя — это в наших с вами силах; также финансовая поддержка, связанная с нашими банками, — много хороших программ кредитования».
Также в своем выступлении спикер обозначил ряд инструментов, которые вполне реально использовать уже сейчас для того, чтобы оживить рынок и поддержать местного производителя.
— Это налоговые льготы; поддержать того или иного производителя — это в наших с вами силах; также финансовая поддержка, связанная с нашими банками, — много хороших программ кредитования. Есть 12 уполномоченных банков РФ — мы снизили порог банков, которые получают льготные кредиты. «Ак Барс» уже уверенно может заявляться по этой программе, — высказался спикер. — Есть лизинг-грант, фонд микрофинансовой поддержки появился в нашем арсенале. Также наша основная задача сейчас — поддерживать инфраструктуру: это создание ОЭЗ, ТОЗ, моногородов.
Поддержка от трех министерств и очередной удар от Запада
Отметим, что на прошедшем заседании была озвучена идея по созданию специального департамента сельхозмашиностроения, которую, к слову, поддержали все три министерства. Подобная мысль родилась у Марата Ахметова, отвечавшего на непростой вопрос председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству ГС РТ Рафиса Бурганова.
— Мы уже не первый месяц и не первый год живем в санкционном пространстве. Сначала думали, что, наверное, попугают и пройдет. Сейчас видим, что проблема уже не просто экономическая — она в политику переросла, и это, наверное, всегда будет инструментом давления на нас. Мы не знаем, на сколько продлятся эти санкции, не знаем, какие ресурсы будут на импортозамещение выделены. В то же время каждый год машинно-тракторный парк будет скудеть, и в то же время нам постоянно это количество земли надо будет обрабатывать. И здесь какой-то прогноз вместе с нашими министерствами нужно было бы попытаться сделать. У нас отдельно каждое хозяйство пытается решить свою проблему, каждый район, каждое предприятие, которое выпускает эту технику, стремится найти покупателя, а как попытаться все это свести, посмотреть сколько это стоит и что для этого нужно сделать? — высказался Бурганов.
Также спикер отметил, что в современных условиях будет непросто делать запчасти для какой-либо импортной техники.
— В промышленности это уже произошло, когда западные поставщики начинают подавать в суд за то, что те или иные предприятия начинают выпускать запчасти к их технике. Казалось бы, что мы можем это скрыть, но сегодня Интернет есть, разведчики их есть — все это выявляют. Наверное, еще одна попытка зайти на ринг и нас ударить будет с этой стороны. Нам, наверное, какой-то план на тот или иной путь развития не мешало бы сделать, — предложил Рафис Бурганов.
Отвечая на второй вопрос, Ахметов заметил, что Китай всю жизнь занимается подобной работой.
«Питаем надежды на то, чего не будет все равно»
Несмотря на поддержку трех министерств, которую моментально снискало предложение по созданию отдельного департамента, в зале все-таки обнаружился скептически настроенный участник заседания, не постеснявшийся озвучить свою точку зрения.
— Импортозамещение у нас вроде бы идет от санкций, но я это немножко по-другому вижу. Вот сейчас отмени санкции, вы что же думаете, все назад вернется? Курс валют уже сделал свое дело лучше всяких санкций. Ничего не вернется: все будет не по карману даже при ликвидации всех санкций, — начал заместитель председателя Комитета ГС РТ по экономике Марат Галеев. — Мне кажется, речь надо вести не об импортозамещении в условиях конфронтации, а о локализации легальной работы со всеми фирмами-изготовителями. Сельхозмашиностроение — это такое большое количество номенклатуры, все это поднять просто невозможно. Машиностроение без достаточного объема рынка никогда не рентабельно. Я бы не уповал на департамент минсельхоза РФ: вся эта логика создания неких новых структур, которые будут заниматься, — это дорога в госплан, это путь в никуда. Питаем надежды на то, чего не будет все равно.
Юрий Камалтынов (справа): «Мы однозначно знаем, что мы не сделаем ни комбайны, ни мощные трактора, как на Западе сегодня. Может быть, давайте мы на это силы тратить не будем».
Также в критичности темы импортозамещения усомнился заместитель председателя ГС РТ Юрий Камалтынов.
— Насколько эта тема для нас в принципе критична? Вот здесь принципиально ли тратить деньги на расширение производства, на разработку чего-то, если мы знаем, что комбайн голландский, который работает, в разы производительней того, что есть у нас сегодня, и мы на выходе получаем чуть ли не готовый продукт… — высказался спикер. — Нам надо четко понимать, что есть вещи, которые нам на Западе покупать не надо, которые железно, если их сделаем здесь, они будут и дешевле, и эффективнее. Но мы однозначно знаем, что мы не сделаем ни комбайны, ни мощные трактора, как на Западе сегодня. Может быть, давайте мы на это силы тратить не будем. Предлагаю создать какую-то структуру, рабочую группу, которая даст четко понять, от чего мы железно можем отказаться из западного.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.