Новости раздела

Газопроводный скандал в Салмачах: владельцы «приговоренных» коттеджей винят исполком Казани и «Газпром»

Суды приняли решения о сносе первых домов в зоне газопровода в казанском поселке. В зоне риска еще 300 семей

Газопроводный скандал в Салмачах: владельцы «приговоренных» коттеджей винят исполком Казани и «Газпром»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Казани прошел пикет, организованный жителями поселка Салмачи, которые в скором времени рискуют потерять свое жилье из-за того, что их дома находятся в зоне нарушения минимально допустимых расстояний сразу трех магистральных газопроводов. Корреспондент «Реального времени» побывал на встрече, организованной инициативной группой граждан, и выяснил, что «выбить» разрешение на проведение пикета людям удалось только с 15-й попытки, а с зимы судом было принято решение о сносе трех домов. Также за это время жители поселка Салмачи уже успели обратиться в Госдуму РФ, к президенту РТ и в Верховный суд. Однако отовсюду приходят лишь отписки.

Пикет с 15-й попытки и «надзиратель» из исполкома

«Матерные слова не высказываем! Показываем плакаты! Даем комментарии только представителям СМИ!», — сегодняшний пикет начался с краткой инструкции юриста Альберта Федорова, представляющего интересы салмачинцев. После этого люди разобрали подготовленные плакаты с надписями, гласящими: «Чиновники, оставьте нам наше единственное жилье» или «Детей хотят выселить на улицу», — и выстроились полукругом на площади в парке им. К. Тинчурина. Отметим, что жителям домов, которые могут быть снесены по решению суда из-за того, что они находятся в охранной зоне трех магистральных газопроводов, удалось провести пикет лишь с 15-й попытки.

— Очень давно просим пикет, много раз отказывали в нем: около 15 обращений было. Мы хотели провести его на Площади Свободы, но нам отказывали по разным причинам: то там мероприятия какие-то, то еще что-то. Я съездил один раз — там с утра убирали территорию и все. Нам предлагали Тинчурина и памятник Вахитова, но мы не соглашались, потому что, к примеру, парк Тинчурина находится на задворках города, — поделился юрист Альберт Федоров.

За проведением пикета и соблюдением законности и порядка наблюдал сотрудник полиции в компании с представителем исполкома города. По словам последнего, людей, пришедших сегодня на пикет, могут разогнать только в том случае, если они будут нарушать общественный порядок или демонстрировать плакаты не по теме пикета. Однако сотрудник исполкома уточнил, что подобного исхода не ожидает.

«Замороженные» дома и хитрый план «Газпрома»

Напомним, что из-за требования о сносе, выставленного в конце 2015 года татарстанским филиалом газовой монополии «Газпром Трансгаз Казань», который использует газовые и этановые трубы, в зоне риска оказалось более 150 домов и 300 семей. По словам юриста Альберта Федорова, за прошедшее время уже было принято два судебных решения о сносе домов, жильцы которых не являются его клиентами. Разбирательства по этим случаям до сих пор продолжаются. Также было принято решение о сносе дома одного из его салмачинских клиентов — в этой ситуации будет подана кассационная жалоба.

В частности, на сайте Приволжского районного суда Казани нам удалось найти судебное решение от 13 мая 2016, в котором суд постановил следующее: М.Н. Шайхутдиновой за свой счет снести объект недвижимости — двухэтажный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Миннибаево-Казань», а также взыскать с Шайхутдиновой в пользу ООО «Газпром Трансгаз Казань» неуказанную сумму (судебная цензура) в счет возврата государственной пошлины.

По всем остальным делам, а их около 16, пока решение вынесено не было. К примеру, одна из семей столкнулась с исковым заявлением, которое заморозило строительство их дома.

— Сейчас у нас идет суд — уже с 1 декабря 2015 года. Пока все не в нашу пользу. Нас не хотят слышать и слушать на судах. Все наши предложения «Газпром» не слушает. Мы обращались и в администрацию, и писали президенту — все наши письма ходят из одной инстанции в другую, — поделилась Индира Макарова. — У нас четыре человека в семье, двое детей, мы брали кредиты, сами строили с нуля. У нас и стройка заморожена, и долги выплачиваем, и дома нет. Нам приходится еще снимать жилье. Только благодаря юристам мы пока в подвешенном состоянии. Мы надеемся, что нас власти услышат, благодаря пикету. На данный момент нас не слышат.

Соседу Индиры, Александру Абросимову из дома № 89 по ул. Газовая, повезло чуть больше: пока «Газпром» не подает в суд на его семью, однако сам мужчина видит в этом вполне конкретный подтекст.

— Пока по нашему дому иска не было, но уже с зимы ждем, что в любой момент может прийти повестка в суд. Пока просто тянем время. Вообще, как я понял, сейчас «Газпром» подает в суд на те дома, которые находятся от трубы на расстоянии 100 метров и более, чтобы потом перейти к домам, которые находятся ближе — как наш, например, в 70 метрах. Чтобы вообще никаких проблем с ними не возникло, — пояснил Абросимов. — Мы не виноваты: нам продали землю. Ладно бы нам сразу сказали, что здесь нельзя строить… Думаю, проблему нашу можно решить только через федералов. Местные власти — я сомневаюсь.

Многие уже не раз справедливо замечали, что Салмачи далеко не Рублевка — тут живут обычные люди: предприниматели, школьные учителя, во многих семьях по несколько детей, в некоторых живут ветераны ВОВ. И, несмотря на все это, «Газпром» настаивает на лишении их единственного жилья. Более того, демонтажем и компенсацией затрат также должны заниматься, по сути, главные пострадавшие в этом деле — жители домов.

Уполномоченный по правам ребенка не собирается защищать салмачинских детей в суде?

Помимо профессионального юриста, поддержку жителям поселка Салмачи оказывает Партия ветеранов России, в приемную которой пришло более 30-ти обращений от граждан по поводу сложившейся ситуации. Как рассказал «Реальному времени» руководитель общественной приемной председателя партии Роман Попроцкий, инициативная группа уже успела направить обращения президенту РТ, уполномоченным по правам ребенка РТ и РФ, в Верховный суд, в «Газпром» и другие инстанции, чтобы людям объяснили, почему возникла такая ситуация и почему их делают крайними.

— Ответ получен только от уполномоченной по правам ребенка. Весь ее ответ сводится к тому, что защищать интересы более 80 детей, которые фигурируют в этой ситуации, в ее полномочия не входит. Якобы представительство интересов детей в суде не ее прерогатива, она будет только бороться со статистикой, — рассказал Попроцкий. — Также был получен ответ из Госдумы РФ: председатель Комитета по земельным отношениям Алексей Русских выдал поручение президенту РТ создать рабочую группу и провести круглые столы вместе с собственниками, «Газпромом», исполкомом Казани. Поручение должно было быть исполнено до 6 июня, но оно не исполнено, о чем мы уведомили Госдуму.

Роман Попроцкий: «Я считаю, что здесь вина исполкома: это их обязанность на своей земле следить за порядком. Они знали, что газопроводы проходят. Ссылаться сейчас на то, что Салмачи раньше относились к другому району, ну… „

Также ожидаются ответы от исполкома Казани, однако, по словам Попроцкого, пока ведомство не идет людям навстречу, сваливая всю вину на жильцов.

— Я считаю, что здесь вина исполкома: это их обязанность на своей земле следить за порядком. Они знали, что газопроводы проходят. Ссылаться сейчас на то, что Салмачи раньше относились к другому району, ну… Прошло уже 8 лет, как передали землю, а они до сих пор предоставляют бумаги, что этой земли нет и генплана нет, — рассказал Роман Попроцкий. — Еще, по нашей информации, были проведены сделки по земле уже на самих газопроводах — это порядка 16-ти участков размежеваны. Теоретически, ничего не мешает там построить дома уже завтра: запретов до сих пор нет.

На отсутствии вины жителей поселка Салмачи в сложившейся ситуации также настаивает юрист Альберт Федоров.

— Вины в строительстве домов у жителей нет. Информацию до них никто не доводил. Более того, власти города некоторым давали разрешения на строительство этих домов, хотя они находились на минимально допустимых расстояниях, им присваивались адреса, сами газовики давали газ и технические условия на подключение. Теперь уже, когда сведения стали общественным достоянием, начали отказываться, конечно, — высказался Федоров.

«Стоило подать хотя бы один иск о запрете строительства в 2011 году...»

Любопытно, что, как заявил Роман Попроцкий в беседе с корреспондентом «Реального времени», ранее представители «Газпрома» заявляли о том, что узнали о начале застройки охранной зоны еще в 2011 году. В этом случае либо юристам компании пришлось потратить четыре года на подготовку первого судебного иска, либо компания просто решила проигнорировать происходящее:

— Закон им разрешает обращаться в исполком или правоохранительные органы для охраны этих зон. У них есть свои силовые подразделения, своя служба безопасности, которая могла выставить охрану, патруль. Уверен, что у них нашлись бы средства даже на большие транспаранты с предупреждающими знаками. Они, в конце концов, могли запрашивать выписки из регистрационной службы, обращаться к собственникам с предупреждением. Стоило подать хотя бы один иск о запрете строительства в 2011 году, и люди бы сразу еще на этапе строительства узнали бы. Тогда было бы может не 300 домов, а домов 15, и вопрос решался бы проще.

Отметим, что магистральные газопроводы вообще не должны проходить на территории сельских поселений или городов — они должны быть вынесены, что, конечно же, будет сделано, однако строительство обводного газопровода, ввод в эксплуатацию которого спас бы дома салмачинцев, будет завершено только в 2018–2020 гг.

Пока «Газпром» в судах придерживается четкой позиции: нарушения есть, и они должны быть устранены путем сноса жилых домов. Альтернативы они не видят. По словам юриста Альберта Федорова, другие варианты все-таки есть и имеются различные технические решения. К примеру, укрепление газопровода, однако по нормативам, представленным «Газпромом», это невозможно.

Схематичные газопроводы на генплане города и незаконное приобретение участков

«Реальное время» обратилось в исполком города для того, чтобы ознакомиться с их видением ситуации. Так, по данным пресс-службы, начиная с 2007 года, когда территория жилого массива Салмачи была включена в границы Казани, и вплоть до 2015 года исполнительный комитет не предоставлял земельные участки в охранной зоне магистрального газопровода. Разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию на указанной территории также не выдавались. В сообщении говорится, что данные участки изначально могли быть приобретены гражданами либо на основании решений Салмачинского Совета местного самоуправления, либо незаконным путем.

Пресс-служба отмечает, что в некоторых случаях граждане обращаются в Управление архитектуры и градостроительства за утверждением ГПЗУ для получения разрешения на строительство объекта в жилом массиве Салмачи. В том случае, если обнаружится, что земельный участок находится в охранной зоне газопровода «Минибаево-Казань», человеку сообщают о наличии оснований для отказа в выдаче ГПЗУ. Кроме того, заявителю рекомендуется обратиться в ООО «Газпром Трансгаз Казань» для уточнения сведений о распространении охранных зон на земельный участок.

Также исполком со ссылкой на Управление архитектуры и градостроительства Казани подтверждает, что на территории города расположены магистральные газопровод и продуктопроводы (этиленопровод и этанопровод). И на момент разработки генерального плана в город от собственников проводов поступила информация, позволяющая лишь ориентировочно определить их местоположение. Таким образом, на чертежи генерального плана данная информация была нанесена схематично.

— Данные генерального плана учитываются городом при формировании земельных участков и при подготовке градостроительной документации. Поскольку точного местоположения охранных зон данные чертежи не имеют, при наличии предположений о нахождении объекта в охранной зоне заявителю разрешительная документация не выдается. Ему сообщается о том, в какие ограничения по генеральному плану он предположительно попал, — говорится в сообщении исполкома. — Если заявитель получает в органах, эксплуатирующих сеть, заключение, составленное на основании натурных замеров, о ненахождении в такой зоне, то в этом случае исполнительный комитет принимает положительное решение о выдаче ему соответствующих разрешений.

Пресс-служба отмечает, что в адрес эксплуатирующих проводы организаций уже не раз поступали запросы об указании охранных зон, однако материалы в исполком так и не поступали. Правда, в конце 2015 года в исполнительный комитет от ООО «Газпром Трансгаз Казань» поступил электронный носитель с информацией о местоположении сетей, но охранных зон данные сведения не содержат, а следовательно, определять их город вновь вынужден самостоятельно, ориентировочно, используя топографические планы.

1/20
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Лина Саримова, фото Максима Платонова

Новости партнеров