Новости раздела

Седмиозерную обитель чуть не подвели под монастырь

Основанный в XVII веке Богородицкий мужской монастырь в Семиозерке под Казанью, который так любят посещать паломники, ценя его за особую атмосферу, неожиданно чуть не оказался втянутым в неприятную историю. Неизвестные начали распускать слухи о его закрытии и даже собирать подписи в защиту обители. Как живет сегодня монастырь, чем он славен и что связывает его со… строительством Казанского собора на месте обретения чудотворной иконы, выясняла корреспондент «Реального времени».

«Подпишите петицию!»

Уже несколько месяцев по городу ходят люди и, подходя к прохожим, просят подписать петицию в защиту Седмиозерной пустыни — православного мужского монастыря. Его якобы хотят закрыть. Кто и почему хочет закрыть обитель, кто эти люди и кем уполномочены собирать подписи — все вопросы остаются без ответа.

Седмиозерный Богородицкий монастырь — один из старейших в Казанской епархии. Он находится совсем недалеко от Казани, но по официальному административному делению относится к Высокогорскому району. Монастырь основан в 1613 году иноком Евфимием, прибывшим в Казань из Великого Устюга. С собой инок привез икону Богородицы, которая впоследствии получила название Смоленской Седмиезерной.

В 1654 году Казань постигло бедствие — началась эпидемия моровой язвы, казанцы молились этой иконе, обносили ею дома, и эпидемия отступила. Позже в честь этого образа был установлен крестный ход из Седмиозерки в Казань. В годы безбожия образ удалось спасти, и сейчас он находится в Петропавловском соборе Казани.

Еще с одним именем, важным для верующих, связан Седмиозерный монастырь. Здесь с 1883 до 1908 года жил старец Гавриил (Зырянов), по всей России почитаемый паствой молитвенник. Среди его духовных чад была, например, великая княгиня Елизавета Федоровна, которая канонизирована. В один из своих приездов к духовнику Елизавета Федоровна посетила Богородицкий Казанский монастырь и сделала большое пожертвование на пещерный храм Казанского собора.

Тот самый пещерный храм, который сейчас расчищают археологи на месте, где будет возрожден Казанский собор! Вот такая незримая связь существует между Седмиозерным монастырем и будущим собором на месте обретения Казанской чудотворной иконы Богородицы. А мощи старца Гавриила, канонизированного двадцать лет назад, хранятся в Седмиозерном монастыре.

В 1928 году монастырь был закрыт, разорен, практически все его постройки уничтожены. Его возрождение началось в 1996 году, когда комплекс обители был возвращен РПЦ.

«Мы никого не благословляли!»

Седмиозерный монастырь сейчас — уютный уголок, словно забором, огороженный лесом. В храме Евфимия Великого находятся мощи старца Гавриила, и, хотя день будний, к раке с мощами то и дело подходят прихожане, а в соборе звучат слова молитвы.

Монастырский двор уютен от обилия зелени, «домашность» ему придают важно разгуливающиеся индюшки. В Седмиозерном монастыре большое подсобное хозяйство — огород и теплицы, куры, индюшки, коровы. Все ухожено, обустроено с любовью руками братии монастыря. Кстати, продукты с подсобного хозяйства попадают не только на стол насельникам, но и в трапезную Казанской духовной семинарии. Иметь подсобные хозяйства — в традиции монашеских обителей.

«Вы бы приехали чуть попозже, мы бы вас медом свежим угостили, у нас скоро будет мед, в монастыре есть пасека», — радушно говорит архимандрит Герман, наместник обители, угощая свежим, испеченным в монастыре хлебом. День насельников обители спланирован так, что в нем есть место и молитве, и трудам. И это давно уже оценили и прихожане, и паломники, которых едет в Седмиозерный монастырь великое множество.

Вопрос о том, что кто-то собирает подписи, похоже, застал наместника врасплох и даже обидел. «Люди, которые собирают подписи якобы в защиту монастыря, мне неизвестны. Мы никого не благословляли на это дело и не собираемся благословлять. У нас все хорошо, мы молимся, работаем. Подписи собирают самозванцы, прикрываясь монастырем, они, возможно, хотят решить свои личные проблемы. Или это просто, увы, нездоровые люди. Милостью Божьей, у нас все хорошо», — говорит архимандрит Герман.

«Реальное время» попросило дать комментарий и представителя Казанской епархии. «Очень странная история. Архимандрит Герман — уважаемый священник, монастырь его любим и прихожанами, и паломниками, люди едут туда с радостью, слава Богу, в Седмиозерной обители все стабильно и благополучно», — говорит протоиерей Владимир Самойленко, секретарь Казанской епархии.

Что ж, очевидно, кто-то ищет черную кошку в темной комнате, не учитывая, что кошки там нет. А паломники и прихожане Седмиозерного монастыря могут быть спокойны: в обители все благополучно и стабильно.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров