Новости раздела

«Трагедия Старо-Татарской слободы в том, что она не воспроизводится. У нас есть цветок, но он не дает семян»

Доктор архитектуры о границах татарских слобод и о том, что на месте парка Тысячелетия раньше располагался маргинальный район с кабаками и притонами

Исторически сложилось так, что в Казани располагалась сразу пять татарских слобод, границы которых достаточно размыты и где Старо-Татарская слобода является только частью общей территории, заселенной татарами. Кроме того, как оказалось, территория парка Тысячелетия Казани изначально была русским маргинальным районом, где располагались публичные дома и кабаки. О том, как в XVI веке после жалоб местных митрополитов начали сносить мечети, как татары вышли за пределы изначально заселенных территорий и как оценивается нынешнее состояние Старо-Татарской слободы — в интервью «Реального времени» с доктором архитектуры, профессором КГАСУ Ниязом Халитом.

Не одна, а пять татарских слобод

— Нияз Хаджиевич, помимо споров вокруг памятника Екатерине II добавилась путаница среди экспертов, где он будет. (Видимо, виной тому стало то, что татарская молодежь в своем послании мэрии написала о том, что будущее место знака напротив татарской слободы). Определите, пожалуйста, границы Старо-Татарской слободы?

— Во-первых, татарских слобод пять. Это Архангельская слобода, которая напротив мечети 1000-летия ислама, Новая Татарская слобода, Плетени, Пороховая слобода и Бишбалта. Это достаточно большие территории и там всегда компактно жили татары, за исключением тех, кого насильно переселили, — это Новая Татарская слобода. Поэтому говорить о том, чтобы очертить границы Старо-Татарской слободы и территория вокруг к ней уже отношения не имеет — тоже неправильно.

Что касается Старо-Татарской слободы, граница идет по озеру Кабан, потом по Булаку до улицы Галиаскара Камала. Потом практически до железной дороги, захватывает Нариманова, потом она сливается с Плетенями. Там, где Азимовская мечеть, уже начинаются Плетени, но границы между ними и Старо-Татарской слободой нет – там такая же татарская территория вокруг заводов Крестовникова. Потом слобода идет по берегу Кабан до театра Камала.

— А место на берегу Кабана, где собираются памятник ставить, к чему относится?

— Оно относится к Архангельской слободе – это такая же татарская слобода, как и Старо-Татарская, просто называется по-другому.

— А территория парка Тысячелетия?

— Парк Тысячелетия – это Дегтярка, в общем-то, маргинальный район. Там раньше были публичные дома и всяческие притоны, кабаки и так далее. Это, в общем-то, русский район. И Суконная слобода, и Дягтярная слобода тоже.

— Сейчас ее к чему относят? Татарской или Суконной слободе?

— Сейчас же нет понятия татарская зона или русская зона. Есть какие-то исторические территории, где застройка отражает национальный характер того или иного народа так же, как кладбище — есть еврейская часть, польская, русская и так далее. Сейчас же такого разделения нет, общинами не живут, поэтому и в Татарской слободе русские живут и в других районах города татары живут.

«Татарское купечество, интеллигенция начали захватывать центр города»

— Напомните историю Старо-Татарской слободы?

— Она основалась во второй половине XVI века. Сначала она была не очень большой и находилась на высоком берегу Кабана, где сейчас улицы Марджани и Насыри. Потом постепенно начала расширяться и где-то уже в XVIII веке она уже прихватила большие территории. Но, получается, там ведь были татарские поселения, которые существовали еще во времена Казанского ханства.

Потом в первой половине XVIII века там произошел пожар, в результате которого началось насильственное переселение с татарской территории в Балта – на западную сторону в районе речного порта, туда, где Ново-Татарская слобода. Между ними была граница — болотистое поле, потом она постепенно стерлась. Граница примерно проходила там, где была Казаковская мечеть. Туда было начали переселять русских, но потом это дело остановилось, потому что все это было сопряжено с насилием: прямо в гуще татарского населения стали строить церкви — там уже дошло до таких межнациональных проблем, что того, кто это затеял, этого местного архиепископа, в итоге сослали, куда, уже не помню. Так, в общем-то, она и осталась Татарской слободой, хотя изначально хотели татар переселить.

«Сначала она была не очень большой и находилась на высоком берегу Кабана, где сейчас улицы Марджани и Насыри. Потом постепенно начала расширяться и где-то уже в XVIII веке она уже прихватила большие территории». Фото marina-bozhko.tourister.ru

Потом, об этом до сих пор не писали, но в последние десятилетия историки, которые исследуют историю казанского купечества — это Свердлова, Салихов, Хайрутдинов — они определили границы расселения татар гораздо шире, чем Татарская слобода. То есть татарское купечество, интеллигенция начали захватывать центр города, торговлю на улице Проломной, теперешней улице Баумана, на Кремлевской, на Федосеевской — стало много переселенцев из Татарской слободы по всем районам города, так что ее границы начали размываться и расширяться по всем районам города.

Что касается населения, татар в Казани было меньшинство — в начале XX века всего примерно процентов 20. Потом постепенно татар стало больше. Что еще могу сказать, татары не были бедняками. Все путешественники, которые посещали Казань, отмечали, что татары живут зажиточно. Что они торгуют с Китаем, Индией, Персией и другими странами — бедный купец так широко размахиваться не будет. А раз уж богатые купцы, то и богатая архитектура.

— Расскажите немного о мечетях на этой территории? Возможно, о самых знаковых?

— В конце XVI века при царе Федоре Иоанновиче местные митрополиты начали жаловаться, что татары слишком много мечетей строят, что строят очень агрессивно и уже начали мечетями застраивать те места, где их раньше не было. Они потребовали ломать эти мечети, и был указ Федора Иоанновича о сломе татарских мечетей.

Но тут довольно темная история с этими двумя мечетями, построенными по Екатерининским указам, потому что, судя по их архитектуре, вероятнее всего, они уже строились и были закреплены указами. Это мечеть Марджани и Апанаевская. Дмитрий Зиновьев, по-моему, в 1726 году, уже писал, что у них стоит каменная мечеть с двумя этажами медресе. А по официальным данным их не было. Хотя в путеводителе по Казани XVIII века мечети уже есть. Более того, мечеть Марджани по своей структуре очень близка Петропавловскому собору, а он в 1726-1728 году был построен. Такое ощущение, что там поработал один архитектор. Если бы она была построена в 1767-м году, как сказали, то была бы разница в архитектуре.

«Мечеть Марджани по своей структуре очень близка Петропавловскому собору, а он в 1726-1728 году был построен. Такое ощущение, что там поработал один архитектор». Фото islamrf.ru

— Существует легенда, что Азимовскую мечеть строили церковные артельщики.

— Вполне может быть, почему нет. Например, придворными архитекторами турецкого султана были армяне. И многие мечети построены армянскими архитекторами, хотя, казалось бы, армяне считаются злейшими врагами турков. Вообще, у мусульман такого отношения к христианам нет — исламская религия очень дружелюбная. И сейчас тоже русские архитекторы легко берут заказы, хотя, скажем, церковники не подпускают: они не дают строить и писать иконы «нехристям».

«Вся трагедия Слободы в том, что она не воспроизводится»

— Как вы оцениваете нынешнее состояние Слободы?

— Ужасно, что говорить. Я эту тему продумываю много лет и пришел к выводу, что пытаться что-то механически сохранить — это тупиковый путь. Это как музей. Представьте, что там что-то случилось — потоп, пожар или кража. Уникальные вещи, которые там хранились, пропадают и их нечем восполнить. То же самое, что у нас есть уникальный цветок, но он не дает семян. Он засох и его больше не будет. Здесь так же — важно не сохранение самих зданий, а сохранение традиций. Если в Казани будет живая традиция татарской архитектуры, она пойдет по пути воспроизведения и старого тоже, потому что без изучения старого невозможно развитие нового. Соответственно, со знанием дела будет реставрироваться то, что было.

Это хорошо видно на примере художественной ковки. До революции в Казани была великолепная школа художественной ковки, и если бы она сейчас не восстановилась, за исключением некоторых элементов, мы бы ее всю утратили. Но поскольку появились новые мастерские, которые все это воспроизводят в традициях, нам бояться нечего.

«До революции в Казани была великолепная школа художественной ковки и если бы она сейчас не восстановилась, за исключением некоторых элементов, мы бы ее всю утратили. <> В Татарской слободе то же самое». Фото Рустема Ахунова (rustik68.narod.ru)

В Татарской слободе то же самое. Вся трагедия Слободы в том, что она не воспроизводится. У нас нет собственной школы, которая бы изучала казанскую архитектуру и пыталась ее снова и снова воспроизводить, как оригинальное явление. У нас архитекторы обучаются по стандарту — заглядывают в журналы, смотрят, что вокруг делается и пытаются идти стандартным путем — воспроизводить европейские образцы, московские, а в итоге получается третий сорт. Где-то выдумывают новые течения и стили, а мы только повторяем. При чем повторяем хуже, потому что там все равно технологии и архитекторы лучше. Это тупиковый путь, так нельзя. У нас своя прекрасная архитектура, она имеет великолепную традицию — это Золотая Орда, Казанское ханство, исламский мир, который дал шедевры всему миру. Почему бы не заимствовать эти мотивы, раз они нам родные? Они воспроизводились в течение тысячи лет, а теперь их начали забывать.

Татарская слобода именно этим и сильна — там «переваренные» традиции снова и снова воспроизводились уже в новых формах. Именно это отличает Казань от остальных городов. Татарская слобода – это то самое, что сделает Казань неповторимой. За это нужно цепляться, это нужно развивать и думать, как быть дальше. Если у нас будет традиция — все воспроизведется, ничего страшного.

«Понятие толерантности означает, все-таки, сдерживание некоторых вещей»

— Как вы относитесь к идее установить в Казани памятник Екатерине II? Есть мнение, что мечеть Марджани и есть памятник Екатерине.

— В какой-то степени это действительно так и есть.

Смотрите, есть неоднозначные деятели. Есть кто-то, кто принес русскому народу страдания, – например, Гитлер. Но, допустим, он что-то сделал для словаков — дал им независимое государство. Хорватам дал независимое государство. По большому счету он много сделал, но, тем не менее, многим людям принес огромное зло. Поэтому кто-то его воспринимает одним образом, кто-то — другим. Это нужно смотреть исторически. Для поляков, допустим, Наполеон — это освободитель, а Александр II — это человек, который уничтожил Польшу. А для кого-то тот же Александр II — освободитель от турков, а для турков — завоеватель. Здесь то же самое.

Екатерина II многое сделала для русских, но для татар — это человек совершенно другого качества. Татары же не только те, кто в Казани живут, крымские татары — тоже татары. Именно она завоевала Крым и начала там геноцид татарского народа. При чем это не пустые слова, почитайте, что делалось в Крыму – это два раза паровым катком прошлись: Миних в 1730 годах, потом Потемкин. И сразу половина населения осталась.

«Вы знаете, что Суворовым было истреблено 750 тысяч человек? Выжженная земля, уничтожали всех: мужчин, женщин, детей. А ногайцы это ближайший к татарам народ. И как нужно относиться?». Фото knsuvorov.ru (Портрет А. В. Суворова в мундире гвардейского Преображенского полка, Иосиф Крейцингер. 1799 г.)

Ногайский народ. Вы знаете, что Суворовым было истреблено 750 тысяч человек? Выжженная земля, уничтожали всех: мужчин, женщин, детей. А ногайцы — это ближайший к татарам народ. И как нужно относиться? Памятники ставить такому человеку в Казани? Как это воспримут те же крымские татары? Об этом же надо думать. Понятие толерантности означает, все-таки, сдерживание некоторых вещей. Если мы хотим быть в мире со всеми — надо думать, чтобы кого-то не оскорбить. Памятник Екатерине может оскорбить ногайцев, карачаевцев, крымских татар — они же тоже сюда приезжают, как они к этому отнесутся? Об этом нужно думать.

— В заслугу Екатерине II ставится то, что она очень многое сделала для Казани.

— Ну сделала и сделала. Если начать сейчас искать кто чего сделал для Казани — очень большая галерея получится. Речь как раз идет о том, что сомнительные варианты нужно все-таки придерживать, чтобы не было разночтений.

Мария Горожанинова

Новости партнеров