«Перевернутое сафари»: пластик, кружево, деготь, Пушкин
В Казань впервые привезли выставку современного искусства Африки
Масштабная выставка «Перевернутое cафари. Современное искусство Африки», занявшая почти все пространство Галереи современного искусства, открылась в конце прошлой недели и вызвала закономерный живой интерес, потому что ничего подобного Казани еще не показывали.
Экология и красота
В город выставка приехала из Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге, где находилась до начала сентября. Ее организовали совместно с галереей «Триумф» и московским центром визуальной культуры Béton. В Манеже выставку приурочили ко второму саммиту африканских государств «Россия — Африка», который прошел 27—28 июля.
Нельзя не отметить, что если в Петербурге представили работы 47 африканских и 14 российских художников (а также артефакты из коллекции Фонда просветительских инициатив Василия Поленова и различные книги, эссе, фотографии других выставок), в Казани оказалось 33 африканских и 12 российских авторов. Плюс маски и тотемы из Поленовского музея.
Но масштабы все равно впечатляют — к каждой работе пытаешься найти свой метод оценки. Что их всех объединяет — это яркое, сочное искусство, в котором зачастую материалом выступает пластик, ткани, а содержание не менее интересно, чем способы создания.
— Очень приятно, что я здесь оказался. Хотя два месяца назад это было совершенно не очевидно, — отметил управляющий партнер галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин, рассказав на открытии, что решение привезти выставку в Казань было основано на опыте организации показа работ группы «АЕС+Ф». — Казань — это город с очень странной идентичностью, здесь все настолько переплетено, что одно не отделяется от другого.
Смысл названия организаторы объясняют как метод ухода восприятия Африки через антропологию, этнографию, инаковость. Сафари — это «спорт для белых господ». А здесь, в первую очередь, идет упор на самопрезентацию. Главное — эстетика, которая соотносится с актуальной повесткой.
К примеру, стоящая на улице инсталляция «Тотем божества вечного сохранения воды» с множеством канистр Медерика Тюрея из Марокко говорит о неравном доступе к воде. На первом этаже висит «Абстракция» Эстер Малангу. Ее, как водится в племени ндебеле в Южной Африке, учили рисовать бабушка и мать. Сейчас ей 87. Рисунки, которыми ее сородичи украшают дома, появлялись на автомобилях и самолетах.
А вот Арман Буа, ему 45, он до сих пор живет в Кот-д’Ивуаре и является одним из ведущих художников Африки. В его работах, помимо акрила, используется деготь. Мишель Окпаре изготавливает картины и скульптуры, применяя креповую бумагу, кружевную ткань и пластиковые бутылки. Ей 27.
Этнография и эмиграция
Африканские маски выставляются на втором этаже, а на первом можно увидеть скульптуру сенегалки Сени Ава Камара, напоминающую метафору о «великом множестве», когда в одном персонаже селятся десятки других. Она до сих пор живет в деревне. И это напоминание, что Африка — это континент. Он очень разный. И художники разные. Кто-то уехал за моря и океаны, кто-то остался.
О том, что эмиграция — дело зачастую подневольное, напоминает одна из центральных инсталляций выставки: Антонио Сидибе в «Бесконечной реке» нарисовал кофейными зернами силуэт корабля, который населил печеньем в виде человеческих силуэтов. Окружают ее работы на тему апроприации, вроде печально знаменитого «блэкфейса», который до сих пор используют татарстанские театры. «Бесконечную реку» назвала ключевой работой министр культуры РТ Ирада Аюпова.
Телефоны и шлепанцы
Часть экспозиции отдана российским художникам, к примеру здесь много фоторабот Ольги Мичи. Но глаз цепляется за ее фильм, в котором отец осуждает сына, что он вместо еды купил SD-карточку для радио. И теперь у них есть музыка, а питаться придется травой, если на охоте ничего не удастся добыть.
А заканчивается выставка работами на тему Пушкина, его голову сделали правнучки врача, вызванного к нему после дуэли, — Наташа и Мария Арендт. Работы российских авторов все-таки смотрятся иначе — даже их яркость порой выглядит продуманной рефлексией.
Один из популярных среди публики объектов сделан из крышек бутылок, авторучек, пластиковых ложек, ножей... Его изготовил Моффат Такадива из Зимбабве. Все материалы — найденные объекты. Дезире Моноу Коффи из Кот-д’Ивуара создает картины из клавиатур старых мобильных телефонов, его супрематические работы напоминают карты гигантских городов. А его земляк Аристид Куаме собирает портреты из переработанных шлепанцев, которые находит на пляже. Наконец, стрит-арт Янзи рисует, разбрызгивая расплавленный пластик по поверхности холста.
При этом эти картины занятно устроены, это не просто концептуальное искусство, но и просто визуальная атака, которую можно воспринимать и без каких-либо далеких ассоциаций. В формате белых стен начинаешь забывать о том, что еще такое Африка, пока не видишь гигантское кресло. Оно собрано из патронов и бомб.
— Колониальное прошлое Африки — основная беда, которую ее жители осознают как непреодолимую. Сейчас живет уже третье поколение, которое пытается преодолеть ее. Они очень сильно рефлексируют по этому поводу: почему моя страна живет так, за что я получил это? — подчеркнул Ханкин.
Выставку можно будет посетить до 4 февраля 2024 года.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.