Новости раздела

7 дней: от «Белого лебедя» до ценного мусора

В КАПО усовершенствуют самый большой сверхзвуковой самолет в мире

Новый госзаказ от Минобороны России для КАПО, кто из татарстанцев приложил руку к освоению космоса, рекорды нефтехимического гиганта республики и как мусор превратить в прибыль? Ответы на эти вопросы можно было услышать в очередном выпуске итоговой программы телеканала ТНВ «7 дней».

Казанские авиастроители модернизируют Ту-160

На прошедшей неделе президент Татарстана Рустам Минниханов побывал в опытно-конструкторском бюро авиационной корпорации «Сухой». С возобновлением производства сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 в Казани впервые за многие годы две некогда конкурирующие корпорации «Сухой» и «Туполев» намереваются перейти на новый этап отношений. По крайней мере, на встрече с Миннихановым стороны обсудили возможность дальнейшего сотрудничества компании «Сухой» с Казанским авиационным заводом им. Горбунова, который является филиалом ОКБ Туполева.

Из истории отечественного авиастроения известно, что свое начало сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 берет в 1967 году. Поначалу проект вело не менее легендарное конструкторское бюро Сухого. Туполевцы же в то время были заняты выпуском большого количества военных и гражданских самолетов, поэтому во всех событиях, связанных с созданием нового авиаракетоносца, выступали лишь в роли наблюдателя.

Однако в 1970 году, оценив реальное положение дел и свои возможности, ОКБ Туполева все же решило включиться в работу над этим бомбардировщиком. В 1975-м главным конструктором новой машины был назначен Валентин Близнюк. Кстати, этот создатель легендарного самолета Ту-160 12 апреля, в День космонавтики, отметил свой 88-й день рождения.

ТУ-160, так называемый «Белый лебедь», или Blackjack («Дубинка») по натовской терминологии, представляет собой уникальный самолет — это грозный бомбардировщик, самый большой сверхзвуковой и грациозный самолет в мире, который может нести на себе крылатые ракеты.

Его производство было одним из самых масштабных проектов в стране до распада СССР. Согласно исторической справке, постановление о создании стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 вышло в июне 1974 года. Через три года были готовы эскизный проект и макет самого тяжелого боевого самолета в истории авиации.

Серийное производство боевой авиамашины запустили в Казани на базе КАПО. За эти годы были выпущены десятки самолетов. Однако в начале 1992 года по приказу президента Ельцина производство Ту-160 прекратили, а само предприятие переориентировали на выпуск гражданской продукции. Это был один из самых тяжелых моментов в истории казанского авиапрома.

Как вспоминают сегодня работники авиапредприятия, раньше на заводе работали 45 тыс. человек. После смены направления ушли многие и многое из разработок, много проектов было потеряно, в том числе потери понес и главный авиационный вуз — КАИ. Но, как говорит его проректор Виктор Гуреев, надежды на возрождение никогда не угасали. Возможно, потому в авиационном университете удалось сохранить и преподавательские кадры, и кафедры, и специальности, которые некогда считались бесперспективными и лишними для страны.

Год назад министр обороны России Сергей Шойгу заявил о необходимости возобновления производства Ту-160. По мнению экономического обозревателя нашей интернет-газеты Альберта Бикбова, проект Ту-160 и его модернизация придаст новый импульс не только экономике КАПО, но и экономике республики. Тем более, что сегодня в мире уважают только сильные государства, а флот стратегической дальней авиации — это краеугольный камень доктрины ядерного сдерживания.

В этом году Казанский авиационный завод получил долгосрочный проект по восстановлению производства самолета Ту-160 на базе КАПО. Между тем разработки по созданию уникального оборудования, способного вывести самолетостроение на новый качественный уровень, в лаборатории термодинамики КАИ не прекращались последние 20 лет. Проект по созданию компактного теплооборудования, без которого не обходится ни одна авиационная отрасль, уже прошел успешные испытания на КАМАЗе. Их результаты, по мнению исследователей, могут пригодиться при разработке новой авиационной техники.

Передовые методы проектирования, продемонстрированные на этой неделе на площадках авиационного объединения компании «Сухой», возможно, будут использованы и переняты при создании обновленного Ту-160, у которого, по мнению экспертов, все же есть одно слабое место — устаревшее бортовое оборудование. А вот оборудование нового поколения сможет повысить эффективность самолета в два раза.

Полного обновления требует и устаревшая производственная база КАПО. Речь идет и о строительстве нового, современного завода по международным стандартам. Затраты на техническое перевооружение до 2020 года составят несколько миллиардов рублей. Более того, в самом масштабном авиационном проекте примут участие десятки российских предприятий, связанных с производством двигателей и приборостроением. А это значит, что появятся новые рабочие места, новые возможности для развития промышленности и экономики России в целом.

Как татары к космосу прикоснулись

Еще одно событие прошедшей недели было связано с авиацией, правда, более сложной: Россия отметила 55 лет со дня первого полета человека в космос. 108 минут, которые Юрий Гагарин провел на орбите Земли, вмиг сделали его героем в масштабе всей планеты, а этот день — событием эпохи и началом космической эры. Буквально через три с половиной месяца уже не один виток вокруг Земли, а целых 17(!) сделает второй и тоже советский космонавт Герман Титов. Но всемирная слава досталась все же Гагарину.

В те годы общая задача объединяла настолько, что вопрос, откуда родом космонавт или конструктор космического корабля, не считали нужным задавать. Это был просто советский человек. Но сегодня с гордостью можно сказать, что в космической истории есть и татарский след. Свой вклад в освоение человеком космоса в те годы внесли и ученые Советской Татарии.

Съемочная группа «7 дней» отправилась по следам космических исторических событий. Точка первая — Заинск. За месяц до главного исторического события — в марте 1961 года — в космос отправили собаку Чернушку. Приземления капсулы ждали недалеко от Куйбышева, но спускаемый аппарат упал в Татарии, в 9 км от Заинска, в районе деревни Старый Токмак. Дворняжку-космонавта забрали, а местным жителям остались воспоминания да куски обшивки капсулы.

Спустя годы Чернушке здесь поставили памятник, а татарский городок Заинск, таким образом, нечаянно «прикоснулся» к космической истории страны.

Точка вторая — Алькеевский район. Сюда никто не приземлялся, отсюда «улетали». В местном музее космонавтики портреты Владислава Волкова и Александра Баландина, корни которых связаны с этим районом республики. Экспонаты, хранящиеся в музее, — подарки конструкторов и космонавтов.

Местные школьники перемеряли всю экипировку космических героев. Казалось бы, по музейным меркам — недопустимые вольности, но директор музея Юсуф Зарипов говорит: «А как иначе сделать, чтобы мальчишки мечтали о звездах?»

Среди экспонатов музея — настоящие камни с Луны, рулевой привод корабля «Буран» (его конструктор Сагит Латыпов тоже родом из Алькеевского района), шестеренка лунохода, двигатель-ракетоноситель корабля, на котором летал сам Юрий Гагарин. Всего ракетоносителей четыре, один из которых хранится в алькеевском музее.

Он, кстати, вместе с краеведческим музеем разместился в особняке купца первой гильдии Сергея Лисенкова, построенном в 1814 году. Между прочим, правнук этого купца тоже связан с космосом: Анатолий Михеев — директор американской аэрокосмической компании «Аэроджет» и доктор наук.

Этот особняк восстановили после пожара, изучили историю, и оказалось, что девять ученых в аэрокосмической отрасли страны родом из Алькеевского района. К примеру, уроженец деревни Базарные Матаки Урал Закиров 17 лет рука об руку работал с Сергеем Королевым, сегодня он ветеран космической отрасли.

В интервью журналисту «7 дней» заслуженный испытатель и строитель космической техники доктор физико-математических наук рассказал, с какими трудностями пришлось им сталкиваться в те годы: «Я вел Белку и Стрелку. Двигатель тормозной начинает работать, и в это время приборный отсек должен отделиться, но те системы, которые отделяют, не сработали до конца. Частично он открылся и держится, а аппарат уже спускается, и начинается вертушка. На нескольких испытаниях Белка и Стрелка крутились, бедняжки. Такая же история и у Юрия Алексеевича произошла. Падает он, кружится, то он Африку видит, то небо, пока спускаемый аппарат не отлетел, и дальше пошла стабилизация. Идеально, конечно, могли сделать, еще раз испытания провести, а в это время американцы бы взяли и полетели!»

Точка третья — Казань. Здесь в годы войны — с 1942-го по 1945-й — политзаключенный Сергей Королев каждый день под конвоем ходил на работу в ОКБ завода №16 — казанскую ракетную «шарагу». Обвиняли будущего основателя космической индустрии страны «во вредительстве в области реактивной авиации», хотя работать в ней не запрещали. Задачи в то время стояли конкретные — создать реактивный двигатель РД-1 для военных самолетов, для фронта.

Как сегодня вспоминает Урал Закиров, «способность видеть перспективу у конструктора Королева была исключительной. Еще в военные годы у него были записки и проекты создания баллистических ракет дальнего действия. И у него была запись о том, что «неплохо бы подумать в дальнейшем о пилотируемом полете». Когда Юрий Алексеевич слетал, у Королева брали журналисты интервью, и он говорил, что придет время, когда космический транспорт будет доступен всем нам и мы сможем перелетать с одной территории на другую с помощью ракет. Видите, как он далеко смотрел!»

Похвастать своими Гагариными сегодня могут 37 стран мира: тех, кто слетал на орбиту с серьезными научными исследованиями или просто в качестве космического туриста, на Земле более 500 человек. Причем россиян среди них почти втрое меньше, чем американцев. Только осваивают космос теперь не врозь и не наперегонки, а вместе.


Точка роста Камского кластера

На этой неделе в Нижнекамске прошло годовое общее собрание акционеров «Нижнекамскнефтехима», где подвели итоги 2015 года. Стоит напомнить, что это крупнейшая нефтехимическая компания страны, занимающая ведущие позиции среди отечественных производителей синтетических каучуков, пластиков и этилена.

По мнению журналиста программы, у нефтехимиков Татарстана в ближайшее десятилетие спокойной жизни не будет — в хорошем смысле этого слова: амбициозные планы, новые проекты… К примеру, комплекс по производству изобутилена мощностью 160 тыс. тонн в год НКНХ даст возможность вдвое нарастить годовой объем этого сырья до 333 тыс. тонн, что, в свою очередь, совершенно новые возможности для производства синтетических каучуков, где у Нижнекамска и так лучшие в России позиции. Причем технологическая часть проекта — результат усилий заводчан и ученых научно-технологического центра НКНХ. Помимо роста объемных показателей, новое производство принесет и двукратное снижение расходов по энергетике. На месте, где вскоре появится современное производство, в день собрания акционеров побывал президент Татарстана Рустам Минниханов.

Если год прошедший в целом для экономики страны можно назвать годом кризисным, то для «Нижнекамскнефтехима» этот период стал годом рекордов и укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынках. Запущены новые производства, объем выпуска товарной продукции за год вырос на 3,3% и составил 2,4 млн тонн. Кроме того, по итогам года получены рекордные объемы по производству каучуков — 647 тыс. тонн и полистиролов — 300 тыс. тонн. При этом выручка от реализации продукции превысила 150 млрд рублей — это финансовый рекорд завода за всю его историю начиная с 1967 года.

Выступая на годовом общем собрании акционеров, президент отметил, что в республике разработана стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года и роль «Нижнекамскнефтехима» в этой программе одна из ведущих; по словам Рустама Минниханова, компания является точкой роста Камского промышленного кластера, который в перспективе даст республике увеличение промышленного производства в три раза.

Дальнейшее развитие НКНХ связано со строительством олефинового комплекса. Первоначально планировалось, что в Нижнекамске построят один завод-миллионник, то есть мощностью 1 млн тонн этилена в год. Позже компания скорректировала планы, и в результате решено строить два завода, каждый по 600 тыс. тонн этилена в год. Это не просто большой проект, это стратегически важный проект, причем не только в масштабах Татарстана, но в масштабах всей России.

На месте, где вскоре появится современное производство, в день собрания акционеров побывал Рустам Минниханов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Импортозамещение для акционерного общества не просто очередное модное веяние. Для нефтехимиков Татарстана импортозамещение — это, можно сказать, повседневная реальность, текущая работа по освоению рынков — как внешних, так и внутренних. На пресс-конференции глава НКНХ Азат Бикмурзин отметил: «Вопросом импортозамещения мы занимаемся с самого начала — в следующем году предприятию исполнится уже 50 лет».

«Нижнекамскнефтехим» продолжает оставаться и социально ориентированным предприятием, которое заботится о благосостоянии не только своих сотрудников, но и жителей города. Предусмотрены множество социальных льгот для молодежи, женщин, для тех, кто трудится на вредных производствах. Сумма расходов компании на социальные нужды с учетом начисленных налогов составила без малого 20 млрд рублей. Для сравнения, это почти пять годовых бюджетов всего Нижнекамска. В рамках экологической программы освоено 740 млн рублей, что позволило сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 1 тыс. тонн по сравнению с 2014 годом.

После завершения собрания члены совета директоров вновь избрали своим председателем Владимира Бусыгина — заместителя генерального директора группы компаний «ТАИФ» и подтвердили полномочия генерального директора ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азата Бикмурзина. Задача на перспективу — только вперед, никаких упаднических настроений, даже несмотря на кризис, догнать и перегнать свои же амбициозные планы и проекты.

Как отходы превратить в доходы

В минувший четверг Владимир Путин в ходе очередной прямой линии отвечал на вопросы россиян от внешней политики до экономики, от конкретных проблем конкретных предприятий до вопросов развития целых отраслей. Были на прямой связи и системные вопросы. Один из них, касающийся проблемы мусора и экологии, а точнее, отсутствия в России системы полноценной переработки мусора, поднял предприниматель Ильдар Неверов. По его мнению, некоторые регионы в стране находятся на грани экологической катастрофы лишь по причине того, что в России отходы — это не сырье для переработки, как это принято во всем цивилизованном мире, а головная боль для жителей, для властей, для бизнеса.

Путин согласился с этим утверждением и отметил, что в стране только половина отходов утилизируется, а вторая половина закапывается. Причем «утилизируется» не значит «идет на переработку», потому что, как справедливо было отмечено на прямой линии, в России практически отсутствует система раздельного сбора мусора. То есть «утилизируется» в нашем случае — это тоже «закапывается в землю», только несколько иным способом.

Тема мусора и экологии на прошлой неделе, можно сказать, была одной из центральных в Татарстане. Во-первых, в республике стартовал традиционный санитарный двухмесячник, во-вторых, министр экологии Фарид Абдулганиев в четверг встречался с предпринимателями в формате «Бизнес и власть», где вновь была упомянута тема переработки отходов.

Съемочная группа «7 дней» решила окунуться в проблему и разузнать, как в Татарстане обстоят дела с раздельным сбором и переработкой мусора.

Из года в год перед специалистами минэкологии предстает одна и та же картина: несанкционированные свалки, тут и там валяющийся мусор, оставленный организациями, предприятиями и жителями городов и поселений республики где придется. Выписываются предписания о ликвидации — спустя год весь мусор на месте.

Еще один пример: предприятия МСБ по закону должны предоставлять отчетность о том, куда и как утилизируют мусор в министерство экологии республики. По статистике 80% предпринимателей вообще не предоставляют никакой отчетности и ни за что не платят.

Тем временем назревает еще одна проблема: из 50 легальных полигонов ТБО в Татарстане 72% исчерпали свой ресурс на 50-80% — иначе говоря, в любой момент могут быть заполнены под завязку. Есть ли у нас альтернатива, выход из ситуации? Есть, уверяют эксперты, но только в том случае, если изменить отношение к отходам.

Например, отходы для бизнесмена из Набережных Челнов Николая Атласова — это не мусор, а сырье: обычные полиэтиленовые пакеты — сырье для производства полимерной крошки. Эту продукцию переработки расхватывают, можно сказать, на ура, потому как она не только отменного качества, но еще и по стоимости на порядок дешевле.

На его предприятии из отходов лакокрасочного производства делают растворители; деревянные поддоны, которые раньше гнили на свалках, превращают в щепу — ценнейшее сырье для сельского хозяйства, или в топливные пеллеты; старые телефоны, телевизоры, компьютеры тоже разбирают до мелких деталей, извлекают все ценное, в том числе и драгоценные металлы — и на переработку.

«На все есть спрос, — говорит Николай Атласов, — поэтому заниматься переработкой отходов при грамотном подходе к делу выгодно». Для наглядности приводит в пример Европу, где ничего неординарного в раздельном сборе, сортировке и утилизации мусора там нет. Сами жители сознательно еще дома сортируют бытовой мусор в разные пакеты и относят на контейнерную площадку возле дома: бумага отдельно, пластик отдельно, отдельно и пищевые отходы.

В магазинах повсеместно стоят автоматы для утилизации пластиковых и стеклянных бутылок: устройство само распознает тип тары, фиксирует количество и выдает чек, в котором указана общая сумма. Каждая пластиковая бутылка стоит 25 центов, каждая стеклянная — 8 центов. С этим чеком человек подходит к кассе, где ему выдают ту сумму, которая указана в чеке.

Постепенно тема переработки отходов выходит на передний план и у нас. В совете по предпринимательству при президенте Татарстана сейчас работает отдельная проектная группа, задача которой — выработать такие правила и рекомендации в рамках закона, которые позволили бы и порядок навести, и сохранить конкуренцию среди организаций, занятых вывозом и утилизацией ТБО.

Ангелина Панченко

Новости партнеров