Новости раздела

«Киса, зачем вам деньги? У вас же нет фантазии»

Несколько идей ученого о поддержке научных исследований

Наука без финансовой поддержки долго не проживет, уверен колумнист «Реального времени» Альфрид Бустанов. В своей колонке он вспоминает, как приобрел на первый грант компьютер, и призывает студентов и аспирантов участвовать в конкурсах, направленных на поддержку исследований молодых ученых.

Наука без границ и… без денег?

Наука существует не ради денег, а ради поиска новых знаний. Но совсем без денег в современном мире проводить успешные исследования довольно сложно. Конечно, можно вспомнить пример академика Крачковского, в годы блокады Ленинграда написавшего огромную монографию о средневековой арабской географической литературе. Никаких грантов академику не было нужно, только вдохновение и минимальные условия для работы. Однако время таких ученых-энциклопедистов, обладавших феноменальными знаниями во всех отраслях своей дисциплины (от Корана к христианской литературе, современной арабской прозе, классической поэзии и дагестанским рукописям), ушло безвозвратно в прошлое.

В наши дни серьезная наука – это всегда дело коллективное, даже если книги и статьи выходят авторские, все равно за ними стоят усилия группы ученых. И еще, наука – дело обязательно международное. Наука не признает границ и требует свободного движения людей и идей. И без материальной поддержки здесь не обойтись.



«Можно вспомнить пример академика Крачковского, в годы блокады Ленинграда написавшего огромную монографию о средневековой арабской географической литературе. Никаких грантов академику не было нужно, только вдохновение и минимальные условия для работы». Фото wikimedia.org

Науку обычно поддерживают крупные благотворительные фонды, государственные и частные. Их сотни за рубежом, в нашей стране основными являются РНФ, РФФИ и недавно расформированный РГНФ. Из года в год научные фонды во всем мире рассматривают заявки исследователей, пестрящие новаторскими идеями и подходами. Это огромный ресурс и большая ответственность в выборе – какая мысль найдет поддержку, а какие задумки так и останутся нереализованными.

Разумеется, это не просто благотворительность. Деньги, отданные науке, не превращаются в воду, выплеснутую на горячий песок. В приоритете финансирования, безусловно, существует элемент заказа или, если сказать мягче, стимулирования тех направлений, что интересуют донора. Но даже самый прагматичный донор понимает (или в теории должен понимать), что нужно поддерживать не только актуальные исследования, но и фундаментальные. Например, сугубо филологические изыскания. Нередко это вопрос престижа и сохранения уникальных научных школ, если не целых языков и литератур.

В этой колонке я хотел бы поделиться своим небольшим опытом взаимодействия с грантовой системой и кое-какими мыслями о том, что могло быть важным в Татарстане.

Зачем деньги студентам?

Свой первый исследовательский грант я получил в 2008 году. Это была поездка в Германию на месяц для изучения немецкого языка. Стипендии мне потом хватило еще и на поездку в Крым для участия в нумизматической конференции. И свой первый ноутбук (все еще живой!) я тоже купил на грантовые деньги, будучи на последнем курсе университета. С тех пор практически каждый год благодаря поддержке научных руководителей и друзей мы проводили исследования на грантовые средства.

Что это значит? Это значит, что в своих внутренних колебаниях я все-таки предпочел занятия наукой, каждый год ездил в экспедиции и поработал в важных для меня архивах. Собранными материалами я до сих пор пользуюсь, и их хватит наверняка и моим студентам. Гранты способствуют адресной поддержке заинтересованной молодежи. Получается, что все довольны – у студентов есть деньги на житье-бытье и на науку, а грантодатель обеспечивает прирост знаний в практической или фундаментальной сфере. Последнее разделение, конечно, тоже очень условное: любое знание потенциально конвертируемо в капитал.

«Гранты способствуют адресной поддержке заинтересованной молодежи. Получается, что все довольны – у студентов есть деньги на житье-бытье и на науку, а грантодатель обеспечивает прирост знаний в практической или фундаментальной сфере». Фото eu.spb.ru

Что делать, если ты молодой и перспективный, у тебя есть отличная идея и ты точно знаешь, как ее реализовать, но не хватает пары сотен долларов? На самом деле в России выбор не так уж велик, если мы говорим о сфере гуманитарной науки. Может получиться так, что даже прекрасно написанный проект не нужен государственным фондам, потому что они ориентированы на уже состоявшихся исследователей. Мне в свое время помогли частные благотворители – на их личные деньги я ездил на конференции и стажировки. И, конечно, РГНФ, ныне почивший в бозе.

Осознание самоценности фундаментальной гуманитарной науки без обязательного приложения ее к рынку – это признак зрелости общества. Такая «отвлеченная» наука гораздо более полезна обществу и государству, пусть и в перспективе, поскольку служит основой образования, делает страну одним из лидеров мировой науки и сосредоточением компетенций.

Мое общее впечатление от «рынка» поддержки гуманитарных дисциплин в нашей стране состоит в том, что, как и в других сферах, на лицо явный недостаток частной инициативы и доминирование государственных институтов.

Марджани угощает

Меценатство – это важная составляющая гражданского общества. Отрадно, что среди татарских бизнесменов присутствует понимание этого основополагающего принципа. Быть может, в перспективе объединение отдельных частных инициатив позволит создать в Татарстане негосударственный фонд для поддержки гуманитарной науки, что-то вроде нашего варианта немецкого Folkswagen Stiftung, поддерживающего исследовательские проекты, стажировки, постдоки и летние школы.

Конкурс на стипендию им. Шихабутдина Марджани открыт для студентов со всего мира, но с особым вниманием к Татарстану

Одна из таких инициатив возникла среди татар Финляндии. Татарское культурное общество в Тампере (Финляндия) совместно с Всемирным форумом татарской молодежи объявило международный конкурс среди студентов-бакалавров и магистров, интересующихся татароведением. Конкурс на стипендию им. Шихабутдина Марджани открыт для студентов со всего мира, но с особым вниманием к Татарстану. Цель конкурса – стимулировать изучение татарской истории, языка и литературы на международном уровне. Кандидаты на стипендию должны представить исследовательский проект в любой области татароведения, включая историю, филологию, социологию, антропологию и т.д. Проект должен содержать ясную постановку цели и план работы (архивная и полевая работа, участие в конференциях, летних школах, экспедициях и других научных мероприятиях в России и за рубежом). Выбор победителя будет проводиться международным советом, оценивающим заявки по их потенциалу и амбициям в изучении татарской культуры. В совет входят Вахит Вафин (Tampere Islam Mahallesi), Искандер Гилязов (КФУ), Михаэль Кемпер (Амстердамский университет) и автор этих строк. Срок подачи заявок – до 1 мая 2016 года.

Размер гранта пока невелик – это 1 тысяча евро, но для студентов это существенная надбавка к стипендии и возможность провести полевые работы, съездить в экспедицию, поработать в архиве, участвовать в важных конференциях. Быть может, участие в конкурсе станет для кого-то важным подспорьем в дальнейшей карьере, а для нас оставит в рядах науки самых успешных и энергичных молодых людей. Стоит ли говорить о том, что такие конкурсы должны проводиться регулярно и в большом количестве. Маленькое семечко обязательно вырастет в большое дерево, иначе быть не может.

Альфрид Бустанов
Справка

Альфрид Бустанов – профессор компании «ТАИФ» по истории исламских народов в России, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

  • Научная степень: доктор философии (Ph.D., Амстердамский университет).
  • Исследовательские интересы: история ислама в Северной Евразии, востоковедение в России и Советском Союзе, татарская история и литература.
  • С отличием окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (факультет истории) в 2009 г. и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013 г.
  • Автор пяти монографий на русском, татарском и английском языках и около 40 научных статей.

Новости партнеров