Новости раздела

Градозащитники vs. кабмин: Верховный суд РТ отбил атаку на охранные зоны казанских памятников архитектуры

Планы по высотному строительству рядом с храмами и памятниками истории, культуры и архитектуры в столице РТ ждет крах или только заморозка?

Тихой сенсацией завершилось рассмотрение иска казанского юриста к кабинету министров Татарстана — Верховный Суд РТ признал незаконным и недействующим ноябрьское постановление кабмина об отмене утвержденных в 1988 году зон охраны казанских памятников истории и культуры. По данным ВООПиК, из-под госохраны новое постановление вывело 87 казанских памятников, в том числе Зилантов монастырь на правом берегу Казанки. Впрочем, как выяснило «Реальное время», градозащитники праздновать победу не спешат: полностью угроза высотной застройки центра и охранных зон памятников пока не устранена.

Зоны особого внимания

12 ноября 2015 года вышло постановление кабмина РТ №846. В нем всего одно предложение: «Признать утратившим силу постановление Совета Министров Татарской АССР от 23.09.1988 г. № 334 «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Казани» (далее — ПЗО). Документ был пролоббирован казанскими властями, которые смогли убедить руководство республики, что адекватной заменой устаревшему документу стал приказ Минкульта РФ от 8 сентября 2015 года. Он утвердил границы зон охраны и требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам Казанского кремля.

Однако представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), сопоставив два документа, обнаружили: из-под госохраны выбыли 87 казанских памятников, в том числе Зилантов монастырь на правом берегу Казанки. Впрочем, в Минкульте РФ полагают, что потери менее значительны — 33 памятника истории и культуры, включая шесть объектов федерального значения.

В декабре казанский юрист и член ВООПиК Андрей Железнов-Липец обратился в Верховный суд РТ с иском об отмене постановления кабмина №846. А Министерство культуры Российской Федерации поддержало требования казанского градозащитника, посчитав, что республиканским властям нужно было принять новый проект зон охраны казанских памятников истории и культуры.

«Жадные» дома

Иск казанца к кабмину удовлетворил 17 февраля судья административной коллегии ВС РТ Эдуард Каминский. Прессы на решающем заседании не было, но «Реальному времени» удалось выяснить, что на сторону истца в правовом споре встала прокуратура РТ, а спорное постановление кабмина активнее всего защищал представитель казанского исполкома.

Напомним, еще в 2011 году замруководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин заявлял, что жить по проекту зон охраны 30-летней давности в наше время — все равно что судить по «законам Хаммурапи». А все дело в том, что ПЗО охватывал территорию аж в 1 400 га, из которых на 900 га было запрещено ведение любого строительства и всего на 150 га позволялось возведение строений в 15-30 метров высотой, тогда как сентябрьские требования к «кремлевским» зонам охраны позволяют строить на высоту аж 124 метра — разумеется, не везде.

О проектах таких «жадных» домов — десятиэтажек в Старо-Татарской слободе и на улице Большой Красной, которые проходят согласование на градсовете при главном архитекторе Казани, сообщала на старте судебных баталий зампредседателя ТРО ВООПиК Фарида Забирова, кстати, участница разработки проекта зон 1988 года. «Разница в старых и новых правилах игры — огромная. Зачастую именно такое пренебрежение законодательством дает возможность разрушать историческую среду ради достижения коммерческих целей», — отмечала Забирова и говорила, что за свою активность уже получает угрозы о лишении возможности работать в Казани.

Победу праздновать рано

Комментировать победное для градозащитников судебное решение вчера Фарида Забирова наотрез отказалась. О 10-дневном тайм-ауте попросил и истец Андрей Железнов-Липец. С чем связан этот срок — не вполне понятно. «Оспорить данное судебное решение ответчики могут в 30-дневный срок в Верховном суде РФ», — сообщила пресс-секретарь ВС РТ Наталья Лосева корреспонденту «Реального времени».



Олеся Балтусова: «Просто есть разные позиции. Есть установка на высотную застройку и унификацию городов, как в местных подконтрольных СМИ. А есть установка на охрану старого города, о которой написали «Хранители наследия»

Помощник президента РТ Олеся Балтусова тоже воздерживается от оценок судебного решения. Ранее в публикации на портале «Хранители наследия» она опровергала выводы о неактуальности ПЗО-1988, опубликованные на сайте казанского управления архитектуры под видом итогов работы круглого стола, проходившего минувшей осенью с участием сотрудников НИиПИ Генплана Москвы.

На том заседании обсуждались проблемы регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях Казани и были даны четкие рекомендации: «Не отменять старые зоны охраны, пока не разработаны и не выпущены новые», — сообщала Балтусова. «Просто есть разные позиции. Есть установка на высотную застройку и унификацию городов, как в местных подконтрольных СМИ. А есть установка на охрану старого города, о которой написали «Хранители наследия», спасибо. Дискуссии нужны, и они должны быть общественными, конечно», — отметила она в одном из своих постов во «ВКонтакте».

В заключение добавим, что отмена постановления не гарантирует сохранности памятников. Ведь ПЗО-1988 нуждается в обновлении. И теперь все будет зависеть от того, в каком формате будет разработан и принят новый проект зон охраны Казани. Ранее Олеся Балтусова сообщала, что сделано это должно быть в течение 2016 года и соответствующие поручения уже даны президентом Татарстана.

Охранные зоны культурного наследия (по данным Управления архитектуры и градостроительства Казани)

  • Виталий Логинов

    Виталий Логинов председатель правления Союза архитекторов РТ

    Если в Москве гостиницу «Россия» снесли, которая была всего в 5 этажей, то и у нас нельзя высотки задирать — так мы погубим и Кремль, и башню Сююмбике, и Кул-Шариф. Мы в свое время возмущались, когда в охранной зоне Кремля в косогор вмяли здание дворца земледельцев — ничего хорошего. Никогда не было у нас такой французской архитектуры. Но кому-то понравилось… Так, видимо, произошло со зданием Дворца бракосочетания — махом, без всяких обсуждений намыли и поставили непропорциональную, перевернутую кружку вверх ногами. Помню, в свое время с Минтимером Шариповичем раз пять собирались только для того, чтобы обсудить цвет куполов на мечети Кул-Шариф, выезжали на место с комиссией.
  • Сергей Саначин

    Сергей Саначин главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани

    Я на стороне кабинета министров. Считаю, что этот проект давным-давно надо было отменить, потому что, согласно ему, в центре Казани строить нельзя, а они вот это проталкивают, и суд сейчас оказался на их стороне. Я не знаю, почему. То ли с той стороны не было никого… не знаю, что произошло. Нам ведь ничего не рассказывают, нас вообще ни во что не посвящают. Нас посвящают только постфактум. Согласно документу, в объединенной охранной зоне новое строительство запрещается, за исключением каких-то реставрационных работ. То есть ни «Пирамида», ни дом на улице Щапова, ни ЖК «Вишневый сад» — ничего строить нельзя; все, что делалось — это нарушение этого закона. Почему кабмин и вышел с предложением! Потому что все время шли нарушения. Просто никто не обращал внимания на этот документ. Вот они зачесались, наконец, решили его закрыть, но не тут-то было. Это же все те же самые люди делают, которые придумали этот закон, этот закон проталкивает министерство культуры. Все вот это секретное сообщество. Сидят люди, которые готовят эти документы, проталкивают их через Государственную Думу, потом эти дурацкие законопроекты принимаются, которые никто не читает. А если почитать даже новый проект, который готовится, то он тоже опасный. Согласно этому новому проекту, опять-таки новое строительство никакое невозможно — там такие надуманные режимы и регламенты, что…
Ирина Плотникова, Лина Саримова

Новости партнеров