Новости раздела

«Серая зона» семейного права: проблема многоженства в исламе

В чем она состоит и можно ли ее решить?

В наше время полигамия все еще устойчиво ассоциируется с одной религией — исламом. В России ислам — традиционная религия, которую исповедуют около двух десятков миллионов человек по всей стране. В многомиллионной российской умме — сообществе мусульман — есть мужчины, состоящие в мусульманском браке с несколькими женщинами.

При этом в глазах государства у мужчины может быть только одна жена: во всяком случае юридически брак можно оформить только с одним человеком. Есть люди, которые рассматривают многоженство как пережиток прошлого и крайне остро реагируют на любые разговоры о юридическом описании этой практики.

В то же время исторически полигамия была распространена повсеместно. О юридической и исторической стороне вопроса в своей колонке для «Реального времени» рассказывает колумнист, эксперт Центра исследований исламского мира Карим Гайнуллин.

Многоженство в несемитских обществах

Если в современном обществе, воспитанном на европейской морали, восходящей к античному образцу, полигамия воспринимается как исключительно исламский феномен, то в древности многоженство было распространено повсеместно. Оно представляло множество удобств: регулярные войны постоянно пополняли число вдов, походы приводили в земли древних царств множество рабынь, а социум всегда нуждался в увеличении количества населения — для обработки земли и оснащения армии.

Примером могут служить индоевропейские племена, где наряду с многоженством были распространены такие практики, которые сегодня воспринимаются как исключительный пример варварства. Например, Геродот пишет о индоевропейских племенах фракийцев:

«Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей), какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами, и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом. Остальные же жены сильно горюют, [что выбор пал не на них]: ведь это для них — величайший позор».

Подобный обряд был распространен среди большинства древних индоевропейских культур. Самый последний пример — это индуистская практика «сати», сожжение жены вместе с умершим мужем. Практика «сати» стала одним из камней преткновения между индуистами и мусульманским правительством в Могольской Индии.

В языческой скандинавской поэме «Речи Высокого» верховный бог Один призывает: «Хвали жен на костре». Интересно, что подобный обряд, тоже с указанием на многоженство, тысячелетие спустя найдет у других индоевропейцев — наших родных русов — Ибн Фадлан:

«И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам (женам): «Кто умрет вместе с ним?» И сказала одна из них: «Я». Итак, поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками…»

Известно, что до принятия христианства у князя Владимира Крестителя было 4 жены и множество наложниц. Об этом повествует «Повесть временных лет»:

«Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода — и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 — в Белгороде и 200 — на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Несмотря на то, что среди античных греков и римлян брак в основном был моногамным, существовали институты внебрачного общения с женщинами: ритуальная проституция и гетеры. Во многом так происходило из-за специфики греческого брака: он был больше связан с социальной и семейной ответственностью, чем с любовными отношениями. Брак считался обязательным, Платон в «Законах» предлагал наказывать мужчин за длительное безбрачие. Большая важность отдавалась деторождению: греческие полисы были союзами мужчин-воинов, и дополнительная сила там всегда была важна.

О многоженстве у доисламских тюрок упоминает христианский хронист Михаил Сириец в «Хронике»:

«Избегают супружеской измены, и блуда у них мало, потому что нет у них закона, запрещающего второй и третий брак, как и многоженство».

У Чингисхана было 6 монгольских жен и огромное количество наложниц. На сегодняшний день более 16 миллионов человек являются его генетическими потомками. Однако, по монгольским правилам, наследовать могли только дети от первой и главной жены Берте.

Наряду с многоженством в некоторых обществах — в Тибете, у островных австронезийцев — было распространено многомужество.

Многоженство в иудаизме и христианстве

Многоженство было распространено в ветхозаветную эпоху. Многие библейские персоналии, включая пророков, имели несколько жен. Среди них — Авраам, Моисей, Ламех, Иаков, Давид и Соломон.

Ветхий Завет тоже упоминает о границах и о поведении человека в полигамном браке:

«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, [так] и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего он не может сыну жены любимой дать первенство перед первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему [принадлежит] право первородства» (Втор.21:15-17).

В раннем иудаизме активно практиковалось многоженство. Иудей мог иметь несколько жен, если мог обеспечивать их. Количество жен не ограничивалось, но иудейские мудрецы советуют брать не более четырех. Евреи-ашкеназы отказались от практики многоженства в Европе только в X веке (запрет Рабейну Гершома). В то же время, например, йеменские евреи при миграции в Израиль переезжали целыми полигамными семьями. Некоторые ашкеназские раввины указывают, что запрет Гершома действовал до 5000 года по еврейскому календарю и уже перестал действовать.

Сефарды могут практиковать многоженство с некоторыми ограничениями. Однако, так как в современном Израиле доминирует именно ашкеназская культура, многоженство практикуется очень мало.

Христианство быстро выросло из небольшой еврейской группы в общеримский культ, и римская мораль не могла не повлиять на религию. Несмотря на распространенность многоженства у евреев, уже ранние отцы церкви рассматривали многоженство как блуд и порицаемый союз. Христиане часто ссылаются на послания апостолов, где порицается многобрачие священников. Также христиане часто упоминают, что многобрачие у ветхозаветных царей не приводило к успеху.

В конце концов повсеместно распространенное наличие постоянных любовниц у европейских народов тоже можно рассмотреть как своеобразное латентное многоженство.

Многоженство в исламской истории и исламском праве

Следует сказать, что ислам не придумал многоженство, а лишь легализовал и ограничил практику, существовавшую среди арабов уже до ислама. Ограничения касались количества жен: если в доисламскую эпоху оно не было ограничено подобно тому, как оно не ограничено в раннем иудаизме, то Коран запрещает иметь более четырех жен.

В самом кораническом тексте мужчин предупреждают о том, что необходимо блюсти справедливость между женами — не отдавать предпочтения во времени и подарках одной. Ночевать с женами мужчина обязан по очереди. Дети жен равны между с собой в правах на наследование. Коран говорит о том, что, если нет возможности такой справедливости, не стоит брать несколько жен:

«Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (ан-Ниса, 3).

Относительно исламской практики многоженства следует понимать, что это брак мужчины с каждой конкретной женой по отдельности. Запрещено спать одновременно с несколькими женами, мусульманин обязан обеспечивать жилье и материальный достаток каждой отдельной женщине. Очевидно, что при таких условиях многоженство доступно только обеспеченным мужчинам, потому эта практика не превышала 5—10% среди общего количества семей.

Кроме финансовых проблем, существуют проблемы эмоциональные. Многие мужчины, мусульмане и немусульмане, часто идеализируют многоженство. Но из опыта некоторых знакомых многоженцев я слышал, что эмоционально тяжело чередовать свое времяпрепровождение между женами. Если соблюдать все правила и жить соответственно шариатским постановлениям, то такой брак может быть для мужчины психологически сложным. Часто жены ревнуют друг к другу, из-за чего семья постоянно сталкивается с внутренними конфликтами. Большой проблемой для семьи становятся «тайные жены»: когда муж скрывает свои отношения, что частично напоминает европейских любовниц, замаскированных под исламский брак.

С другой стороны, некоторым женщинам нравится наличие свободного времени в таких браках, особенно при наличии детей от предыдущих.

Причины, по которым в наше время мужчина решается на многоженство, могут быть разными. Многие мужчины действительно женятся так из-за собственной прихоти, но это не является исключительным поводом. Так, возможной причиной может стать женское бесплодие или другие проблемы со здоровьем, из-за которых муж нуждается в повторном браке, но продолжает опекать свою первую жену. В некоторых культурах принято жениться на вдовах своих братьев. Кроме того, мне известны и довольно сложные ситуации: например, после развода мужчина быстро женился, в то время как его бывшая жена решила вернуться к нему.

В некоторых школах шариатского права женщина во время брака может поставить условие, чтобы мужчина не брал вторую жену. Впрочем, в ханафитской школе права, распространенной в Татарстане, такое условие необязательно: это будет обещанием, его невыполнение может быть расценено как грех лжи, но заключение второго брака будет действительным и не расторгнет первый.

«Серая зона» многоженства: между шариатом и российским законодательством

Часто упоминается, что многоженство запрещено в России. Действительно, невозможно заключить государственный, гражданский брак с несколькими женщинами. Так гласит 14-я статья Семейного кодекса: «Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке».

По правилам Русской православной церкви, наличие оформленного брака в ЗАГСе — одно из обязательных условий венчания. Но для мусульман не существует никакой церкви, которая могла бы регулировать брачные отношения, а отсутствие регистрации брака в ЗАГСе, с точки зрения исламского права, не является препятствием для заключения никаха — мусульманского брака. Конечно, с точки зрения нашего законодательства, религиозный обряд не является юридическим браком. Впрочем, никах в терминах закона РФ вполне вписывается в понятие «сожительство», а оно не запрещено в России: по закону, сожительствовать можно с кем угодно, и это не несет никакой уголовной ответственности. К этому «сожительству» может прилагаться брак в ЗАГСе, а может и не прилагаться. В конце концов и множество немусульманских пар в России живут в незарегистрированном сожительстве.

Технически поход в мечеть не является условием для действительности никаха (в ханафитской школе права): он может быть совершен и на дому при наличии двух свидетелей. Для этого достаточно словесных формулировок: например, «я взял тебя замуж — я согласилась». Каким-то образом контролировать это, не вторгаясь в частную жизнь людей, невозможно.

В ином случае придется устанавливать уголовное наказание за наличие любовниц и любовников, а также за незарегистрированное сожительство.

Но в чем тогда проблема с многоженством?

Реальная проблема состоит в том, что вторые и последующие жены в исламском браке не могут получить те гарантии, которые им дает брачное гражданское состояние. Возникают проблемы с наследованием, с правом на отказ свидетельствовать против супруга в суде, с признанием отцовства, с разделом имущества, с правом на посещение в реанимации или пенитенциарном учреждении. Тем самым вторые жены оказываются в незащищенном правовом положении.

В этих условиях некоторые мусульманские духовные авторитеты предупреждают об опасности таких браков. И в этом я с ними согласен: полигамия в наших условиях — это всегда риск, прежде всего для женщины. Но и мужчины часто не ожидают, как на них повлияет реакция окружающих и новый формат отношений. Однако специфика исламской религии построена таким образом, что духовные авторитеты не могут запретить те правовые положения, которые закреплены в классических исламских книгах.

Таким образом, проблема не в том, чтобы обеспечить мужчин возможностью многоженства — для этого не требуется юридическое оформление. Она в том, как юридически защитить тех, кто решается быть второй женой. Ведь зачастую это уязвимые группы: вдовы и матери-одиночки. Страдают и первые жены, которых часто не уведомляют о браках мужа «на стороне».

Многие граждане, включая юристов, указывают на несовместимость светского и религиозного права. Однако, например, доктор юридических наук и исламовед Леонид Рудольфович Сюкияйнен, крупнейший специалист по исламскому праву в России (среди светских академических ученых), комментирует это интересным образом:

«Что же касается соотношения шариата и закона, то, как было показано, оно далеко не сводится к противоречиям между ними… религиозный по своему характеру процесс разрешения споров может соответствовать светским установлениям (при условии, что они не противоречат законодательству РФ)».

Для этого необязательно переосмысливать формат гражданских браков в России: вполне можно говорить о каких-то дополнительных договорах о сожительстве, действующих в республиках с большой долей мусульманского населения, которые защищали бы интересы женщин и ограничивали бы недобросовестное поведение мужчин.

В настоящей же ситуации, с каким бы негативом светская общественность не относилась к подобным инициативам, мы встречаемся с социальной проблемой: у общества нет механизмов, которые могли бы делать невозможным заключение вторых браков. В то же время общественность негативно относится к любым разговорам о введении их в регулируемое поле.

Карим Гайнуллин
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

Общество Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 08 янв
    Нет никакой "серой зоны". Многожёнство в нашей стране преследуется по закону. Это нарушение законности.
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Вы статью-то прочитали? Или по заголовку отвечаете?
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    У теплокровных животных, течка самок у которых бывает каждый месяц, например, у обезьян, всегда "многоженство" - доминирующий самец осеменяет самок в первую очередь.
    Остальные довольствуются тем, что останется или удовлетворяются онанизмом или гомосексуализмом.

    Творец создал для первого человека Адама одну жену.
    Остальное от обезьян.

    Вполне допускаю, что счастливы не только обезьяны женского рода в обезьянном стаде, но и четвертая "жена".
    И даже 1000-я наложница, если ей разрешают ходить в ТЦ в любое время и покупать всё, что она хочет.

    Совсем недавно в колхозных стадах на всех коров был один "муж", один бык.
    Ныне и его "отменили".
    Созданы банки бычьей спермы и коровы довольствуются искусственным осеменением.
    И коровы счастливы и тому.

    В человеческом обществе, по некоторым данным, уже каждый ребенок появляется на свет в результате искусственного осеменения женщин.

    Ведутся работы по замене женщин искусственными био-инкубаторами.
    Тогда дискуссии о количестве "жен" и "мужей" прекратятся сами собой - работодатели будут заказывать новых наемных работников в био-инкубаторах.
    Человеческое общество превратится в обезьянье стадо, где доминировать будут самки.

    Феминистки смогут отпраздновать полную победу над мужиками.
    И человечество исчезнет с лица планеты Земля.


    Ответить
    Анонимно 08 янв
    Мать природа все предусмотрела , а человеческий социум со своим контролем загубит мать природу .
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Тут лучше всего подойдут слова из всеми известной песни "как бы я был султан - был бы холостой". Не нужны несколько жён, нужна одна единственная жена, любимая и неповторимая. И тогда будет счастье
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    Одна жена варит, одна жена стирает, одна жена пол моет, одна жена любит. Да после того как она всё сделает да ещё и отработает смену на что она способна. Ни на что. И бегут мужики за приключениями к свободным и поэтому игручим. Поэтому все эти печати в паспортах условности. А скоро и паспортов не будет. Если есть у мужика финансовые возможности то почему нельзя иметь вагон жён. Мы же меняем машины и ничего. А тут старую машину не продают а просто рядом с ней ставят новую.
    Ответить
    Анонимно 08 янв
    А деньги где взять на подарки "женам"?
    Отобрать у тех мужиков, у которых отобрали и "жен"?
    У Г.Тукая есть на этот счет хорошее стихотворение.
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    шариат конечно преграда для многоженства в светской стране.
    Ответить
  • Анонимно 08 янв
    В интересах женщин надо узаконить многоженство по шариатскому алгоритму. Качество мужского материала в РФ годного для семейной жизни падает: алкоголики, наркоманы и всякие … . Мотивированные для семейной жизни и рождения-воспитания детей женщины не могут найдите себе достойную пару. Если муж способен материально содержать вторую семью и легально( а не тайно, как часто бывает) участвовать в воспитании ребёнка, то почему государство должно возражать против многоженства. Старшая жена, в условиях дефицита достойных мужей , должна понимать младшую жену и делиться. При решении демографической проблемы женский эгоизм старшей жены и законодательная преграда не допустимы.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров