Новости раздела

«Совокупный эффект от кольцевого железнодорожного движения в Казани составит более 120 млрд рублей»

Что татарстанским транспортникам пообещали федеральные коллеги

Несмотря на кризис, чиновники не намерены отказываться от планов по развитию мега-проектов в Татарстане. С таким ободряющим посылом обратился к своим коллегам министр транспорта России Максим Соколов. По его словам, есть все шансы в следующем году начать строительство ВСМ «Москва — Казань», в скором времени — эксплуатацию транспортного коридора «Европа — Западный Китай», а его коллега из Госдумы и вовсе пообещал регионам строительство метро за счет федерального центра. О чем еще попросили татарстанские чиновники федералов — в материале «Реального времени».

Китай до конца года примет окончательное решение по ВСМ

На итоговую коллегию министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ за 2015 год съехалось на редкость много федеральных чиновников: министр транспорта РФ Максим Соколов, помощник президента РФ Игорь Левитин, председатель комитета Государственной Думы России по транспорту Евгений Москвичев. Такой состав гостей неудивителен: так или иначе большинство татарстанских крупных транспортных проектов софинансируется или контролируется из Москвы. Соответственно, обсуждались в первую очередь и проекты федерального масштаба.

Из них главным можно назвать ВСМ «Москва-Казань», которая уже не первый год находится в стадии проработки. «Несмотря на то, что проект имеет грандиозную бюджетную стоимость, более 1 триллиона рублей, и федеральный бюджет, и все должны максимально напрячь свои финансы, чтобы реализовать его в полном объеме. Проектирование продолжается, мы должны выйти на соответствующее соглашение с нашими китайскими партнерами. Сегодня они уже в консорциуме с соответствующими проектными организациями задействованы в этом проекте. И если успешно будут завершены все проектные работы до конца года, если будут все необходимые договоренности достигнуты, прежде всего на межправительственном уровне (а несколько межправительственных министерских меморандумов по развитию проекта уже реализуется), то можно говорить, что к 2017 году этот проект имеет шанс войти в строительную стадию», — заявил он.

Напомним, право проектировать первую в России высокоскоростную магистраль Москва — Казань — Екатеринбург получил российско-китайский консорциум. Объединение компаний «Мосгипротранс», «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group было единственным участником торгов. Ранее сообщалось, что возможность участия в проекте рассматривает и Siemens, но условия работы корпорации в проекте еще не утверждены. Не оценен и экологический ущерб от проекта: публичные слушания по этому вопросу ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» РЖД) проведет в 1-м квартале 2016 года.

Татарстан просит у федералов углубить дно у Свияжска

Его республиканский коллега, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин в своем выступлении громких прогнозов делать не стал, но обозначил проблемные моменты, в которых он рассчитывает на федеральную помощь. Он напомнил, что благодаря поддержке минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта, в 2015 году завершились работы по дноуглублению водного подхода к причалу города Болгар на условиях софинансирования: за счет средств федерального бюджета (70% — 100 млн рублей) и средств Республики Татарстан (30% — 45,5 млн рублей). «Проведенные работы позволят обеспечить безопасное судоходство 3- и 4-палубных туристических круизных судов, что в свою очередь будет способствовать увеличению турпотока и развитию объекта культурного наследия. В целях дальнейшего развития внутреннего туризма в России, считаем необходимым провести дноуглубление водных подходов к причалу острова-града Свияжск», — намекнул Сафин.

Он пояснил, что реализация проекта позволит более крупным и габаритным судам подплывать к острову, тем самым количество туристов, доставляемых водным транспортом на остров, вырастет в 4 раза — до 130 тысяч человек в год, что увеличит турпоток в «Свияжск» почти в полтора раза, до 360 тысяч человек в год. Напомним, что о необходимости углублять дно, чтобы пароходы с высокой осадкой могли заходить в Свияжск, глава Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов говорил в апреле прошлого года. Тогда же он упоминал, что рассчитывает на софинансирование из федерального бюджета. Однако, по-видимому, пока вопрос остается нерешенным и к его лоббированию подключились транспортники.

…но получит и деньги на строительство метро?

Другим крупным проектом, на котором остановился Сафин, стало кольцевое железнодорожное движение вокруг Казани, которое будет охватывать большую зону пригорода Казани, железнодорожные вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы с метрополитеном. Напомним, минтранс распространял информацию, что первые электропоезда будут запущены до конца 2015 года, а полностью проект будет реализован в 2018 году и оценивается где-то в 18 млрд рублей.

Дорога будет проходить через станции: «Казань» (центральный железнодорожный вокзал), «Лагерная», «Новое Аракчино», остановочную платформу «787 км» (озеро Лебяжье), станцию «Казань-2», остановочные платформы «Компрессорная», «Метро Аметьево» до станции «Вахитово». «В 2015 году разработана технико-экономическая оценка проекта, которая показала, что в случае реализации совокупный социально-экономический и бюджетный эффект составит более 120 млрд рублей», — сообщил министр. При этом, проект добавит популярности и электричке из Казани в аэропорт, рассчитывают в министерстве. «Реализация проекта позволит на начальном этапе осуществить движение пригородных поездов по маршруту «Аэропорт — Центральный вокзал — Вокзал на ул. Воровского» и обратно, что даст новый импульс развития интермодальной ветки «Аэропорт — Казань», — говорит Сафин.

Говоря об электрическом транспорте, министр вновь воспользовался возможностью попросить помощи из Москвы. По его словам, учитывая его высокую стоимость, на сегодняшний день муниципальным транспортным предприятиям не под силу закупать новую технику. «Просим, поддержать на законодательном уровне инициативу субсидирования закупки трамваев и троллейбусов в соотношении 70% — федеральные средства и 30% — средства субъекта. Это позволит в значительной мере содействовать развитию промышленности, что станет еще одним шагом в реализации стратегии импортозамещения», — обратился он к Москвичеву. Тот, в свою очередь, напомнил, что программа субсидирования половины стоимости трамваев уже работает, но необходимость признал. «По троллейбусам мы на следующий год ставим задачу, чтобы минпромторг выделял 70 на 30», — пообещал он. Более того, он намерен избавить регионы и от бремени расходов на строительство метро. «Но самое основное — это метрополитен, и мы будем у себя на съезде «Единой России» поднимать вопрос, чтобы метро полностью строилось на федеральные деньги», — заявил он. В зале зааплодировали.

Аналоги СММЛЦ появятся по всей России

Отметили федеральные гости и еще один пилотный проект в Татарстане — Свияжский мультимодальный логистический центр, который был достроен в прошлом году. Напомним, проект реализуется в Татарстане с 2007 года. Расположенный на пересечении железнодорожных, речных и автомобильных путей, СММЛЦ станет, по задумкам властей, одним из ключевых пунктов на пути из Европы в Западный Китай. Если, конечно, этому не помешают планы Китая, Казахстана, Турции, Азербайджана и Грузии по созданию альтернативного маршрута доставки грузов, в обход России. К 2030 году на СММЛЦ будет переориентировано 40% татарстанского грузопотока, рассчитывают в министерстве.

Однако, за все это время местного и федерального пиара, компаний резидентов, на инвестиции которых так рассчитывают власти, практически нет. Первым инвестором-резидентом СММЛЦ станет «Татфлот»: компания выразила намерение перевести сюда грузовой порт из Казани. Сообщалось, что возможными участниками проекта станут «Трансконтейнер» (структура РЖД) и «Совфрахт», однако пока дальше намерений дело не пошло. Ни один из выступающих про новых резидентов не упоминал. Тем не менее, они уже готовы транслировать опыт СММЛЦ на всю Россию. «Это очень важный объект, который мы начали строить, чтобы развитие внутренних водных путей было тесно связано с инфраструктурой железных дорог. Это тот пример, который нужно делать и в других субъектах Российской Федерации», — заявил Левитин. «Строительная часть СММЛЦ завершена в полном объеме, теперь наша задача — использовать его потенциал, который наработан за счет мультимодальных перевозок. Надеюсь, что мы найдем такие проекты, которые позволят его запустит в полном объеме. Аналогичные проекты хотим запустить в Московской области, в Ростове», — поддержал Соколов.

Дина Валиуллина

Новости партнеров