Новости раздела

«Дело труба»: как 150 домов в Салмачах оказались под угрозой сноса

ASG на фоне скандалов с землей вокруг охранных зон газопроводов остановил продажи, ожидая разрешения конфликта с «газовиками»

В Салмачах, которые за последние несколько лет уже успели заработать славу проблемного поселка, назревает громкий скандал. Местные жители в ближайшее время рискуют обрести статус бомжей из-за того, что их дома находятся в зоне нарушения минимально допустимых расстояний сразу трех магистральных газопроводов. Корреспондент «Реального времени» разобрался в сложившейся ситуации и выяснил, существуют ли мирные пути решения данной проблемы, действительно ли во всем виноваты сами жители и как обезопасить себя от подобных проблем с недвижимостью.

Это страшное слово МДР

Из-за требования о сносе, выставленного в конце 2015 года татарстанским филиалом газовой монополии — «Газпром Трансгазом», пользующимся газовой и этановой трубами, в зоне риска оказались более 150 домов и 300 семей.

По словам Альберта Федорова, юриста, защищающего интересы местных жителей, предмет исковых требований — снос домов за счет владельцев — крайне несправедлив, так как жильцы в данной ситуации не виноваты.

— Человек либо покупал земельный участок у какого-то частного лица, либо он получал его безвозмездно от местного самоуправления. После получения земли по дачной амнистии, которая предусматривает отсутствие разрешений на строительство, регистрировалось право собственности на дом. В том случае если бы в отношении участка имелись какие-либо ограничения, как, например, в нашей ситуации, то дом ни в коем случае не был бы зарегистрирован! Но никаких ограничений не было, ни в одном реестре, — пояснил Федоров.

Как сообщает наш собеседник, все охранные зоны и минимально допустимые расстояния (МДР) должны быть внесены эксплуатантами в реестр вовремя, однако это произошло только в середине 2015 года: на кадастровый учет были поставлены этановая и газовая трубы, причем об этиленовой до сих пор нет информации.

В свою очередь местные жители также грешат на компании, эксплуатирующие магистральные газопроводы.

— Мы считаем, что виноваты те, кто охранную зону и МДР не внес в реестр. Газовики должны были это сделать вместо того, чтобы пускать все на самотек. Еще надо сказать спасибо тому, кто все эти участки перевел в ИЖС, — делится мнением Александр Абросимов, житель дома №89 по ул. Газовая.

Люди могут остаться без крова из-за внезапной проверки газовиков?

Как рассказывают местные жители, в Салмачах есть дома, которые были построены более семи лет назад, а в ранние годы в районе газовой трубы вообще находился пионерский лагерь. И все это время никого не волновали ни охранная зона, ни МДР. Так почему же все «всплыло» только в 2015 году?

— У меня есть неофициальная информация, согласно которой в эксплуатирующих компаниях были проведены проверки. Кто-то говорит, что это была прокуратура, кто-то ссылается на Ростехнадзор или Роспотребнадзор. Проверка якобы показала, что имеются нарушения в отношении данных организаций, так как построены жилые дома в минимально допустимых расстояниях. И вот, после этого наши доблестные газовики начали разбирательства, — сообщает Альберт Федоров.

По словам юриста, сразу после этого компании разослали письма-уведомления нескольким местным жителям. Переждав некоторое время, эксплуатирующие организации подали первый пул исков: сейчас на стадии рассмотрения находятся 10.

Вообще, организация контроля эксплуатирующими компаниями поражает воображение. Несомненно, надзор ведется: вертолеты с газовиками летают над трубами, а автомобили со специалистами также периодически появляются на обозначенной территории. Однако какой от этого толк, если они решили проигнорировать факт строительства домов на недопустимом расстоянии от трубы?

— Когда мы строились, приезжали газовики: замерили 25 метров, сказали, мол, в охранную зону не залезаешь, и… уехали. Если бы я что-то нарушал, мне, наверное, должны были выдать предписание о том, что там запрещены все виды строительства. Но мой телефон записали, неделя прошла, а мне никто не позвонил. Ну, я и продолжил строиться дальше спустя семь дней, — поведал Абросимов. — Хоть письмо бы направили, что там строить нельзя. Видели же все. Газовики ездят тут каждый день, облеты на вертолетах делают, проверки идут регулярно, но как они упустили, что у меня забор в охранной зоне? Но у меня нет ограничений, на этапе строительства нам ничего не сказали.

Еще одной серьезной опасностью для газопроводов, о которой никто не вспоминал все эти годы, является объездная дорога от Константиновки до РКБ. Если следить за риперами, расставленными по территории Салмачей, дорога, по которой ежедневно курсируют грузовики, идет прямо над трубой. К слову, кроме возмущенных жильцов, о ней пока никто и не говорит.

«Ситуация трех дураков»

Среди казанцев бытует мнение, что Салмачи — элитный поселок, в котором живут в большей степени обеспеченные люди. На деле же оказывается, что многие владельцы домов — совершенно обычные граждане, продавшие свои квартиры и купившие участки, не имея при этом сверхдостатка. Александр Абросимов, который живет в поселке уже третий год, искренне возмущен таким предвзятым отношением горожан.

Дорога, по которой ежедневно курсируют грузовики, идет прямо над трубой. realnoevremya.ru/Лины Саримовой

— Половина комментариев к статьям о нашей проблеме — это «мажорики понастроили, так им и надо»! Ну, я учитель физкультуры, жена у меня — учитель биологии. Кто из нас двоих «мажористей», я даже и решить не могу, — смеется Абросимов.

По словам нашего собеседника, до переезда в Салмачи он жил в квартире, взятой в ипотеку. Для того чтобы переехать за город и построить дом, ему пришлось продать жилплощадь и влезть в кредит.

— Сейчас это мое единственное жилье. Где я буду жить, если меня снесут? С маленьким ребенком в машине или в палатке? — возмущается Александр.

Для борьбы с системой местные жители решили организовать инициативную группу, численность которой сейчас составляет около 30 человек. Некоторые, к сожалению, даже находясь в сообществе, заняли пассивную позицию. Одними же из самых активных жильцов стали Абросимов и его сосед Максим Косарев, который живет в Салмачах второй год.

Его также нельзя отнести к числу миллионеров, олигархов или местной элиты: его земля и дом находятся у банка в залоге. Ему также пришлось продать все и взять кредит. Если его дом все-таки снесут, он продолжит платить, но уже за руины. И таких людей в Салмачах процентов 50 от общего числа местных жителей, попавших в неприятную ситуацию с газовиками, которую сам Косарев называет «ситуацией трех дураков»: один дурак перевел в ИЖС, второй дурак не запретил, а третий дурак построился.

Самолетам падать некуда

Как отметили эксперты «Реального времени», с охранными зонами в Казани совсем беда. В 2014 году в похожей ситуации оказались жители поселка Новая Сосновка. Их дома были построены в зоне аварийной посадки самолетов взлетной полосы КАПО им. Горбунова. Под снос тогда попали шесть построенных домов и четыре строящихся.

Возмущенные жители Сосновки вышли на пикет к зданию кабмина РТ: поддержать десять семей, судьба которых повисла на волоске, пришли их соседи. Люди так же, как и в случае с Салмачами, жаловались, что власть сразу не предупредила их об «особом статусе» земельных участков, а теперь пытается лишить жилья.

Письмо Минниханову как путь решения проблемы

Местные жители искренне надеются на мирное разрешение конфликта. По их словам, компромисс найти можно, однако для этого необходима обратная связь, которой, к слову, им не удается добиться.

— Если бы с нами встретился представитель города, представитель «Газпрома», а не эти юристы, которые ничего не знают, и конкретно нам «политику партии» объяснили, было бы хорошо, — сообщает Абросимов.

К слову, еще в прошлом году было организовано собрание, на которое позвали лишь некоторых местных жителей. Только благодаря «сарафанному радио» об этом узнала вся инициативная группа.

— Нам пообещали, что там будут присутствовать представители администрации города, газовики, МЧС. На деле же нас собрали на улице у какого-то магазина, а на встречу пришли юристы «Трансгаза», — делится Максим Косарев. Нам пришлось перекрикивать друг друга, чтобы высказаться. В итоге юристы пообещали, что к нам в дома будут приходить специалисты и проводить замеры, однако до сих пор никто так и не явился, — сообщил Максим Косарев.

Одним из шансов на мирное урегулирование конфликта является вывод из эксплуатации одной из труб. По сути, ее вывод должен был произойти еще несколько лет назад.

— Вместо старой трубы, на которой мы построены, была запущена обходная ветка. В СНИПах вообще написано, что срок эксплуатации «нашей» трубы — 40 лет, запущена она была в 1963 году. Продлить ее эксплуатацию можно еще на 10 лет. Получается, что выведена она должна быть в 2013 году, а сейчас уже 2016-й, — поделился Косарев.

Одним из шансов на мирное урегулирование конфликта является вывод из эксплуатации одной из труб, поясняет Максим Косарев. realnoevremya.ru/Лины Саримовой

Жильцы считают, что эту трубу можно наконец ликвидировать, а класс опасности других газопроводов уменьшить — для этого существует множество различных технологий.

Еще одним вариантом может стать достойная компенсация для владельцев снесенных домов. К слову, участки приобретались за 12-140 тыс. рублей за сотку, однако сейчас цена возросла, также стоит учитывать затраты на строительные и отделочные материалы.

— Если хотите, то выкупите у меня участок и дом за несколько миллионов. Я тут сад облагородил, детскую площадку сделал, ремонт. Пока я буду строиться в другом месте, мне где-то надо жить. Либо вы мне оставляете этот дом, пока я не построюсь, либо компенсируете жилье, — предлагает Абросимов. — Или вообще, оставьте нас в покое, возьмите расписки, что не несете ответственности за наши жизни, а мы сами эту трубу охранять будем.

По словам Альберта Федорова, юриста, представляющего интересы местных жителей, инициативная группа жильцов решила идти двумя путями: отбиваться в суде всеми возможными способами и привлечь внимание руководства республики. К слову, письмо на имя президента РТ было составлено еще до наступления нового года, сейчас оно проходит проверку в прокуратуре.

Федоров признает, что по факту жильцы действительно попали в зону действия МДР, и, по его прогнозам, скорее всего, дома будут снесены.

Для того чтобы прояснить ситуацию, корреспондент «Реального времени» обратился за ответами в мэрию Казани, однако ведомство ограничилось стандартной «отпиской», из которой следовало, что недопустимо строить дома в охранных зонах, сведениями о точном количестве домов, попавших в эту зону, администрация Приволжского и Вахитовского районов не располагает, а для установления оснований на регистрацию прав собственности направлены запросы в Регпалату РТ. В свою очередь «Газпром Трансгаз» вообще не предоставил ответа на вопросы редакции «Реального времени».

  • Марат Камалов

    Марат Камалов юрист, «Татюринформ»

    Если выдавалось разрешение на строительство, то вполне возможна ситуация, при которой органу, выдававшему документ, придется выступать в качестве соответчика и возмещать убытки. Те, кто выдавал разрешение на строительство, те, кто выдавал землю, — они в принципе могут попасть под возмещение убытков. Если говорить о вероятности сноса, то, вы знаете, у нас есть водоохранные зоны; так, в зоне Боровое Матюшино построены сотни домов. И вроде бы там тоже есть вопросы с точки зрения определенных нарушений, но ведь дома стоят. Более того, там даже рассматриваются варианты намывания грунта. То есть пока оценить перспективы очень тяжело. Есть возможность обезопасить себя от подобных случаев. Если дом уже был зарегистрирован в регпалате, если он приобретался на вторичном рынке, то в принципе можно сказать, что разумные меры, необходимые для защиты, уже соблюдены. Если право зарегистрировано, а тем более — вторичное право, то оно фактически исчерпывает себя, так как по обыкновению этого всегда достаточно. У каждого, я думаю, будет индивидуальная ситуация: кто-то получал участок самостоятельно, кто-то перекупал на вторичном рынке, кто-то еще что-то делал. Это не массовый иск, так что общую рекомендацию дать сложно. Хочу отметить, что данная ситуация — это социальный вопрос, ведь при плотности застройки Салмачей огромное количество домов может под снос пойти. Это попахивает социальным взрывом.
  • Андрей Генсен

    Андрей Генсен первый заместитель генерального директора инвестиционной группы компаний ASG

    Из-за этого скандала продажи не упадут. И вряд ли это скажется на стоимости земли в Салмачах. Это же вопрос гарантий продавца: к примеру, мы сейчас разрабатываем проект детальной планировки своих салмачинских земель, и при проектировании, естественно, все зоны минимальных допустимых расстояний учитываем. А если говорить о черном, хаотичном рынке, то там никто гарантий не дает. К слову, сейчас «сотка» в Салмачах стоит от 250 до 350 тыс. рублей, а готовый дом, если сопоставлять с трехкомнатной квартирой, — порядка 5 млн за 130-140 «квадратов». Вообще, Салмачи очень популярны среди покупателей, земля хорошо продается, а из альтернатив есть Вознесение, которое является прямой аналогией Салмачей и по ценовой категории, и по удобству, еще Восточный. Если про северную часть города говорить, то это Нагорный, Константиновка, Царицыно. Это немного разные рынки, но поселки сопоставимы. Если вернуться к газопроводу, Миннибаево — Казань, который является достаточно серьезной проблемой, то когда человек покупает участок, он должен какие-то гарантии для себя определять. Информация, естественно, должна была быть внесена в реестр, но у нас в общем-то повсеместно этой информации практически нигде нет. Ни по линиям электропередачи, ни по газопроводам. Безусловно, работа ведется, но на учет не так много охранных зон поставлено. Тем более МДР. В городе есть много охранных зон. Схожая ситуация уже была и по Нагорному, где «Тектоник» землю продавал. Там была аварийная зона посадки экспериментальной авиации. У нас самих есть участки в этой зоне МДР. Мы их заморозили и фактически они для нас как лотерейный билет. Вынесут газопровод – будем что-то проектировать, осваивать как-то. Не вынесут – будем картошку сажать. Так что мы сами ждем развязки этой ситуации.
  • Леонид Авилов

    Леонид Авилов генеральный директор агентства недвижимости «Аляска»

    Почему страдать должны те, кто купили, если государственные службы не проконтролировали ситуацию? Я знал, что эти участки проблемные, так что я не брался за их продажу. Вообще, район очень благоприятный: там земля ценится очень высоко, потому что близко к городу, но оформлялась она разными сомнительными путями, а невинные покупатели потом страдают. По моим данным, «сотка» там и 300, и 400 тыс. рублей стоит. Готовый дом можно купить и за 4,5 млн, и за 6 млн. Земля будет продаваться дальше, несмотря на скандал. На рынке это не скажется. Будут сложности только с теми, кто реально «залез не туда». Сами Салмачи постепенно исчерпываются, а из альтернатив есть Самосырово и Вознесение.
Лина Саримова
Справка

За последние несколько лет в поселке Салмачи прогремело сразу несколько скандалов. Так, еще в 2011 году Росреестр сообщал о том, что в 98 случаях из ста документы на участки в Салмачах оказываются поддельными. Тогда махинации с землей в пригородных поселках Казани заставили властей приостановить сделки и возбудить уголовные дела.

Годом позже местными садоводами была вскрыта схема «прихватизации» государственных земель. По данным МВД, в схеме были задействованы предприимчивые граждане, документы с признаками подделки и доверчивый госрегистратор. Уводу земель в частную собственность поспособствовали и чиновники: в упор не замечали, что происходит.

В 2013 году таунхаусы в том же поселке были приговорены к сносу, так как их признали самовольными постройками. В общей сложности пострадало 134 дома, из них 116 были строящимися, в 18 из них жили люди.

Новости партнеров