Новости раздела

Один месяц год кормит: татарстанские нефтяники поддали Родине «огоньку»

В экономике Татарстана в ноябре зафиксирован парадоксальный рост

Чрезвычайно низкая цена на нефть не оказала на состояние татарстанской экономики сильного отрицательного эффекта. Если посмотреть последние статистические сводки, то, вопреки всему, экономика республики начала расти (!). Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов связывает этот парадоксальный рост с особой структурой экономики Татарстана и интенсификацией добычи полезных ископаемых.

Низкие цены на нефть — это низость!

Итак, цены на нефть опустились до давно не виданных минимумов 2004 года. А если брать долларовую инфляцию, то можно говорить об уровнях начала нулевых годов…

Цены на нефть рухнули, они будут низкими в долгосрочной перспективе, потому что все время происходит технологическое обновление. Роль стран — экспортеров нефти, Саудовской Аравии и других на мировом рынке упала, они не могут контролировать мировой рынок. В реальности сейчас мировой рынок контролируется простаивающими скважинами сланцевой нефти в Соединенных Штатах. Как только поднимается спрос, они сразу выходят на рынок, цена на нефть снова начинает падать. А тут еще ФРС повысила учетную ставку, зима выдалась теплая, аравийские монархии, несмотря на ближневосточные войны, нарастили добычу. Осталось только снять санкции с Ирана. Вот когда отыграется иранский фактор, тогда и увидим, насколько низкое дно у нефтяных цен. Как уже писало «Реальное время», если же брать цены на нефть в длительной исторической перспективе (с 1880 по 2004 гг.), то в ценах 2000 года они составят $19,61 за баррель. В текущих ценах 2015 года (с учетом долларовой инфляции) этот «вечный ценовой якорь для нефти» составит $27 за баррель. Так что не исключено долгое нахождение в коридоре около $27-$30 за баррель.

Экономика России, конечно же, страдает — и ее будущее просматривается довольно-таки неясно. Прежде всего, текущая цена на нефть на 30% ниже, чем заложенная в бюджет 2016 цена в $50. Таких «кривых» бюджетов в плане реалистичности уже не принималось давно. Так что понятно, что будут перманентно «резать» расходы и пересматривать-уточнять. Тем не менее вполне возможно, что существенных сокращений расходов бюджета не будет. У страны еще есть резервные фонды, да и эмиссионный механизм еще никто не использовал. Власть в России находится в очень тяжелом положении — дальнейшее сокращение социальных расходов ускорит падение ее рейтинга и может привести к серьезному изменению настроений в обществе. Вряд ли из-за чувства самосохранения наша элита будет обижать население. Кроме того, резервные фонды (слава Кудрину!) позволяют протянуть при сложившихся условиях 1,5-2 года. А пока за 11 месяцев 2015 года вся российская экономика упала на 3,8-3,9% (спад ВВП по предварительным оценкам). Вся российская промышленность за это время упала на -3,3% по отношению к такому же периоду прошлого года.

Ноябрь животворящий

Парадокс, но экономика Татарстана, в отличие от экономики в целом по России, растет (!). Рост индекса промышленного производства в Татарстане за 11 месяцев 2015 года по отношению к такому же периоду 2014 года составил +0,1%. Индекс 10 месяцев текущего года находился в отрицательной зоне. При этом заметно, что после майского провала индекс промпроизводства начал потихонечку «оживать» до июля, а потом стабилизировался на отметке около -0,6%. Но еще в октябре этот накопленный с начала года показатель был отрицательным (-0,4%). И вдруг ноябрь коренным образом переломал всю эту негативную тенденцию. Чудо? Один месяц кормит весь год? Попробуем разобраться.

На самом же деле, все произошло за счет нереально резкого за последнее десятилетие наращивания добычи нефти…

Именно благодаря приросту индекса добычи природных ископаемых за 11 месяцев 2015 года на +2,3%, а также связанным с нефтедобычей отраслям (в нефтепереработке прирост составил +3,8% (!), в химическом производстве +2,0%), мы не сваливаемся так глубоко, как вся Россия, где индекс промышленного производства упал гораздо хуже, чем в Татарстане (-3,3%). В очередной раз повторим тезис из наших былых обзоров «Нефть — спасительница татарстанской экономики», просто отметим, что все могло быть значительно хуже, если бы в нашей экономике была бы среднероссийская структура промышленности.

В петроэкономике (в отраслях, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых) все, во многом благодаря девальвации, складывается хорошо. Благодаря тому, что издержки — в рублях, а продажи на экспорт — в подорожавшей валюте, у экспортеров появилась «девальвационная премия», на которую облизывается Минфин РФ. Кроме того, и внутренние цены здорово выросли из-за выросшего нетбека (экспортной альтернативы) — ведь продукция петроэкономики торгуема, т.е. конкурентна на внешнем и внутреннем рынке.

Посмотрите, когда последний раз так интенсифицировалась добыча нефти!

Как видно на графике, последний раз такие высокие темпы извлечения нефти из недр наблюдались лишь в 2004 году, когда средние цены на нефть болтались около отметки $30 за баррель. Логика проста — если падает мировая цена на нефть и «девальвационной премии» недостаточно для компенсации ее падения, то в действие вступает дополнительный компенсирующий фактор — наращивание добычи. Так, по группе компаний «Татнефть» за 11 месяцев добыто 24 833 064 т нефти (102,3 процента; +522 431 т к уровню прошлого года).

Невезучие отрасли

Если оценивать состояние дел в других отраслях экономики республики, которым так и не повезло быть причастными к петроэкономике, то там картинка невеселая, но не ужасная.

Индексы производства (11 месяцев 2015 г. к 11 месяцам 2014 г.)

Татарстан

Россия

Обрабатывающие производства в целом

-1,2%

-5,3%

производство пищевых продуктов,

включая напитки, и табака

1,6%

1,9%

Текстильное и швейное производство

-52,8%

-12,0%

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

-28,5%

-12,2%

Обработка древесины и производство изделий из дерева

-12,3%

-3,4%

Производство резиновых и пластмассовых изделий

-4,4%

-3,6%

Производство машин и оборудования

-20,0%

-11,2%

Производство транспортных средств и оборудования

-11,1%

-11,7%

Обрабатывающая промышленность республики падает в 4,4 раза меньше (-1,2%), чем падение «обработки» в целом по России. Конечно, утешение здесь слабое — падение тем не менее остается падением уже 11 месяц подряд. И здесь (аффилированные с добычей нефти) нефтепереработка и нефтехимия (которые сидят в обрабатывающих производствах) лишь сдерживают падение. Если же обращать внимание на динамику, то можно констатировать, что в июле-августе-сентябре падение остановилось. А после этой стабилизации уже в октябре-ноябре начался слабенький, но все-таки рост!

В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, а не на экспорт, происходит падение. Здесь у нас фактически идет накопление депрессии или застывание на отрицательных уровнях. Прослеживается довольно неприятная картина: чем выше передел промышленной продукции, тем стремительнее ее падение. Так, производство транспортных средств и оборудования упало на 11,1%. Машиностроение упало на 25,2%. Это неудивительно — инвестиции в основной капитал в России тоже сильно падают (в январе–ноябре инвестиции уменьшились на 5,5% к аналогичному периоду прошлого года). Нет спроса на инвестиционные товары — сворачивается производство. Сворачивается производство — начинается падение зарплат и сокращения — падают доходы населения и потребительский спрос. Падает потребительский спрос — отрасли из потребительского сектора начинают сворачивать закупки инвестиционных товаров. И снова бег по кругу «рецессионной спирали»

Татарстан

Россия

Производство и распределение

электроэнергии, газа и воды

-3,0%

1,2%

Строительство жилья

1,4%

3,4%

Сельское хозяйство

3,8%

2,9%

Грузооборот автотранспорта

7,9%

-6,0%

Розничный товарооборот

-12,8%

-9,3%

Подтверждение тезиса о совершенно тяжелом кризисе потребительского спроса отчетливо видно по провалу розницы в Татарстане (-12,8%). Население ужимает свои потребительские расходы, ведь его реальные располагаемые денежные доходы в октябре 2015 года в Татарстане по отношению к такому же периоду прошлого года упали на 6,0%, а реальная заработная плата снизилась на 7,0%.

Конечно, по «гамбургскому, честному счету» к цифре падения розницы надо приплюсовывать еще индекс потребительских цен -13% (цены-то у нас росли, несмотря на падение товарооборота). Тогда реальное физическое падение розницы становится еще страшнее –26%. Именно таково оказалось влияние девальвации и связанной с ней инфляции на потребительский рынок.

Именно через падение потребительского рынка и будет (в случае стабилизации нефтяных цен на текущем периоде, что весьма вероятно) самоподпитываться тот самый «порочный круг нищеты». Экономика будет тихо «тлеть», угасая или стабилизируясь на протяжении довольно долгого периода времени. Но уж лучше так, чем обреченно падать-падать-падать…

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров