Евгений Ясин: «Кризис таился в глубинах экономики еще с 2001 года»
Видные московские политики и экономисты приехали в Казань, чтобы найти новые точки роста для России
Ирина Хакамада в Казани высказала свое видение развития страны в кризис: именно малый бизнес может стать той буферной точкой, который позволит экономике страны уйти с сырьевых рельсов и первым опробовать на себе новые модели развития в изменившихся экономических условиях. Однако, чтобы это произошло, малое предпринимательство нужно «отпустить», к чему федеральные власти пока не готовы. Эксперты призвали регионы объединиться в борьбе за права МСБ.
Совет по правам человека приехал учиться у Татарстана
Заседание постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека проходило вчера в Казани во второй раз. На него приехали председатель комиссии, научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин, члены комиссии Ирина Хакамада и Сергей Воробьев, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и другие. От республики участвовали вице-премьер Василь Шайхразиев и уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов.
«Мы приехали к вам учиться, мы слышали, что вы умеете это. Мы только что прочитали, что человеческий капитал и способность учиться приводят к тому, что у вас опережающий регион. Как говорится, дурак любит учить, а умный — учиться», — объяснил Воробьев выбор Казани в качестве площадки. Он привел в пример один из главных «ориентиров», по которым в ближайшие годы будет развиваться республика — «Стратегию-2030». По его словам, именно основываясь на этом обсуждении Хакамада должна будет подготовить президенту России Владимиру Путину записку о том, как надо развивать малый и средний бизнес. «Я бы я хотел понять, на самом ли деле вы хотите сделать ставку на человеческий капитал или только так написали», — заявил он и отметил, что к 2030 году должно быть наоборот: не поддержка бизнеса государством, а поддержка государства бизнесом. Речь, конечно, в первую очередь идет о МСБ. «Если не будет конкуренции внизу, никакой экономики не получится, и никакие цукерберги с бринами случайно не родятся, а чем ниже база малого и среднего бизнеса внизу, тем больше шансов», — считает член комиссии. «Если в результате нашего совещания цифра доли МСБ в вашей экономике изменится с 25% до 45-50%, значит мы не зря приехали», — оптимистично заявил он.
Прогноз Ясина: спад экономики РФ может достичь 4,5%
Похожей риторики придерживался и известный экономист Евгений Ясин. Он прочитал собравшимся лекцию о том, как за 25 лет развивалась экономика России и с какими трудностями столкнулся бизнес. По его мнению, резкие скачки цен на нефть, в том числе и повышение, сыграли не на руку МСБ. «С 2003 по 2007 годы средний темп роста экономики составлял 7,3%. Тогда мы все верили в лучшее и рассчитывали, что в короткие сроки при таких темпах добьемся больших успехов. Но наступил кризис, он таился в глубинах экономики еще с 2001 года», — сказал он. Причиной стало резкое снижение учетной ставки в США в расчете на то, что это вызовет оживление в американской экономике. «Оживление небольшое было, а вот в Китае, Индии и России гораздо существеннее, потому что мировая экономика стала предъявлять большой спрос на сырье. Это и положило начало кризису: рост цен на горючее заменил дальнейшее повышение деловой активности в нашей стране», — рассказывал Ясин. В итоге с 2012 года началось снижение темпов роста, а в этом году впервые роста не будет вовсе. «Сегодня у нас 2015 год, и пока не ясно, чем дело кончится. Но мы будем иметь спад от 3,8 до 4,5%. У меня ощущение, что наши руководители правительства стараются показать более высокие показатели и достичь их. Посмотрим, что из этого получится, но ситуация впервые сложилась таким образом без существенных институциональных изменений», — говорит он.
— Что делать? У нас есть шанс дождаться повышения цен на нефть и газ. Но, как вы догадываетесь, это произойдет не по нашему заказу и будет довольно долго. Но те преобразования, которые мы должны были проводить во время первой рыночной реформы, нам надо продолжать: это проблема формирования системной политической конкуренции, которая нужна для формирования верховенства права и создания рыночной экономики. Нам нужно развитие местного самоуправления, они должны повышать свою активность и получать новые полномочия. Должна быть предпринимательская активность со стороны населения. Если долго ждать повышения цен на нефть, можно быстрее дождаться повышения цен на другие товары. Например, в последнее время у нас рост продаж зерновых культур. 40 милионов тонн зерна ввозил СССР. В прошлом году Россия экспортировала 32 миллиона. Но это не значит, что не о чем беспокоится: на сельхозрынке гораздо больше конкурентов, чем на нефтяном, — предупредил эксперт.
«Власть рассматривает бизнес как атавизм, порождающий жульничество»
Однако, самым ярким стало выступление Ирины Хакамады. Во многом ее тезисы совпадали с уже озвученными этой осенью на заседании Совета по правам человека с участием Путина — запись этого выступления облетела весь рунет. Первое, о чем сказала Хакамада — малым бизнесом занимается слишком много структур: совет по правам предпринимателей, уполномоченный, различные общественные организации: «Деловая Россия», «Опора России». В итоге их голос размывается, и власть его не слышит. Нужен один консолидированный орган, который будет защищать интересы бизнеса перед руководством страны. «Причем тут вообще СПЧ? Спецификой совета должно быть расширение креативного (говорят, что теперь это не модно, но мне плевать, я за модой не гонюсь), свободного, неагрессивного среднего класса. Если доля его расти не будет, то не будет и соответствующего количества рабочих мест для других сообществ, не способных создавать что-то новое. 25 лет обсуждается эта тема и, несмотря на красивые отчеты, ничего не изменилось. Доля занятых выросла с 12 до 25%, но и рынок за это время и поднимался, и опускался — чисто эволюционный процесс, без качественного изменения», — рассуждает она.
— Почему ничего не двигается? У меня ощущение, что федеральная элита (не в Татарстане, тут все по-другому, поэтому мы сюда и приехали) настроена на то, что малый бизнес — некий атавизм. Как кусок обезьяньего хвостика у человека. Отрезать не надо, может, будет хуже. Но стимулировать — неестественно для России, Россия — страна крупных форм, это было при Ельцине, при Путине, при разных режимах. У нас всегда опирались на крупный бизнес, он появлялся на пустом месте раньше, чем создавалась среда малого бизнеса, — продолжила Хакамада. Второй проблемой, по ее мнению, является то, что власти не учитывают ту энергию, которая идет от бизнесменов и содействует инерционному развитию экономики. «Он рассматривается как атавизм, порождающий жульничество, серые схемы, где нужно всегда с дубиной гоняться, не дай Бог бы ничего не украли. В итоге чем хуже условия, тем сильнее малый бизнес остается в серой схеме. Но когда наступает кризис, именно крупные компании становятся бедой страны, потому что долги перекредитованные страшно и нужны огромные средства — посмотрите на «Трансаэро», ВТБ. А малый бизнес — как огромное количество муравьев, кто-то погибает, кто-то удерживается», — говорит она.
Помочь малому бизнесу просят регионы
В этих условиях Хакамада назвала «трагедией» повышение пенсионного возраста, потому что для такого количества работающих людей старше 60 лет в стране нет рабочих мест. А появляться они не будут, поскольку все крупные предприятия сейчас стремятся к импортозамещению и инновационной экономике, увольняя, как «Автоваз», тысячи сотрудников. В итоге, 72% россиян работают на крупных предприятиях, в то время как в любой развитой экономике столько людей работают на малые компании. Так что стране нужен «качественный взрыв» в развитии бизнеса, считает политик.
— Мы находимся на турбулентной стадии мировой экономики. Терактов полно, горячих точек полно, каждая крупная экономика реагирует по-своему, и никто не может между собой договориться. Эта турбулентность никак не способствует эффективности бизнеса, — говорит она. По мнению Хакамады, эта турбулентность может продолжаться еще лет 20, поэтому стране необходима гибкая или в хорошем смысле хрупкая экономика. «По Талебу (автор книг «Черный лебедь» и «Одураченные случайностью: скрытая роль шанса в жизни и экономике» — прим. ред.) на отсутствие стабильности нужно отвечать еще большей хрупкостью. А малый бизнес в огромном количестве и есть этот хрупкий вариант: да, все равно будут убегать от налогов, за всеми не уследишь. Но и в этом риск, так поступают «азиатские тигры»: Сингапур, Тайланд, Китай и др. закрывали глаза на то, получают больше или меньше, внедряли простые формы налогообложения от патента до ЕНВД, открывали доступ к пустующем помещениям — только работайте, копошитесь. Так возникала Силиконовая долина, Филадельфия, так возникает новая силиконовая долина. Целенаправленной государственной политикой проблему не решишь, нужно рискнуть и отпустить», — говорит она.
Отпустить бизнес может только волевое решение федеральных властей, которое они не смогут принять без инициативы из регионов. «Ведь именно вы получаете доходы от малого бизнеса, вы заинтересованы в том, чтобы их было больше. Регионам нужно перевести стрелки ментальности федеральной власти. Они считают, что малый бизнес — полный атавизм, хоть и говорить будут другое, они считают, что это рассадник жульничества, и как только начнутся послабления, все будут уходит от налогов. Минфин стоит стеной и ничем хорошим это не закончится», — призывала Хакамада Татарстан и другие регионы в его лице.
Среди других функций малого бизнеса, полезных государству, она назвала создание рабочих мест, движение инновации для молодого поколения, стабилизация политической ситуации (не нуждается в больших деньгах, он тихо разоряется и умирает, но появляется новый), а также модель для отработки любых форм инноваций и импортозамещения. Доля малого бизнеса в ВРП должна быть не менее 50%, подытожила Хакамада.
«Когда в России два пацана будут создавать компанию в гараже и добьются успеха, значит, мы вошли в высшую лигу»
При этом, в кризисной ситуации излишнее государственное регулирование частот вредит, считает Ясин. «Если мы сможем удержать инфляцию, но при этом будет снижаться производство, то мы не выиграем. Если мы поддержим производство повышением цен — тоже. И мы должны понять, что выход из кризиса в том, чтобы изменился уровень доверия бизнеса к государству и они слаженно начали работать над подъемом», — заявил он, отвечая на вопрос «Реального времени». По его мнению, ошибочно поддерживать те предприятия, которые не могут остаться на плаву, а важнее дать условия развиваться именно тем, у которых есть шанс к росту. «А большинство людей в правительстве спасает тех, кто не выползет сам, и потом каждый раз будет ходить и просить», — сказал он.
— Я слышал, что у вас два предприятия «Форд Соллерс» в Елабуге и Набережных Челнах закрываются? — внезапно обратился Ясин к стоящему рядом Шайхразиеву. «Да, ну приостанавливают», — поспешил поправить гостя вице-премьер. Он отметил, что роль государства в этой ситуации видит в поддержке предприятия.
На круглом столе по взаимодействию бизнеса и государства дали слово и самим бизнесменам. Так, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов посетовал на отсутствие эффективного канала для связи бизнеса и чиновников. «Они в буквальном смысле друг друга не слышат и не понимают язык друг друга», — говорит он. Были и традиционные жалобы на бюрократию и отсутствие среды для развития. Бизнесмены даже стали хвалить грузоперевозчиков, устроивших забастовку против повышения тарифов и введения новой системы контроля за дальнобойщиками «Платон». «Молодцы ребята», — заявил бизнесмен Артем Наумов. А гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер считает, что хотя бы 10% от общего объема госзакупок (который, по его словам, составляет 40 трлн рублей), надо отдать малому бизнесу. «Даже 10% он захлебнется выполнять», — заявил он. Это приведет и к качественному улучшению процесса госзакупок, считает Геллер: «Нет лучшего контролера, чем обиженный конкурент».
Завершая диалог, Ясин еще раз отметил, что первое, что поможет бизнесу — это верховенство права и, как следствие, создание благоприятной среды. Он напомнил о примере компании Apple, которая начиналась с энтузиазма двух ее создателей, который попал на благодатную почву. «Когда в России два пацана будут создавать компанию в гараже и добьются успеха, значит, мы вошли в высшую лигу», — подытожил он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.