Игорь Юргенс: «Каждый собственник заинтересован в том, чтобы находиться в IT-мире, но вот федеральные органы — нет»
В рамках форума Finnopolis-2015 за круглым столом эксперты обсудили информационные технологии в страховании. Выяснилось, что многие инновационные проекты продвигаются на рынок с трудом, а некоторые из них и вовсе кажутся иллюзорными. Сами страховщики считают, что дигитализации отрасли мешают нехватка средств и исполнительные власти.
«У нас нет цели продать 3 млн электронных ОСАГО»
Разговор о дигитализации рынка страхования начался с обсуждения такого актуального вопроса, как введение электронных полисов ОСАГО. «Их продано более 6 тысяч штук — и прекрасно. На самом деле в этом отношении у нас нет цели, чтобы их было продано 3 млн. Вход происходит постепенно», — рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук.
Напомним, с 1 июля 2015 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые дают водителям возможность оформить полис ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. А в Казани впервые в России даже установили специальный терминал для оформления страховки. Однако пока система работает только на продление имеющихся договоров с компанией, первоначальная покупка полиса ОСАГО онлайн будет доступна только с 1 октября 2015 года.
Из зала последовал резонный вопрос — как электронные полисы будет проверять ГИБДД и другие органы? Ответ президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса оказался неоднозначным: «Направлено ориентировочное письмо, и мы над этим работаем», — сказал он. Стало понятно, что, несмотря на давление со стороны властей, в частности первого зампредседателя правительства РФ Игоря Шувалова, представители МВД воспринимают письмо как ориентировочное. Не помогли даже планшеты, с помощью которых сотрудники МВД могут проверить полисы по единому реестру и которые ввели совсем недавно для борьбы с поддельными бланками.
Телематика — иллюзия или реальность?
О таком инновационном для рынка страхования явлении, как телематика, рассказал исполнительный директор аналитического центра «Институт страхования» Павел Самиев. Под телематикой в данном случае понимается система онлайн-продаж. Самиев признал, что большинство экспертов довольно скептически относится к этой инновации, считая ее не более чем иллюзией.
Между тем, по словам Самиева, эффект от телематики уникален: это и повышение уровня рентабельности, и снижение частоты убытков, уменьшение случаев мошенничества, развитие франшиз. Есть и маркетинговые преимущества — увеличение госпродаж и изменения в структуре клиентской базы. Но когда Самиев привел цифры, стало ясно, что, несмотря на все радужные прогнозы, пока реальных доходов телематика приносит немного. За прошлый год менее 7 млрд рублей (то есть всего 0,7% от объема рынка) было заработано на онлайн-продажах, причем с учетом того, что в эту сумму вошла и прибыль, которую обеспечили колл-центры.
Страховщикам подарили «Калькулятор»
Участники дискуссии представили еще несколько проектов, направленных на перевод услуг страхования в «цифру», но о внедрении большинства из них на практике пока говорить не приходится. Об одной из наиболее реалистичных инноваций в сфере страхования поведал президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев. По его мнению, одним из перспективных проектов является электронный кабинет страховой компании на едином ресурсе, который открывает большие возможности для анализа рынка в первую очередь для самих страховщиков.
— Каждая компания может посмотреть свою позицию по отношению к рынку, — рассказал Юрьев о работе системы. — К примеру, можно посмотреть, насколько высока частотность расторжения договоров, насколько часто происходит заключение допсоглашений.
В дальнейшем эти данные могут передаваться в аналитические службы. Анализируя их, компания может выработать стратегию развития. Преимущество системы в том, что данные обновляются ежедневно.
Дигитализации страховщиков мешает власть
Участники рынка признают, что пока дигитализации сферы страхования мешает немало факторов. «Существует два мира. Банки, страховщики, продвинутый наш надзор и, слава богу, теперь мегарегулятор — мы живем одной жизнью в мире, где больше IT-технологий. И есть федеральные органы исполнительной власти, к которым попробуй зайди и попроси чего. Сейчас немного начинается взаимодействие с ГИБДД, но с ФМС или с минтранспортом его нет. Каждый собственник заинтересован в том, чтобы быть конкурентным и находиться в IT-мире, но вот федеральные органы не очень», — посетовал Игорь Юргенс. Кроме того, он подчеркнул, что дигитализация требует больших финансовых вливаний, которые иногда оказываются неподъемными даже для крупных компаний.
Игорь Жук добавил, что еще одной проблемой является нехватка компетентных кадров, способных внедрять IT-решения. К тому же, по его мнению, в головную боль может превратиться создание единой базы данных клиентов: если процесс будет двигаться так же медленно, на это могут уйти годы.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.